Локальные поставщики давно перестали быть экзотикой в белорусском ритейле: процент продукции, произведенной небольшими региональными компаниями или фермерами, на полках сетевых магазинов постоянно растет. Более того – такое сотрудничество стало важным элементом стратегии для компании “Евроторг (сети “Евроопт”, “Хит!”, “Грошык”). А насколько это выгодно для производителей? Smartpress.by узнал у них самих.

Покупателям продукция  от фермера или небольшого производства нравится – это дает уверенность в качестве и происхождении товара. Производителям идет в плюс предсказуемый спрос, который позволяет инвестировать в расширение производства, технику и людей.

Фермерские овощи в “Евроопте”Фермерские овощи в “Евроопте”

Модель простая: сеть обеспечивает национальную дистрибуцию и стабильные заказы, малый бизнес растет в объемах и дисциплине. Благодаря этому предприниматели и небольшие компании могут задуматься о масштабировании, ведь речь идет о переходе от разовых продаж на локальных рынках к системным контрактам.

От двух энтузиастов до премиум-фермы с национальным охватом

Крестьянско-фермерское хозяйство “Дедовы Хутора” – яркий пример семейного бизнеса нового поколения. Андрей и Наталья Кравчуки зарегистрировали его в декабре 2015 года. Находится хозяйство в деревне Андроново Кобринского района.

Андрей КравчукАндрей Кравчук – фермер, основавший “Дедовы хутора”

Идея была проста: выращивать экологически чистые овощи и фрукты, которые дают “порцию здоровья”. Начинали супруги вдвоем, с минимальной техникой. На первых порах ассортимент был достаточно скромным – тыквы да кабачки. Объемы – тоже: свою продукцию фермеры сдавали на рынки Кобрина, в местные РайПО и мелкие магазины. 

Но Андрей Кравчук, по его словам, всегда был “азартным” – в хорошем смысле: экспериментировал с редкими для Беларуси культурами. Первыми в хозяйстве  появились кабачки, салат айсберг, брокколи, цветная и пекинская капуста. Потом – цукини, сельдерей, спаржа, мускатная тыква, артишоки, сладкая кукуруза. Сегодня в сезон линейка продукции превышает 20 позиций, все – выращенные без “химии”. Выросли и объемы – все-таки сегодня у фермеров не 2 Га земли, как было на первых порах, а около 40.

перуанская кукурузаНа “Дедовых хуторах” выращивают перуанскую кукурузу

Столь впечатляющему росту помогла четкая организация сбыта продукции. “Дедовы хутора” начали сотрудничать с торговыми сетями – сейчас туда уходит до 90% произведенной продукции. Одним из ключевых партнеров стал “Евроопт”, с которым “Дедовы хутора” работают с 2018 года.

– Сотрудничество с “Еврооптом” для нас в первую очередь про стабильность и системность. Когда мы знаем объемы поставок, сроки и понимаем, сколько и чего должны производить, это позволяет четко планировать работу и быть уверенным в том, что наши труды не пропадут даром, – говорит Андрей Кравчук.

Наталья КравчукНаталья Кравчук

Кроме того, решен вопрос с логистикой: фермеры везут продукцию в распределительные центры, а сеть сама развозит по сотням магазинов. Это освободило ресурсы на развитие хозяйства. 

– Стабильность в сотрудничестве с “Еврооптом” позволяла увеличивать объемы продукции – по сравнению со стартом они выросли в 5 раз. Прибыль вкладывали в приобретение техники. Сейчас в хозяйстве есть 5 тракторов, 4 грузовых автомобиля, погрузчик, укомплектованный парк навесного оборудования, – рассказывает Андрей Кравчук.

В хозяйстве создаются и новые рабочие места. Если на старте Андрей и Наталья работали вдвоем, то сейчас в “Дедовых хуторах” на постоянной основе работает 15 человек. А в разгар сезона привлекают дополнительных работников – летом на ферме трудится более 50 человек.

кабачки“Дедовы хутора” начинались с выращивания кабачков. Сейчас здесь растут десятки культур, но кабачки остаются в ассортименте

Требования к качеству (специальный каталог приемки) заставили внедрить строгие стандарты: калибр, чистота, упаковка. Результат – продукт выглядит премиально.

Узнаваемость тоже выросла: на упаковке стикеры с названием “Дедовы Хутора”, под ценниками – информация о производителе и районе. Хозяйство стало брендом.

Планы у фермеров амбициозные: новые культуры, возможно, переработка, расширение площадей. Всё это стало возможным благодаря стабильному партнеру.

“Около 70% всей продукции уходит в ”Евроопт“

В 2019 году в Барановичах запустили один из самых современных в Беларуси шампиньонных комбинатов – проект ООО ”ЭлегмаИнвест“ под брендом ”Зелёный Бор“. Технология голландско-польская: многоярусные стеллажи, точный климат-контроль в камерах, выращивание без химикатов. Сорта премиум-сегмента – Ice Queen и Kings. Дополнительно производят покровную почву (до 100 тыс. тонн в год) и биогумус из отработанного компоста.

Так выращивают шампиньоны в БарановичахТак выращивают шампиньоны в Барановичах

Сотрудничество с ”Евроторгом“ началось практически с самого открытия комбината.

– Как только комбинат начал работу, мы сразу предложили свою продукцию ”Евроторгу“. Проблем при переговорах вообще никаких не было – договорились быстро и достаточно легко. С тех пор на прилавках ”Евроопта“ есть наши шампиньоны, – рассказала заместитель директора по производству Екатерина Церах.

Сегодня комбинат производит порядка 500 тонн шампиньонов в месяц. Из них львиная доля – около 70% – попадает на полки ”Евроторга“. Раньше ”ЭлегмаИнвест“ поставляла шампиньоны и в Россию. Однако решили сосредоточится на внутреннем рынке. 

– Нам проще работать по месту. Покупатели стабильные, вопросы решаются мгновенно, – отмечает собеседница.

элегма шампиньоныТот самый момент, когда хочется сказать – дайте две!

По ее словам, важными аспектами сотрудничества являются как организация стабильных поставок (причем с простой логистикой – продукция поставляется на распределительные центры ”Евроторга“, и уже потом торговая сеть сама развозит их по всем магазинам), так и своевременная оплата продукции с отсутствием дебиторской задолженности.

Спаржа из периферии – на полки по всей стране

В Зельвенском районе Гродненской области фермерское хозяйство ”Алиновского“ раньше специализировалось на овощах и чёрной смородине. Однако Леонид Алиновский, агроном по образованию, решил попробовать что-то оригинальное – и взялся за выращивание спаржи.

– Спаржа – культура для нашей страны не самая обычная. На первых порах поставляли ее на рынки соседних Волковыска и Зельвы, но это небольшие города, и спрос был невелик – пару десятков кг. Нам надо было выходить на большие города, там покупателей для нашего продукта больше, – объясняет супруга фермера Татьяна Алиновская.

Как растет спаржаТак растет спаржа

Татьяна сама вышла на ”Евроторг“: отправила заявку в компанию, там быстро откликнулись.

– Сложного ничего не было. Документы на фермерское хозяйство у нас в порядке, по условиям тоже договорились быстро. Единственная проблема – долго подписывали договор, там целых 23 страницы. Признаюсь честно – пока подписывали, сезон спаржи в том году закончился, – рассказывает Татьяна.

Теперь ”Евроторг“ забирает на свои полки 50% урожая спаржи. И объемы поставок в ближайшее время могут вырасти: практически сразу после подписания договора фермер вдвое увеличил посевные площади. Но есть нюанс – спаржа начинает давать урожай только на 3-4 год после посадки. Так что надо еще подождать год-два.

– Что касается сотрудничества – никаких вопросов не возникает. Наверное, если бы у нас была плохая продукция, то ее не взяли бы. Но, похоже, наша спаржа полностью соответствует критериям сети – ни разу рекламаций не было, и всегда мы получали полную оплату в срок, – отметила собеседница.

спаржаВы думали, она из Италии? Нет, из-под Зельвы!

Стоит отметить, что продажи продукции через ”Евроопт" является и своеобразной рекламой фермерского хозяйства.

Операционные эффекты: почему стабильный партнер меняет всё

  • Появляется возможность планировать на годы вперёд: знаешь, сколько сажать, когда нанимать людей и какую технику брать в лизинг.

  • Не нужно скитаться по районам – привёз в распределительный центр, а дальше сеть сама развозит продукт по всей стране.

  • Становишься аккуратнее: требования к качеству и упаковке заставляют “подтянуть” все процессы, и в итоге продукт выглядит премиально.

  • Твоё имя на полке работает лучше любой рекламы: люди видят стикер, запоминают хозяйство, и формируется доверие.

Когда локальный производитель получает “национальную” полку и предсказуемый спрос, растут не только цифры, но и вся отрасль. Белорусские прилавки со свежими грибами, спаржей и премиум-овощами это подтверждают ежедневно.

Автор: Сергей Лобко, фото: соцсети “Дедовы хутора”, сайт ООО “ЭлегмаИнвест”

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.