Отечественный рынок специальной техники переживает период трансформаций. Уход западных брендов, санкционные ограничения и рост спроса на строительные модели…  Есть ли дефицит спецтехники в Беларуси? И какие существуют возможности для прихода к нам новых брендов? Поговорили об этом с учредителем компании Sinomach-bel.by Романом Андреюком. Компания стала официальным дилером китайской корпорации Sinomach в нашей стране.

Sinomach_9.jpgРоман Андреюк и техника Sinomach

Премиальные китайские бренды занимают нишу западных производителей

Сотрудничество с Sinomach только разворачивается, однако собеседник – далеко не новичок в налаживании мостов с Китаем. Роман Андреюк – владелец компании Shacman-bel.by: около двух лет назад он одним из первых открыл для Беларуси грузовики Shacman. И с уже наработанным опытом расширяет номенклатуру поставок.

– Никакого дефицита специальной техники – дорожной, строительной, лесозаготовительной – в Беларуси нет. Но в то же время есть спрос, и в связи с развитием рынка он растет. У каждой компании, использующей спецтехнику, есть свои предпочтения, требования. В последнее время от наших клиентов стали поступать запросы на поставку не только грузовиков Shacman, но и строительной и дорожной техники. Причем нужны самые разные модели – от мини-экскаваторов до автокранов и бетононасосов, – рассказывает собеседник.

Sinomach_12.jpgМодель погрузчика от китайского производителя

По его словам, сегодня рынок спецтехники в Беларуси делят отечественные и китайские производители. Техники западных брендов у нас практически нет. Безусловно, возможность ввезти, например, немецкий экскаватор есть, однако его стоимость при этом вырастет чуть ли не вдвое из-за логистики. Кроме того, при эксплуатации неизбежно возникнут проблемы с запчастями и сервисным обслуживанием.

Подобная ситуация совсем недавно была и с грузовиками. Чтобы заполнить пустое место, оставшееся после ухода Volvo, Man, Mercedes, Роман Андреюк сделал ставку на китайские грузовики премиального сегмента Shacman и не прогадал: за 2024 год в Беларуси было продано более 400 автомобилей. Shacman занял нишу западных брендов, не составляя при этом конкуренцию отечественному производителю.

Sinomach_6.jpgТе самые грузовики Shacman

– Таким же путем мы пошли со спецтехникой: нужно не конкурировать с белорусскими производителями, а заместить ушедшие западные бренды сопоставимой по классу техникой из дружественного Китая. Бренд Sinomach – один из самых известных в Китае (по сути, его техника построила чуть ли не половину страны). Важный момент – компания работает в коллаборации с японским брендом Komatsu, одним из самых известных производителей спецтехники в мире. То есть в машинах Sinomach совмещен опыт и технологии Японии и цена Китая, – утверждает Роман Андреюк.

Sinomach Group ("Китайская национальная машиностроительная корпорация") – один из крупнейших китайских производителей специальной и строительной техники. В состав Sinomach входят 27 дочерних компаний, в том числе 13 компаний, акции которых котируются на фондовых биржах. Группа компаний на протяжении последнего столетия была лидером в китайской индустрии строительной техники.



Кстати, Sinomach – не новичок в Беларуси. Именно эта корпорация на своей технике строила индустриальный парк "Великий камень" (и является его крупнейшим акционером). После строительства технику купила белорусская компания. Роман Андреюк признается: перед тем, как начать сотрудничество с китайским заводом, он связался с белорусскими эксплуатантами. "Получил хорошие отзывы: техника ударно работает уже более 8 лет. Более того, нас заверили, что если мы будем привозить новую технику, то эта компания у нас ее обязательно купит", – утверждает он.

Sinomach_13.jpgВ линейке Sinomach – десятки моделей самой разной спецтехники

Sinomach готов производить технику "под заказ"

Особенностью рынка специальной техники является высокая специфичность машин: далеко не всегда стандартные погрузчики, краны, экскаваторы подходят заказчику. Компании стремятся найти технику, оптимально подходящую именно для их задач. И, как это не удивительно, китайские промышленные гиганты идут навстречу белорусам.

Sinomach_14.JPG
– Примером того, насколько гибкими являются наши партнеры из Китая, является ситуация с Shacman. Когда пошли первые поставки, оказалось, что в некоторых случаях грузовики слишком велики и тяжелы. Мы провели переговоры с заводом, и он выпустил новую, укороченную модель, – рассказывает Роман Андреюк.

Sinomach_11.jpg"Короткие" Shacman, разработанные для Беларуси, стали хитом на рынке

По габаритам получился аналог "любимого всеми грузовика Volvo". И вскоре из Китая приехали новые, "короткие" машины.

– Они действительно разработаны "под Беларусь" – такая техника не поставляется ни в Россию, ни в Казахстан. Зато у нас они быстро стали хитом. 

Что же касается Sinomach, то здесь китайский производитель готов пойти дальше – и производить технику "под заказ", по спецификации от покупателя из Беларуси.

Sinomach_8.jpg
– Мы понимаем, что наши клиенты нуждаются в разнообразной технике, и Sinomach может предложить всё, что нужно. По запросу производитель может внести изменения в стандартную комплектацию техники и создать продукт именно под него. Например, экскаватор с определенной длиной стрелы или высотой гусениц. Техника Sinomach обычно комплектуется двигателями Yuchai, но, если клиент попросит, то на заводе могут установить моторы других производителей, например, Kubota или Yanmar. Работа "под заказ" немного увеличит сроки поставки (на сборку потребуется около полутора месяцев). Что же касается цены, то она может возрасти в основном за счет стоимости самих узлов: все-таки мотор Mitsubishi будет стоить дороже, чем Yuchai, – рассказывает дилер.

Sinomach_1.jpgТехника работает при любой погоде

Что же касается стандартной техники, то наиболее популярные модели будут отгружаться со склада в Беларуси: ждать поставки в течение нескольких недель не придется.

Скорая помощь для спецтехники

Впрочем, привезти и продать экскаваторы или краны из Китая – это лишь часть дела. Куда серьезнее вопрос с сервисом, обслуживанием и ремонтом техники. Если “привести в чувство” продукцию отечественных производителей – не такая большая проблема (есть и сервисные центры, и мобильные сервисные бригады), то как быть с пока не самым распространенным в Беларуси брендом Sinomach?

Sinomach_5.jpgПри необходимости сервисная бригада в течение суток прибудет на место эксплуатации техники

– Если ты хочешь серьезно заниматься поставками техники, то завезти в страну несколько погрузчиков, продать их и считать прибыль – недостаточно. Для того, чтобы полноценно "завести" бренд на рынок, необходимо обучить людей, разобраться с программным обеспечением, вложиться в склад запасных частей, купить сервисную машину для обслуживания техники. Кроме того, важно предложить потенциальным покупателям удобные варианты приобретения техники. У нас, например, уже разработаны программы по кредитованию покупки, а также приобретения спецтехники в лизинг, – утверждает Роман Андреюк.


По его словам, для обслуживания техники будет сделана ставка на выездные сервисные бригады – чтобы владельцу не пришлось тратить время и везти бульдозеры и краны в сервис за сотни километров. 

– Мы не можем себе позволить, чтобы у клиента экскаватор два дня простоял в карьере из-за какой-то минимальной поломки и парализовал работу. Сейчас наши покупатели хотят, чтобы сервисное обслуживание производилось даже не по месту нахождения компании, а по месту эксплуатации техники. То есть по запросу от эксплуатирующей организации мы в течение суток должны приехать на то поле или карьер, где находится техника, и там провести квалифицированный ремонт, – отмечает собеседник.

Sinomach_4.jpgСервисный центр для грузовиков Shacman

Скорость при обслуживании спецтехники иногда критична.

– Если заглохнет на месте груженый щебнем самосвал, то серьезной проблемы не будет. А вот если возникнут неполадки с автобетоносмесителем, то в течение нескольких часов бетон в "мешалке" наберет плотность, затвердеет, и после этого машину можно списывать. Наша задача – не допустить подобного, – говорит Роман Андреюк.

Работа над созданием базы для обслуживания и ремонта спецтехники ведется в сотрудничестве с китайским производителем: сотрудники Sinomach обучают персонал и подсказывают, как лучше наладить сервис. Кроме того, представители завода примут участие в масштабной презентации продукции Sinomach (планируется показать в действии 17 единиц техники) для потенциальных клиентов. Показ состоится 1 марта в Колодищах.

Автор: Сергей Лобко, фото: Христина Лузай

*Партнерский материал

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.