Татьяна Ключник и ее бренд Clavis – живое доказательство того, что войти в одну реку дважды можно, если быть честной с собой. Почему Татьяна отказалась от популярных костюмов из футера – и ушла в женственную классику? Трудно ли в фэшн-бизнесе, если ты перфекционист до мозга костей? И что делать, если клиент, который “всегда прав”, на этот раз явно ошибся? Обо всём этом – в нашем интервью.
Татьяна Ключник
“Чтобы найти для Clavis лучших подрядчиков, муж включил настоящего Шерлока”
Татьяна признается, что мода была ее детской мечтой. Как и многие девочки, она любила наряжаться, переодевать кукол, придумывать образы, но…
– До определенного момента всё это казалось несбыточной фантазией. Каким-то недоступным миром, куда можно попасть, только если ты гениальный дизайнер или медиаперсона с громким именем.
И я пошла в свадебную сферу: за 5 лет работы помогла найти "то самое платье мечты" для более чем тысячи невест. Помогала девушкам создавать образы, курировала пошив свадебных нарядов, общалась со швеями и технологами… За это время узнала много о швейном мастерстве, начала неплохо разбираться в тканях и даже села за швейную машинку.
Возможно, опыт работы со свадебными платьями отзывается и сейчас: в коллекциях Clavis много шелковых и атласных тканей.
Платье от Clavis
Но потом случился декрет – и, как это часто бывает, поиски себя и ответа на вопрос: “Чем я хочу заниматься?”.
– Стало ясно, что возвращаться в свадебный бизнес я точно не хочу. Звали в хорошую айти-компанию – но нет, не моё, не интересно. А что интересно? Творчество! И так было всегда.
Я начала учиться цифровому рисунку, пробовать рисовать принты… И у меня возникла идея: а что если я смогу предлагать их брендам одежды для печати?
Но, обсуждая это с мужем, одновременно задались вопросом: “А почему бы самим не попробовать создавать какие-то базовые вещи – и дополнять их принтами?”
Так я начала изучать нюансы производства – и оказалось, что всё далеко не так трудно!
Мы начали заниматься спортивными костюмами, повседневной одеждой из футера. По объективным критериям всё было отлично, продажи шли хорошо. Но на уровне моих личных ощущений что-то было не так.
В какой-то момент я пожаловалась мужу: “Не знаю, как развиваться в этой нише, куда я хочу прийти”. А муж отвечает: “Ну, так всё понятно. Ты же сама такую одежду не носишь! Это просто не твое”.
И это абсолютная правда. Тяжело глубоко разбираться в том, что тебе самой не близко. Еще сложнее – полюбить это.
Тогда я решила выписать всё, что мне хотелось бы поменять в бренде – и насчитала 20 пунктов. Стало ясно: менять надо не “что-то в бренде”, а сам бренд.
Сделать первый шаг на пути к новому для Татьяны оказалось труднее всего. Начали мучить сомнения: а стоит ли пытаться снова?
– Побороть страх чистого листа помогла простая мысль: на этот раз я буду делать всё так, как чувствую, так, как считаю правильным. Так в 2022-м и появился наш Clavis.
Моя фамилия по мужу – Ключник. А на латыни ключ – это clavis. Тут же родился и слоган: “Сlavis – ключ к твоему сердцу”. Для нас это не просто красивая фраза: мы вкладываем в бренд много души, и хочется, чтобы он находил отклик в сердцах покупательниц.
Татьяна в платье собственного бренда
Чтобы избежать ошибок прошлого, Татьяна и ее супруг Владимир не просто подошли к делу серьезно… Но и устроили целое фэшн-расследование.
– Для Clavis хотелось лучшего: отличных материалов, хорошего производства, качественного контента – и, конечно, настоящих профи в команде. Мы узнали, как и с кем работают крупные бренды – и стали заказывать там же, работать с теми же людьми.
Мой муж прирожденный сыщик – и сразу включил Шерлока! Даже по лайкам и комментариям в соцсетях смог узнать много интересного о том, кто чем занимается, кто с кем сотрудничает (смеется).
“Наш бомбер можно носить хоть с изнаночной стороны, потому что она – безупречна”
Татьяна говорит, что очень благодарна супругу за то, что он верит в нее даже больше, чем она сама. Правда, Владимир может не только похвалить, но и высказать Татьяне критику.
– Мне изначально хотелось для Clavis красивой глянцевой картинки, постановочных фотосессий, профессиональных моделей.
А муж меня отговаривал: “Это слишком идеально, не нужно так! Людям это не понравится”
Забегая наперед: в этот раз Татьяна оказалась права!
Когда мы запустились и дали рекламу в Instagram, отклик был просто нереальный.
Возможно, люди за последние годы наоборот отвыкли от такой эстетики – и соскучились по ней?
Живые фотосессии, модели разных типажей и параметров – это следующий этап, к которому мы придем. Сейчас я готова к экспериментам! Но до этого у нас была другая цель: создать определенный образ, найти свой стиль, стать узнаваемыми. И нам это удалось!
Татьяна признается, что сама не слишком-то любит спонтанность и риски. Врожденный перфекционизм заставляет заранее всё продумывать, планировать, расписывать – и доводить до идеала:
– Возможно, иногда это мешает в моменте, но точно работает в плюс в долгой перспективе. Ведь мой перфекционизм – это про лучшие на рынке ткани. Про идеальные швы, которые я проверяю лично. Про бомбер, который можно носить хоть с изнаночной стороны, потому что она – безупречна: все шовчики скрыты. И это не мои слова, а покупательниц, которые в отзывах всегда в первую очередь благодарят за качество!
Костюм от Clavis
Все ситуации, связанные с клиентами, я примеряю на себя – и задаю себе вопросы: “А я бы расстроилась?”, “А мне бы это понравилось?”, “А я хотела бы, чтобы со мной работали именно так?”. Честные ответы помогают сделать так, что у нас за этот год не было ни одного серьезного конфликта с покупателями.
Хотя они у нас очень разные, и каждая – индивидуальность. Всё чаще у Clavis покупают женщины от 30 и старше – и мне эта тенденция очень нравится. Это самодостаточные, состоявшиеся в жизни женщины, которые уважают себя, высоко ценят качество и нашу подачу.
Костюм из бомбера и джоггеров
При этом, мы не просто “бьем” в классику, а придумываем всё новые элементы, которые могут ее разнообразить, сделать более живой и трендовой. Например, недавно презентовали, казалось бы, классическую футболку, но с корсетной частью внизу. Или “похулиганили”, выпустив в атласе джоггеры и бомбер – и этот костюм стал хитом!
Что еще хочется попробовать – так это принты, с которых все начиналось. Мне хочется, чтобы они были не просто красивой картинкой, а несли в себе определенный посыл.
Одна из моих идей: переосмыслить в принтах знаменитые произведения изобразительного искусства. Ведь живопись и фэшн, на самом-то деле, тесно связаны – и многие знаменитые кутюрье вдохновлялись (и вдохновляются!) работами художников.
А если на футболках разместить еще и цитаты этих мастеров? Те, которые будут отзываться нашим покупательницам, вдохновлять их, поддерживать? Если всё получится, это будет очень здорово!
“Мы устраиваем новым моделям настоящие краш-тесты”
Модели Татьяна создает в дуэте с конструктором. Говорит: это 100% понимания “и немножко еще”.
– Конструктор прекрасно чувствует, чего я хочу, схватывает идеи на лету. И, вместе с тем, может дать очень толковые советы, подметить то, что я, возможно, упускаю из-за того, что у меня нет таких глубоких знаний в конструировании одежды.
И да: конструктор у Clavis тоже перфекционист (смеется).
Поэтому мы стараемся продумать всё до мелочей и устраиваем новым моделям настоящие краш-тесты. Я хочу быть уверена, что человеку будет удобно и комфортно, что девушка будет чувствовать себя уверенно.
А если вдруг это не так, если постфактум выясняется, что модель можно улучшить – мы не раскачиваемся, а сразу же это делаем! Поэтому мы очень благодарны нашим покупательницам за обратную связь: и всегда просим – пишите! Это точно не тот случай, когда в ответ вы получите сухое: “Извините, это такая модель”. Мы будем стремиться к тому, чтобы ее улучшить!
Например: недавно мы отшивали жакет. Ткань я заказывала у надежного поставщика, но, увы, то, что при механическом воздействии она начинает лосниться, выяснилось уже в процессе отшива.
Татьяна в жакете от собственного бренда
Самое простое решение – закрыть на это глаза. Ну, потому что ткань-то ведь по своим характеристикам хорошая – мы никого не обманываем! Да и дедлайн уже подходит: надо выставлять вещь на продажу.
Но я так не смогла: и в последний момент нашла замену, до этого объехав все магазины тканей.
И – опять же – сотрудники производства могли сказать: “А всё, мы уже не успеем собрать модель заново и отшить, у нас план”. Но никто этого не сделал – наоборот: “Конечно, привозите! Мы сами хотим, чтобы всё было хорошо”.
Кстати, у Clavis есть система предзаказов: некоторые вещи настолько востребованы, что всё распродается еще на этапе отшива, поэтому люди просят внести их в лист ожидания.
– Я думаю, это верная стратегия: мы не производим больше, чем сможем продать. И лучше мы дошьем для тех, кто действительно этого хочет, чем будем забивать склады одеждой, которая никому не нужна.
Тем более, 100% наших покупательниц точно получат свои заказы: мы всегда выполняем их в срок. И, более того, соглашаемся на то, что для многих брендов табу – индивидуальный пошив.
Предлагаем его в тех случаях, если можно скорректировать стандартный размер ближе к параметрам клиентки или повторить вещь из первых коллекций, которых уже нет в продаже, но заказчице очень хочется.
Конечно, это трудозатратная история… Но я не могу от нее отказаться. Почему-то лично переживаю за каждую девочку, которая не может найти платье или костюм своей мечты из-за того, что не вписывается в стандарты размерной линейки.
Уже по тому, как они пишут, понятно, что постучались к нескольким брендам – и получили отказ: “Я понимаю, наверное, вы не сможете это сделать…”
Я отвечаю: “Подождите! Давайте попробуем!”. И связываюсь с производством, прошу пойти навстречу заказчице и выполнить работу.
А потом… Любые сложности отходят на второй план, когда мы получаем фото и сообщения, полные благодарностей и тепла. Но лучший отзыв – то, что эти девушки становятся нашими постоянными клиентами.
“Это мое детище – и мне хочется посмотреть, каким оно станет, когда вырастет”
Почему же муж Татьяны уговаривает ее отказаться от индивидуального пошива? За это “спасибо” конфликтной заказчице:
– Могу вспомнить лишь один случай, когда индивидуальный пошив себя не оправдал. Девушка сама прислала некорректные параметры, по которым мы и отшили вещь… При этом мы заранее предупредили ее том, что обмен или возврат средств в этом случае невозможны: мы шьем специально для нее.
Что в итоге: из-за того, что девушка изначально дала неверную информацию, вещь на нее не села. И разразился скандал – правда, в одностороннем порядке. Мы даже не успевали отвечать на поток обвинений… Да и не хотелось, честно говоря. В этой ситуации я решила быть лояльной по отношению к клиенту, хотя он однозначно был неправ…
Сейчас я, возможно, поступила бы иначе. По крайней мере, когда эта же заказчица через некоторое время спокойно вернулась к нам и попросила пошить на нее еще одну вещь – я совершенно искренне ответила, что в этот раз мы не можем себе этого позволить.
Тем не менее, хорошее – точно перевешивает. По словам Татьяны, клиенты так часто говорят бренду “спасибо”, что хочется сказать “спасибо” в ответ:
– Я придумала такой способ: надеюсь, совсем скоро у Clavis появятся открытки, нарисованные мной. С личными посланиями для каждой покупательницы: чем-то сокровенным, что хочется передать от сердца к сердцу.
Ну, а какое послание Татьяна оставила бы сама для себя?
– У каждого случаются кризисы, когда закрадываются мысли о том, что всё слишком трудно и, возможно, тебе это не нужно…
Но когда поступило предложение (и выгодное) купить Clavis, я поняла, что точно к этому не готова. Это мое детище – и мне хочется посмотреть, каким оно станет, когда вырастет. Первый год – это момент становления, период проб и ошибок. Так что мы – только в начале пути, и я уже вижу, каким прекрасным может стать этот путь.
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.