MURMUR – бренд, который действительно любит женщин и доказывает это делом уже восемь лет. Концепция простая: создавать одежду, в которой хочется жить – и жить красиво. А демонстрируют эту одежду не подиумные модели, а те, кто ничем не хуже! Обычные женщины от 40 до 58 размера. Мы встретились с создательницами MURMUR, Светланой Комаровой и Екатериной Латышевой, и узнали, в чем секрет бизнеса, который никогда не уходит в минус, как они относятся к брендам, которые копируют их идеи, и почему покупатели однажды… разбили стекло в магазине!

Материал подготовлен при поддержке компании "Регула".

Бренд MURMUR 1.jpgСветлана и Екатерина

Мы продолжаем наш проект Fashion Club, посвященный белорусским брендам и дизайнерам. Больше материалов проекта вы найдете по хештегу #fashion club (ссылка кликабельна).   

“Во время черной пятницы наплыв людей был такой, что они случайно выдавили стекло витрины”

Екатерина и Светлана подружились еще в начале 2000-х – во время учебы (девушки – дипломированные художники-модельеры). Казалось бы, идея создания совместного бренда была на поверхности, но созрели не сразу. Тот случай, когда опыт помешал нырнуть в омут с головой.

– Создать бренд предложил мой муж, – рассказывает Екатерина. – Но я не хотела. А не хотела потому, что много лет работала в сфере легкой промышленности. Понимала, что дело это серьезное и трудное. Ввязаться в такую историю без опыта, на чистом энтузиазме и эйфории гораздо проще.

Бренд MURMUR 2.jpg

Но когда оказалось, что идею собственного модного бренда на 100% поддерживает не только муж, но и подруга, Екатерине всё-таки пришлось сдаться.

– Помню, Катя сказала: “Ладно, рисуй!”, – вспоминает Светлана. – Я нарисовала первую коллекцию, а она говорит: “Очень, очень красиво! Но шить это мы не будем”. (смеется)

Я мыслила как художник, мне хотелось вложить в эскизы как можно больше творчества, а Катя смотрела на ситуацию практично – и понимала: это мы не продадим. И создавать нужно то, что будут носить реальные женщины. 

Бренд MURMUR 3.jpg

Уже тогда начал проявляться ДНК бренда: “одеть женщину для жизни”. Создать одежду, в которой она будет ощущать себя уверенно и комфортно на протяжении всего дня, в любой ситуации.

Регула_баннер.jpg

– У современной женщины очень насыщенная жизнь – на день может быть запланировано с десяток самых разных дел, – отмечает Екатерина. – Мы создаем одежду, в которой можно решить их все – и при этом чувствовать себя стильно, уместно, красиво, достойно. А вечером добавить каблуки, помаду, клатч – и отправиться на встречу с подружками или на свидание. Нашим покупательницам не нужно продумывать несколько образов, переодеваться, тратить время – изделия MURMUR легко обыграть под все случаи жизни. Чтобы добиться этого, мы стремимся к максимальной лаконичности, минимизации деталей, универсальной линии кроя. В этом наша эстетика. 

Бренд MURMUR 4.jpg

Эта эстетика откликнулась у белорусок: первую коллекцию MURMUR, в которую был вложен скромный стартовый капитал – $1 тыс. – в свое время раскупили за сутки. 

– Это было ощущение победы, как в школе, когда получил “отлично” за домашнее задание, – смеется Светлана. – Хотя, на самом деле, это было ожидаемо: у нас был большой опыт в конструировании одежды, мы работали только с натуральными, сертифицированными тканями и знали, как создавать красивые модели не для подиума, а для жизни – и люди это оценили. Каждый месяц, к Фэшн Маркету (мероприятие, на котором белорусские дизайнеры представляют свои работы: до появления инстаграма и корнеров в ТЦ это было чуть ли не единственное место, где можно познакомиться с отечественной модой, – Прим.редакции) мы отшивали новую коллекцию, полностью ее распродавали, а вырученные средства вкладывали в пошив новых вещей. Так мы накопили на собственное производство.

Бренд MURMUR 5.jpg

– А если уж совсем честно: производство нам “подарили” наши зимние пальто. Мы одни из первых стали использовать изософт (современный утеплитель, легкий и комфортный – выдерживает температуру до -35 градусов, – Прим.редакции). И, несмотря на то что это автоматически повысило стоимость вещей – изософт очень дорогой сам по себе – мы не успевали упаковывать наши пальто на продажу, – рассказывает Екатерина. – А когда была черная пятница, наплыв людей был такой, что они случайно разбили стекло витрины (улыбается). Что в этот момент чувствуешь? В первую очередь – благодарность к людям, которым так нравится то, что мы делаем. Ведь без них MURMUR просто не было бы! И мы стараемся никогда не терять связь с теми, кто нас выбирает – быть с ними на одной волне.

Бренд MURMUR 6.jpg

“Сшить на 42-44 размер просто, а вот на 56-58 – для этого нужны знания”

Заметить это можно по комментариям в инстаграме бренда, где много слов благодарности за то, что MURMUR думает о покупательницах и создает стильную одежду plus-size:

– Мы не сразу пришли к размерной сетке 40 – 58, – рассказывает Светлана. – И я сама – а у меня 58-й размер – часто восклицала: “Как так! Я тоже хочу себе эту вещь!”.
Аналогичных запросов было очень-очень много! Нашим женщинам очень не хватает красивой дизайнерской одежды от 50 размера и выше. Конечно, шить только на 42-44, как делают многие, намного проще: зачастую это пропорции, которые приближены к идеальным, посадить на них одежду – легко. А вот чтобы сшить хорошо на 56-58, нужны знания, опыт, грамотная работа конструктора. 

Но это точно того стоит! Ведь после того, как мы расширили размерный ряд, каждый день получаем теплые сообщения: “Как я рада, что наконец вас нашла!”. И понимаем, что всё делаем правильно. 

Бренд MURMUR 7.jpg

Правда, среди позитивных комментариев периодически проскакивает и негатив, связанный со стоимостью вещей. Из чего же складывается ценообразование MURMUR?

– Расхожее мнение про наценку в 300% – это полная ерунда, – комментирует Екатерина. – Цены складываются из себестоимости (а она действительно высока, так как мы используем качественные материалы), зарплат сотрудников с высокой квалификацией и аренды, которая растет постоянно. Экономить ни на качестве, ни на наших людях – а они у нас прекрасные, очень талантливые и профессиональные – мы не можем. Отсюда и цены.

Бренд MURMUR 8.jpgСветлана и Екатерина просят очень внимательно относиться к уходовым карточкам на изделиях. И отмечают: наиболее предсказуем полиэстер, а натуральные ткани могут вести себя по-разному, поэтому бережный уход – обязателен

Но, если серьезно: продукция многих белорусских брендов стоит дороже тех денег, за которые продается. В Европе одежду такого качества за эту стоимость не купить!

Многое из работ наших дизайнеров попадает в премиум сегмент, но наши реалии диктуют свои условия. И в итоге мы предлагаем очень достойный продукт за небольшие для него деньги.

Маржинальность у этого бизнеса невысокая, и в фэшн-сферу надо идти по любви. Хотя заработать на достойную жизнь, конечно, можно: главное, грамотно распоряжаться своим доходом, вкладываться в развитие любимого дела. Мы можем себе позволить заниматься только MURMUR, бренд полностью нас обеспечивает. 

Бренд MURMUR 9.jpg

На годы работы MURMUR пришлось сразу несколько кризисов, но не один не подкосил – не было ни месяца в минус. Как удалось?

–  Непростой период был во время ковида. Мы даже на месяц останавливали производство, но потом пожалели об этом решении. Восстановили процессы – и вышли из этой истории без потерь, – вспоминает Светлана. – Сейчас тоже есть трудности: себестоимость вещей по причинам, которые от нас не зависят, постоянно растет, а нам нужно нужно держать цены. 

Но, как говорит наша бухгалтер: “В такое время даже сработать в ноль – уже достижение, а мы в плюсе”.

Думаю, секрет того, что мы всё переносим стойко – отсутствие паники. Серьезно: в кризисных ситуациях меньше всего помогает истерика и решения, принятые импульсивно. А вот организованность, профессионализм и спокойствие будут очень кстати. Просто продолжай каждый день делать то, во что ты веришь, и делай это хорошо.

Бренд MURMUR 10.jpg

Но делать хорошо получается не у всех, и некоторые выбирают – заимствовать чужое.

– Конечно, мы замечаем, когда наши модели копируют, но относимся к этому философски, – говорит Екатерина. – Кому от этого хуже? Ребята, если вы начинаете с копирования чужого, хотя бы делайте это талантливо, перерабатывайте идеи, добавляйте своё. А просто снять в ноль… Зачем? Так никогда не вырасти в бренд, у которого есть имя и репутация.

Бренд MURMUR 11.jpg

Сами MURMUR к созданию каждой новой модели относятся очень серьезно – собирают худсовет, чтобы решить ее судьбу.

– Разработка эскиза начинается за год до выпуска изделия, – говорит Екатерина. – Когда образцы отшиты, мы собираем худсовет из ключевых сотрудников – определяем себестоимость, размерный ряд, цвета, в которых будет выпущена вещь – и начинаются обсуждения… Иногда довольно жаркие. Бывает, что мнения расходятся, но конечное слово всегда за дизайнерами. И команда понимает: дизайнерам нужно верить, это их детище.  

Бренд MURMUR 12.jpg

Верить друг другу – еще один секрет долгой жизни бренда и партнерства Светланы и Екатерины:

– За эти годы мы точно научились в любой ситуации находить компромиссы и слышать другую сторону. Но делать это приходится не так уж и часто, потому что нам базово друг с другом повезло, – говорит Екатерина. – Мы друг друга дополняем: Света – это экспрессия, вдохновение, кипучая энергия. А я более спокойная, рациональная, земная. Идеальный тандем! 

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.