Дизайнер Яна Гурова подкупает своим юмором, прямотой. И тем, что ее слова не расходятся с делом. Сказала, что стоит горой за свою команду и хочет, чтобы швеям на производстве было уютно, как дома. И тут же подтверждает это, ответив на телефонный звонок: “Что случилось? Как это – стула не хватает? А кто забрал твой стул? Понятно… Дорогая, можешь взять мой из кабинета. Или знаешь что? Я прямо сейчас переведу тебе деньги: купи, какой захочешь, в магазине рядом – и подпиши своим именем, чтобы больше на него никто не сел! Только не расстраивайся!”
А потом извиняется – и рассказывает, как из девочки, которая “пошла в эту сферу, чтобы не сдавать математику”, превратилась в человека, у которого два бренда, собственное производство и первый в нашей стране обучающий курс для молодых дизайнеров.
Яна Гурова
“Отучилась на дизайнера, но потом занесло в танцы go-go”
Яна говорит, что судьба сама толкала ее в сторону швейного дела так, будто “надо что-то здесь отработать, чтобы хоть в следующей жизни отпустило”. Но она долгое время сопротивлялась.
– Я иногда захожу в цех, где очень жесткой приходится быть… И думаю: “Блин, как с моей тонкой душевной организацией и чувством прекрасного меня сюда занесло? Я не хочу всё время быть злобным прорабом!”. Но, видимо, это мой крест (смеется)
А началось всё с того, что я пошла учиться на дизайнера одежды, чтобы не сдавать математику. Способности, определенно, были, но экзамены сдала, скорее, на везении и харизме – готова к ним не была.
Сейчас, с нынешним моим опытом, отнеслась бы к учебе иначе. И результат был бы совсем другим. Но крайне странно ждать от человека в 17-18 лет взвешенных решений. Что он возьмет – и выберет раз и навсегда дело жизни.
Саму Яну здорово штормило. В какой-то момент даже занесло в танцы go-go: “хотелось свободы, веселья, легкости”.
– До сих пор удивляюсь спокойствию и пониманию семьи. Особенно папы-военного. Который, видя, как я, вся в блестках собираюсь в клуб, поднимал брови, но говорил: “Доча, иди, всё в порядке!”.
Видимо, эта концепция – поверить близкому человеку, дать ему свободу и позволить определиться, чего он хочет от жизни – сработала. В какой-то момент Яна сама решила вернуться в дизайн и швейное дело.
– Мой молодой человек, теперь уже муж, занимался разработкой сайтов. И предложил создать платформу – под ателье с индивидуальным пошивом. Поскольку мой девиз – “Слабоумие и отвага”, я подумала: “Почему нет?”. Одолжила $300, нашла девочку-конструктора, которая работает со мной уже 13 лет, арендовала помещение… И открыла это ателье, которое внезапно стало очень популярным.
Поэтому я всегда говорю девочкам, которые приходят ко мне на курс: “Перестаньте бояться сделать первый шаг. Если вы действительно хотите этого, задавайте вопросы, ищите варианты, стучитесь во все двери – и вы найдете всё, что вам нужно!”.
Это подтверждает мой собственный опыт. Ведь я, правда, на тот момент ничего толком не умела. Нет, я классно рисовала, у меня были какие-то представления о фэшн-сфере… Но всё остальное – от швейной машинки до бизнес-стратегии – ад и тёмный лес.
Всему училась на практике! И теперь уже сама могу кое-чему научить профессиональных швей. Они смотрят с удивлением и спрашивают: “А так можно было? Круто!”.
Одна из работ Яны, которой гордится она сама
По правилам, наверное, нельзя. Но правила иногда ограничивают, выставляют рамки. А у меня их нет. Это как с детьми, которые только учатся ходить – и не знают, что если упасть, будет очень больно… Поэтому просто идут вперед.
“При пошиве мне испортили партию кашемировых пальто, и я потеряла порядка $10 тысяч”
С Яной было также. Признается, что “косячила, портила ткани, плакала”... Но не останавливалась.
– Шила сразу из ткани клиента и пыталась посадить на него вещь с первого раза… Получалось так себе. Ну, что? Делала вид, что всё идет по плану, а потом покупала ткань за свои и всё перешивала.
Клиентов становилось всё больше. Помимо этого, у меня оставались обрезы ткани, из которых я шила вещи по собственным эскизам – и выставляла их на продажу. Тогда же появился Instagram… И хотя писать посты, выставлять сторис и, о господи рилсы, это для меня мука до сих пор, это выстрелило.
Я поняла, что людям, кажется, действительно интересно то, что я создаю – и решила создавать собственный бренд.
Единственной стратегией, которой я на тот момент придерживалась, была всё та же: “Слабоумие и отвага” (смеется).
Просчитывать адекватную себестоимость и риски, прописывать бизнес-план я научилась буквально год назад. До этого мне нравилась мысль о том, что талант и творчество сами за себя скажут и пробьют любые стены. Нет, не пробьют.
Теперь я планирую, считаю, веду учёт… В плане бизнеса это, конечно, дает отличные результаты. Но я скучаю по времени, когда мне хватало безбашенности, чтобы этого не делать. Не жалею ни об одной из своих ошибок!
Тем не менее, одна из них дорого обошлась Яне:
– Мне казалось, что все швеи априори умеют шить, а все производства понимают, что они делают… Увы. При пошиве мне испортили партию кашемировых пальто, и я потеряла порядка $10 тысяч… Что я делала? Кричала и перешивала.
Но, кстати, с людьми, которые тогда запороли те пальто, мы общаемся и сотрудничаем до сих пор. Я им объяснила, что было сделано не так, научила… Правда, после этого они почему-то называют меня Гитлером (смеется).
Если серьезно: я всегда даю второй шанс и не расстаюсь с людьми из-за того, что они накосячили. Очень важно в любом деле сохранить в себе человека. Особенно сейчас.
Тем не менее, ошибки других производств подтолкнули Яну к созданию собственного:
– Чтобы не проходить через это снова и снова, я решила создать свое производство. Где швеи не просто строчат, а думают о том, что они делают, если нужно – советуются, и сами хотят получить достойный результат. Конечно, человеческий фактор исключить нельзя, но мы делаем максимум, чтобы не было стыдно за то, что видим на выходе.
Кстати, производство Яны вышло на новый уровень… во время ковида! Держите инструкцию, как превратить кризис в точку роста.
– Поначалу ковид меня, как и всех, сильно подкосил. Людям нужно было платить зарплату, а я не понимала, что нас ждет завтра и где я возьму эти деньги. Тогда пришлось принять трудное для меня решение: согласиться отшивать на собственном производстве и другие бренды. Мне на тот момент казалось, что я спускаюсь на ступень ниже по лестнице швейной эволюции.
Тем не менее, эта история на 100% себя окупила, и я очень рада, что рискнула.
Собрать подходящую мне команду было непросто… Всё сложилось в тот момент, когда я поняла, что сделала всё от меня зависящее – и большего не могу. Отпустила ситуацию, включила смирение и… И ко мне сами пошли нереально классные швеи!
Стараюсь создать для моих девочек условия, в которых им будет кайфово работать, и очень ими горжусь. Пришлось, правда, взять начальника производства, чтоб он выполнял роль плохого полицейского, а я хочу оставаться хорошим (улыбается).
“В каждом из нас есть шальная императрица, которой хочется надеть леопардовый комбинезон”
Собственное производство, отшив других брендов и выручка от двух собственных дали результат, которого сама Яна не ожидала. Но теперь она может абсолютно спокойно, зная, что это правда, обещать участникам курса: “Расскажу, как я пришла от $300 среднемесячной выручки к $25 тысячам”.
– К такой выручке удалось прийти за счет работы сразу в нескольких направлениях и делегирования.
Бренд Gurova может жить только в тесной связке со мной, это отражение меня самой. А вот второй бренд ICU (I cover u) я передала в руки маркетолога и smm-специалиста, и это дало отличные результаты.
На протяжении долгих лет я держала всё под личным контролем, но очень устала от этого – и решила попробовать мыслить иначе.
И вот опять же: как только я отпустила ситуацию, пошли продажи! Теперь я могу только генерировать идеи, остальные вопросы закрывают другие люди.
Но как бы Яна ни старалась отстроиться от бренда ICU, в его ДНК легко узнать дизайнера Гурову.
– ICU – это попытка приручить мою дизайнерскую биполярку и объяснить, как вдруг среди классических кашемировых пальто (одна из визитных карточек Яны, – Прим.редакции) вдруг появляется неоново-розовая шуба! Мы обыграли это выражением “Я тебя прикрою”: мол, чуди, сколько хочешь.
Пуховик от ICU
Ведь у каждого из нас есть та самая скрытая сторона: шальная императрица, которой хочется надеть леопардовый комбинезон и обсыпать себя блестками. ICU – история о том, что это нормально, и ты можешь быть любым!
Этому же Яна учит на своем курсе “Бренд не тренд”:
– Я за то, чтобы быть, а не казаться. Ширпотреба и брендов-однодневок уже хватает… Поэтому нужно копать глубоко, пока не найдешь настоящее лицо своего бренда. Рынок уже пресыщен, и залететь на него можно, только если ты нутро достанешь – и тебе поверят.
Чтобы донести это и проложить для молодых дизайнеров маршрут от первого эскиза до собственного бренда, Яна и запустила курс.
– Долго сопротивлялась и, честно скажу, выносила команде мозги: “Я не могу заниматься этой болтологией. Этими прогревами, продажами… Это же бред какой-то!”.
Но коллеги убедили: мои знания и опыт могут принести реальную пользу.
Мне очень нравится, что все спикеры моего курса – действующие игроки рынка. И при этом никакой конкуренции у нас нет: мы понимаем, что должны помогать друг другу и участникам нашего курса. Потому что они просто прекрасные: открытые, ищущие, заряженные! Готовы брать и делать.
Очень хочу, чтобы курс в будущем вырос в фэшн-академию, которая даст ученикам возможность зарекомендовать себя и сразу после обучения найти работу в одном из брендов. Ведь мы, сумасшедшие, (а другие в белорусский фэшн-бизнес не пойдут!) должны держаться вместе!
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.