Однажды подружки, которым надоела скучная работа и захотелось чего-то для души, рискнули – и создали собственный бренд. Звучит как очередной “прогрев” коуча в Instagram, но это реальная история Ирины Абрамчук и Юлии Борисевич, создательниц бренда PAKAZ. Как экс-банковские сотрудницы решились на такую авантюру без финансовой и моральной поддержки – в нашем интервью.
Ирина Абрамчук и Юлия Борисевич
Мы продолжаем наш проект Fashion Club, посвященный белорусским брендам и дизайнерам. Больше материалов проекта вы найдете по хештегу #fashion club (ссылка кликабельна).
“В кризисный момент пришлось вернуться в банк, но морально было трудно”
Ирина и Юлия дружат уже 14 лет. Познакомились еще в университете: тогда и предположить не могли, что когда-нибудь станут бизнес-партнерами.
– Идея создать собственный проект пришла к нам через несколько лет работы в банке, – рассказывает Ирина. – Очень страшно было идти в никуда: все же, мы уже занимали неплохие должности, были перспективы… Но хотелось совершенно другого.
На протяжении 3-4 лет мы честно пытались совмещать работу и наши начинания в фэшн-бизнесе, но это было тяжело.
С одной стороны, ты работаешь на разрыв и очень устаешь, с другой – ни в одной сфере не получается добиться того результата, которого хочется. И мы рискнули уйти из банка, хотя твердой почвы под ногами не было, как и никакой подстраховки. Родители к нашему решению отнеслись, скорее, с недоумением: понимания и поддержки мы не встретили.
Поначалу девушки не думали о собственном бренде – они привозили на продажу в Беларусь обувь и одежду от украинских производителей. И дело шло хорошо, пока поставки не прекратились. Самое неприятное: Ирина и Юлия успели оплатить последнюю партию товара, но так ее и не получили. Финансовые потери были серьезными.
– Возник вопрос: а что делать дальше? Придется останавливать работу и возвращаться в банк? – вспоминает Юлия. – На какое-то время мне пришлось это сделать, потому что другой финансовой подпитки у меня не было. Богатые мужья за нами с Ирой не стоят (смеется).
Но морально было очень трудно. Вместе с нашей фэшн-историей из жизни ушла огромная часть вдохновения и мотивации. Было так обидно: неужели столько времени и сил вложено впустую?
К тому же за это время у нас сформировалась база подписчиков, которые всё время спрашивали: появится ли у нас что-то новенькое? Было грустно отвечать отказом и терять такую хорошую, теплую аудиторию.
– Пока мы с Юлей были на этих эмоциональных качелях, нам написала девушка, которая занимается пошивом изделий: у нее собственное ателье, – добавляет Ирина. – Предложила скооперироваться, и мы с радостью согласились: поняли, что это шанс создать собственный бренд. На этом этапе нам очень помогло экономическое образование и опыт банковской работы. Без этого фундамента можно было легко сесть в лужу. А так мы сами можем и бизнес-стратегию прописать, и риски просчитать, и закрыть вопросы по бухгалтерии.
“Клиентка сбрасывает голосовые сообщения в слезах: “Ехала на мероприятие, а платье на мне порвалось. Что делать?”
Так появился бренд PAKAZ. Создавать решили одежду, которую обожают сами – платья:
– Мы не претендуем на лавры дизайнеров, – обозначает Юлия. – Скорее представляем себе конечную картинку того, что хотим увидеть, и приносим наши идеи конструкторам. Совместно разрабатываем лекало – и запускаем вещь в отшив.
Мы сотрудничаем с производством в Гродно – и очень гордимся этой коллаборацией. Там работают настоящие профи: понимают нас с полуслова и знают, как шить на белорусок, чтобы они в наших вещах были красавицами.
Один из хитов бренда – платье Версаль
– Хочется, чтобы платья PAKAZ в полной мере раскрывали суть наших женщин: строгость и чувственность, силу и нежность, самостоятельность и женственность, – добавляет Ирина.
Идея прекрасная, но точно не новая – как же справляться с конкуренцией? Ирина и Юлия делают ставку на качество и сервис.
– С кем сегодня трудно конкурировать, так это со стоками. Там есть действительно классные вещи по ценам, которые у нас невозможны, – говорит Ирина. – И я понимаю, откуда берутся эти огромные очереди во время привозов.
Но все-таки у нас немного другой сегмент вещей, и более узкая аудитория. Женщина, которая купила у нас платье, возвращается и ждет новых коллекций, потому что нашла свой стиль и крой.
К тому же, Ирина и Юля лично работают с каждой клиенткой: оставляют свои телефоны – и готовы подключиться даже к тем ситуациям, где клиент, который “всегда прав”, очевидно не прав.
– Девушка купила у нас платье, но оно ей было не по размеру, – рассказывает Ирина. – Консультант предупреждала об этом, но покупательнице хотелось 100%-ное облегание. В итоге нам в директ начинают приходить от нее голосовые сообщения в слезах: “Ехала на мероприятие, уже с прической, с макияжем, а платье на мне порвалось. Что делать?”.
Можно было, конечно, просто выразить сочувствие, но мы подумали: если у нас в магазине есть платье большего размера, почему девушке не помочь? Она приехала, вещь заменили.
Правда потом оказалось, что то платье, которое она вернула, было в плохом состоянии: вероятно, надето не раз.
Писать ей ничего не стали: проявить доброжелательность и сохранить репутацию бренда важнее, чем устраивать разборки, почему так произошло.
Ирина и Юлия в костюмах собственного бренда
К тому же эта ситуация, скорее, исключение из правил. В основном от помощи покупательницам мы получаем только позитивные эмоции.
Например, девушка за несколько дней до корпоратива постирала платье из джерси на высокой температуре, не обратив внимание на инструкцию по уходу. Расстроилась ужасно: скоро праздник, а на вешалке – кукольное платье.
Опять же: мы в этой ситуации не виноваты! Но знаем, как помочь – и помогаем. Перешили платье, удлинили его – девушка была звездой вечера и прислала столько добрых слов, что мы потом еще неделю улыбались.
– Или вот был случай, когда курьер не доставил вовремя заказ – и покупательница рисковала остаться без платья на мероприятие. Привезла заказ лично, и оно точно того стоило: человек был счастлив! – продолжает Ирина. – Для меня очень важно, чтобы клиент чувствовал: нам важно не просто продать ему вещь, нам важно его порадовать.
И когда наши клиентки пишут: “Я была самая красивая на выпускном у сына!”, “Я чувствовала себя королевой вечера”, “Муж на меня другими глазами посмотрел” – мы летаем!
“Собственный бренд – это всегда стресс”
Девушки говорят, что им очень важно не потерять этот личный контакт с покупательницами, когда их дело масштабируется. А им бы этого, конечно, очень хотелось.
– В основном покупатели узнают о нас из Instagram, но в тестовом режиме начали сотрудничать и с маркетплейсами. Хотим масштабироваться и в онлайн-, и в офлайн-торговле (сейчас бренд PAKAZ представлен в модном пространстве Boulevard в ТРЦ Galileo), – делится планами Ирина. – Конечно, когда говоришь это вслух, понимаешь, как изменились горизонты. Если раньше переживали, что купили 20 метров ткани (вдруг не используем!), то теперь переживаем, что не раскупятся влет 200 единиц модели платья.
– Но если честно, доля страха остается, – делится Юля. – Поначалу было страшно, что останешься ни с чем – и нечем будет заплатить за квартиру. И родители вряд ли будут рады, что ты вернулся к ним – после такого успешного стартапа (смеется).
Теперь опасения другие: ты заработал определенное количество средств – и надо их вложить в масштабирование. Но это тоже риски! Вдруг ты эти деньги не вернешь?
В общем, собственный бренд – это всегда стресс, с одной стороны. А с другой – огромная мотивация.
Девушки говорят о том, что уже вышли на тот же уровень дохода, который был у них во время работы в банке. Правда, в течение нескольких лет придется не наслаждаться результатом, а продолжать инвестировать в PAKAZ, чтобы бренд, который уже любим сотнями покупательниц, полюбили тысячи и миллионы. И что, может быть, еще важнее – близкие люди.
Ирина и Юлия вкладывают в PAKAZ много личного, и постепенно отходят от идеально отретушированных моделей: они сами – лучшие амбассадоры своего бренда
– И мои родители, и родители Юли много вложили в наше образование, и хотели бы для нас стабильности, – объясняет Ирина. – А фэшн-сфера от стабильности далека…
И они, конечно, до сих пор не в восторге от нашего выбора. Но мы верим: наступит момент, когда родители поймут, что это дело – трудное, стоящее и очень для нас важное. Впрочем, не только для нас, но и для всех наших покупательниц. Это всегда придает сил даже в самые трудные моменты.
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.