Мы часто пишем про столичные бренды, а что там с модой в регионах? Чтобы выяснить это, наша команда отправилась в Гомель – и пообщалась с создательницей pro.knitwear Ксенией Бараш. Легко ли развивать модный бизнес в областном городе, и как сделать так, чтобы твои изделия выставлялись в испанских шоурумах? Об этом – в нашем интервью.
Ксения Бараш
“Сработало сарафанное радио”
Шоурум pro.knitwear, в котором нас встречает создательница марки Ксения Бараш, находится на Крестьянской – одной из самых оживленных улиц Гомеля. В это просторное помещение с отдельным входом бренд переехал летом. Отчасти – вынужденно: иначе, смеется Ксения, вещи бы просто вытеснили работников магазина.
Шоурум pro.knitwear/v.odezhde
– Весной мы запустили вторую линейку – v.odezhde, и поняли, что нужно расширяться, – рассказывает собеседница. – Долго искали подходящее место, и как-то все мимо. А эта локация, напротив, очень понравилась, но мест не было. Помню, сказала мужу: представь, как круто было бы открыться здесь, вот в этом доме! Нет ступенек, окна большие, проходимость хорошая… И вот, буквально через неделю на приглянувшемся мне помещении появилась табличка “Аренда”.
В центре нового шоурума – стенд с вязаными аксессуарами: именно с них 5 лет назад всё началось.
– Тогда у меня была совсем другая работа – я помогала отцу с бухгалтерией, – вспоминает Ксения. – Первую половину дня проводила за документами, а вот вторая была полностью свободна, и я стала искать, чем бы в это время заняться.
Изучая интернет, девушка наткнулась на мастер-класс по вязанию головных уборов – и решила попробовать.
– До этого я никогда не держала в руках спицы, но довольно быстро поняла, что и как делать.
Около года Ксения изучала тему, набивала руку. А потом подумала: если всё получается, почему бы не начать вязать на продажу? Так появился отдельный аккаунт: сначала – под личным именем, позже – под брендом pro.knitwear (“про вязаную одежду”). А вместе с ним – и первые клиенты.
Одни их первых аксессуаров – повязки. Фото из личного архива героини
– Сработало сарафанное радио: друзья и знакомые покупали, им нравилось, они рассказывали своим друзьям и знакомым – и так по кругу. В итоге мои аксессуары засветились в блоге у гомельского визажиста Юлии Галайды – и тут меня буквально накрыло лавиной заказов.
“Мини-авоська произвела фурор. Испанские клиенты были готовы платить 150 евро”
Всю зиму Ксения занималась повязками, шапками и варежками – и, признается она, ей это очень нравилось. Но с приходом весны спрос на вязанные аксессуары спал, и девушка задумалась: что делать дальше?
– Опять помогли Pinterest и YouTube, – вспоминает она. – Тогда начали набирать популярность авоськи в технике макраме. Я посмотрела пару видео – вроде все легко, закупилась материалами и приступила к работе.
Первая модель авоськи – на кольцах (которые, кстати, изготавливались вручную местными мастерами) – очень понравилась покупателям. Однако Ксения решила не останавливаться на этом варианте, и параллельно запустила в продажу еще одну форму.
Авоська на кольцах. Фото из личного архива героини
– Авоська с кольцами была красивой, но не совсем практичной. Поэтому я сделала другую сумочку – на длинных ручках, которую и в магазин можно взять, и на прогулку с детьми, и на пляж. Потом к ассортименту добавилась еще и мини-авоська. И вот она произвела такой фурор и принесла столько заказов, что на протяжении года я только аксессуарами и занималась: зимой – шапочки и варежки, летом – авоськи.
Мини-авоська. Фото из личного архива героини
Популярность на сумки не спадала еще долго. В 2020-м слава докатилась аж до Испании: Ксении написали из местного шоурума и предложили выставить авоськи там. Стоимость одной сумочки для испанских клиентов была в районе 150 евро (для сравнения: на официальном сайте pro.knitwear авоськи продаются по 50-60 руб. – Прим.редакции).
– В общем, можно было и дальше оставаться в теме аксессуаров, – улыбается Ксения. – Но захотелось чего-то большего. А поскольку мы начали с вязанных вещей, решили продолжить тему – и заняться трикотажем.
“Чтобы получить вещи к сезону, нужно заказывать их заранее”
Идея есть – пора искать производство! Это, признается собеседница, был тот еще квест: в Беларуси никто не соглашался на сотрудничество.
– Кто-то отказывал из-за небольших объемов, кто-то вообще не отвечал, – вспоминает она. – В итоге я решила заказать первую партию одежды – свитеры, кардиганы и жилеты – на производстве российской марки Aim clo: у них были отличные условия для брендов-малышей. Оформила заявку на 20 единиц, внесла предоплату, получила ориентировку по срокам – обещали, что управятся в 20-25 рабочих дней, и стала ждать.
За неделю до дедлайна производство сообщило, что изготовление заказа задерживается – на 5-7 дней.
– Потом сказали, что опять не успевают – и надо подождать еще недели две. А уже начало ноября! Прикинув, сколько времени уйдет на доставку из Новосибирска в Гомель, поняли: когда получим одежду, она будет уже неактуальна.
Кардиганы из первой партии. Фото из личного архива героини
За решение вопроса взялся супруг Ксении – он сам начал общаться с менеджерами. И ситуация внезапно разрешилась: выяснилось, что заказ все-таки готов – за исключением пары позиций.
– Мне кажется, все потому, что мы – маленькие, – рассуждает Ксения. – Наверное, им выгоднее было сначала рассчитаться с крупными заказчиками, а потом уже разбираться с нами. В любом случае, это не единственная причина, по которой сотрудничество с Aim clo прекратилось: себестоимость выходила слишком высокой, а мы хотели позиционировать себя как демократичный бренд.
А так выглядели жилетки. Фото из личного архива героини
Несмотря на трудности, “то самое” производство все же нашлось.
– И нашлось оно примерно так же внезапно, как и новый шоурум, – смеется девушка. – Я, кажется, уже все варианты изучила, но нет – оказалось, есть еще один. И находится он у нас, в Гомеле, в 20 минутах ходьбы от моего дома. Это частная фабрика по производству вязаного трикотажа.
Помимо расположения фабрика привлекла и своей гибкостью: здесь готовы были браться за небольшие партии – от 2-3 единиц. Кроме того, не было проблем со сроками изготовления.
– От идеи до получения опытных образцов и финальных согласований проходит в среднем две недели-месяц, – рассказывает о нюансах производства Ксения. – Конечно, чтобы получить вещи к сезону, заказывать партию, а вместе с ней и пряжу, нужно заранее: например, в марте мы оплатили пряжу на осень. Но если учитывать такие моменты, накладок не будет.
“У меня нет цели годами зарабатывать на одной вещи”
Откуда вообще берутся идеи? Ксения честно признается: и за коллегами по цеху наблюдает, и Pinterest изучает, и спросом интересуется. Некоторые модели и вовсе рождаются случайно. Так, например, произошло с хитом бренда – трикотажными тельняшками.
Бестселлер бренда – трикотажная тельняшка. Фото из личного архива героини
– Это была спонтанная задумка: мы с технологами обсуждали совсем другие модели, и меня осенило – а почему бы не связать… тельняшки? – С улыбкой вспоминает Ксения. – Я даже не предполагала, что они так понравятся нашим клиентам: все ушло за день! Некоторые покупали сразу в паре цветов, и мне постоянно приходилось дозаказывать новые партии.
Правда, с этого сезона купить тельняшку уже не получится. И причин сразу несколько.
– Во-первых, со временем возникли проблемы с пряжей, – поясняет собеседница. – В какой-то момент мы поняли, что цветные полосы стали окрашивать белые. Поэтому сделали последнюю партию в нейтральном оттенке “графит” – и на этом закончили.
Во-вторых, хотелось, чтобы оставался какой-то элемент уникальности. Больше половины наших клиентов – из Гомеля, и в какой-то момент тельняшки буквально заполонили город. Все в них ходили! Это как прийти в ресторан и увидеть там девушку в таком же платье. Вроде ничего страшного, но и приятного мало. Поэтому я приняла решение завершить эту историю и идти дальше. В конце концов, у меня нет цели годами зарабатывать на одной вещи – лучше придумать новое. К примеру, линейку обычной одежды – ее мы запустили в этом году, и, мне кажется, она отлично дополнила трикотаж: теперь у нас можно без проблем собрать полноценную базу.
– Покупатели новинки оценили?
– Судя по тому, что летом шоурум был полупустым, да (смеется). Но и партии у нас небольшие. Линейку v.odezhde мы отшиваем на собственном производстве, если это так можно назвать: у меня есть команда индивидуальных швей, которые работают на дому, и собственный технолог. Поэтому каждая модель выходит всего в паре экземпляров. Это, опять-таки, про мое видение: хочу, чтобы каждая девочка чувствовала себя уникальной.
Вместо ответа на вопрос, какие новинки ждать в ближайшее время, Ксения загадочно улыбается: “Могу лишь сказать, что это будет кардиган”. А вот о своих мечтах рассказывает куда охотнее.
– Мне очень бы хотелось заняться обувью, – признается она. – Не спорю: это дорого и сложно. Но, с другой стороны, когда-то и вязание казалось мне сложным – а в итоге оно стало моим хобби и затем работой. В общем, почему бы не попробовать?
Автор: Анастасия Величко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.