Кажется, сегодня в фэшн-индустрии как никогда много бодипозитива и инклюзивности. Но, согласно статистике аналитической платформы Tagwalk, плюс-сайз модели участвовали только в трети показов недель мод сезона весна-лето 2024, и в основном это были показы независимых дизайнеров, а не ведущих брендов вроде Dior или Gucci. То же — с плюс-сайзом в реальной жизни: найти классные вещи в размере больше ХL в магазинах модной одежды все еще проблематично. Почему у девушек с формами намного меньше возможностей одеваться стильно, чем у девушек стандартных размеров, спросили у стилистки и модницы размера плюс Камиллы Шах.
Стилистка Камилла Шах
"Все стройные девушки стройны одинаково, все полные — полны по-своему. Мне кажется, в этом основная проблема"
Отвечая на вопрос, почему у нас такая нехватка стильной и доступной одежды больших размеров, Камилла приводит пример.
— Однажды мы с клиенткой, девушкой 42-44-го размера, приехали в ателье, которое занимается индивидуальным пошивом пальто. Пока шли замеры, я атаковала владельцев вопросами: откуда ткани, какие сроки, что с размерами? И они признались, что не работают с плюс-сайз, шьют максимум на 50-ый размер, не больше. Мол, это очень тяжело: клиентам не угодить, лекала не подогнать.
Перефразируя Толстого: все стройные девушки стройны одинаково, все полные — полны по-своему. Мне кажется, в этом и есть основная проблема. Взять двух девушек 56-го размера — у них ведь могут быть совершенно разные фигуры. У одной вес ушел в плечи и грудь, у другой — в живот, у третьей — в нижнюю часть тела. У меня были клиенты с верхом 48-го размера и низом — 52-54-го! И наоборот: верх — 52, низ — 48. Как тут угадаешь?
Полагаю, производителям действительно сложно отшивать коллекции, которые будут стильно выглядеть и подходить для любой фигуры неконвенциональных параметров. При этом еще надо не уйти в минус, учитывая совсем другой расход материала.
Белорусский бренд MURMUR шьет одежду на размеры от 40 до 58
"Одеть плюс-сайз клиентку каждый раз тот еще квест"
— Очень выручает онлайн-шопинг. Из оффлайн-магазинов белорусских брендов заглядываем в МURMUR и Normal. А еще в Gratto, но там мне не хватает базовых вещей.
Рубашки, футболки, джемперы часто беру клиенткам в мужских отделах. И для них это всегда открытие! Но, во-первых, унисекс — это глобальный тренд. Во-вторых, даже в самом недорогом масс-маркете мужская одежда всегда чуть лучше по качеству, чем женская. Тот же хлопок намного плотнее. Ну и женская L и мужская L — это две совершенно разные "эльки". Вот так, собирая гардероб как паззл, и выкручиваемся с девочками.
Размерный ряд Normal — от 50 до 56
С другой стороны, работать с плюс-сайз клиентками намного проще, чем с клиентками того же 44-46-го размера. Девочки с формами рады, что на них хоть что-то можно найти, они готовы купить всё, что предлагает стилист.
В то время как закомплексованная девушка 46-го размера будет долго сомневаться и приговаривать "это меня полнит". В такой момент я мысленно делаю жест "рука-лицо".
В анкете, которую я прошу заполнить моих клиенток, есть два противоположных вопроса:
- Хотели бы вы какие-то особенности внешности скорректировать при помощи одежды?
- Какие достоинства хотели бы подчеркнуть?
Большинство девочек в размере плюс пишут длинную тираду, отвечая на то, что надо скорректировать. А про достоинства коротко — "ничего". Мне кажется, в этот момент я испытываю буквально физическую боль. Наверное, потому, что сама прошла долгий и мучительный путь принятия своего тела. Отвечаю: ну как же ничего? Посмотри, у тебя тонкие лодыжки, красивое декольте. Смущаются, но соглашаются.
Gratto: размерный ряд — от 46 до 66
"Кто решил, что полное тело надо непременно корректировать?"
Кажется, что из-за тренда на инклюзивность сложилась обидная тенденция: полных моделей приглашают на показы не потому, что бренды хотят показать носибельные плюс-сайз вещи, а потому, что об этом будут говорить. Так ли это?
— Интересно, что вы используете слово "обидно", меня это так не триггерит. Но недоумение, действительно, иногда вызывает. В прошлом году на всех показах примелькалась одна плюс-сайз модель. И я все ждала: хоть кто-нибудь оденет ее красиво? Было ощущение, что любой наряд только подчеркивает ее недостатки.
Однако, я стараюсь смотреть на ситуацию с разных сторон. И думаю: а кто решил, что полное тело надо непременно корректировать? Делать визуально выше, стройнее, вытягивать шею, если она короткая, уменьшать живот, если он круглый.
Американка Тесс Холлидей при весе в 155 кг считается самой полной моделью в индустрии
Значит, мы по-прежнему сидим в стереотипе, что надо стремиться к некому стандарту? Имеет ли право полная девушка одеться так, как ей нравится, не думая о том, как скрыть свой вес? Имеет ли право дизайнер одеть полную девушку так, как он задумал, даже если у публики это вызовет недоумение?
Но от чувства, что все эти подиумные выходы, равно как и выходы моделей с ограниченными возможностями, делаются больше ради хайпа, я избавиться не могу. Ведь в бутиках брендов потом не найти той одежды больших размеров, что демонстрировалась на подиуме.
Инклюзивная коллекция Sinéad O’Dwyer на Лондонской неделе моды, осень-зима 2023
Известных плюс-сайз моделей — единицы. Модели изначально стандартных параметров, а затем располневшие, — например, Адриана Лима или Барбара Палвин, — выходят на подиумы в новом весе, но в итоге все равно худеют. Почему так мало плюс-сайз икон и желающих занять эту нишу?
— Жир не продает. Грубо, но факт. Контракты, деньги. Мы покупаем, когда хотим "как у нее". Откуда взялись в свое время модели с точеными фигурками? На них идеально сидит любая одежда — и мы хотим так же, поэтому идем и покупаем.
Одна из самых известных плюс-сайз моделей Эшли Грэм на Миланской неделе моды, весна-лето 2024
Часто модели больших размеров, а также рекламные кампании, в которых они участвуют, подвергаются осуждению. Свежий пример — критика коллекции одежды российского бренда Befree в соцсетях, которую демонстрировали модели плюс-сайз. Почему обычные, реальные тела подвергаются хейту? Камилла уверена, что негативные комментарии — это не повод для расстройства.
— Когда я вижу хейтеров, испытываю лишь жалость. Мы отдаем то, чем наполнены. Чем наполнен человек, источающий яд? Интересно, что авторы таких опусов — часто молоденькие стройные девушки, живущие в тюрьме стереотипов и нелюбви. Они ненавидят себя за полтора лишних килограмма. И уж тем более ненавидят публичную личность, которая посмела свободно демонстрировать свое, типа несовершенное, тело, да еще и жизни радоваться при этом.
Плюс-сайз коллекция Body Language, BEFREE
Почему тренд на принятие себя в любом весе не зашел массам?
— А я считаю, зашел! Мы ведь действительно сделали большой шаг вперед за последние десятилетия. И то ли еще будет.
Автор: Вера Рогатко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.