Ксения Лаврова занимается музыкой с 6 лет. Причем это не было “любовью с первого взгляда”. После года обучения в музыкальной школе девочка хотела всё бросить. Но мама предложила: “ Давай ты закончишь еще один класс. Вдруг всё-таки понравится?” И понравилось! Причем, настолько, что у Ксении сейчас своя Школа раннего музыкального развития, где она вместе с коллегами открывает детям волшебный мир звуков и нот. Про то, как развивать в Беларуси бизнес в такой неочевидной нише, рассказываем в нашем материале.

Материал подготовлен при поддержке Paritetbank.

Школа раннего музыкального развития Минск 1_Ксения Лаврова.jpgКсения Лаврова 

“Я хотела работать с малышами, но не понимала как” 

Встречаемся с Ксенией в одном из филиалов Школы раннего музыкального развития на ул. Гвардейской в Минске. Всего их в столице два.

Школа раннего музыкального развития Минск 2.jpgФилиал Школы раннего музыкального развития Ксении Лавровой на улице Гвардейская,12 в Минске

Школа раннего музыкального развития Минск 3.jpgНа стене – фотографии сотрудников школы в детстве 

Обращаем внимание, что стены в залах для занятий – белые, без росписей. И такое не так уж и часто можно встретить в детских центрах.

Школа раннего музыкального развития Минск 4.jpgЗаглянули на музыкальное занятие для малышей. Родители всегда рядом. Не только для поддержки, но и чтобы знать, как можно с детьми заниматься музыкой дома 

– Мы иногда устраиваем театр теней, и светлый однотонный фон для него – в самый раз, – поясняет Ксения, и становится понятно – в студии продумали даже такие мелочи. Наша героиня – сама педагог и по образованию, и по призванию. Знает эту “кухню” с разных сторон. 

Школа раннего музыкального развития Минск 5.jpg

– Вообще по специальности я дирижёр и преподаватель хоровых дисциплин. После окончания университета, параллельно с работой в музыкальной школе, вела частные уроки – обучала детей вокалу, игре на гитаре и на пианино. И всё чаще мне стали поступать заявки на занятия с дошкольниками – тогда, кроме детских садов, других мест, где бы занимались ранним музыкальным развитием, в Беларуси практически не было. Я хотела работать с малышами, но не совсем понимала, как – нас этому в вузе не учили. И тогда я сама начала искать подходящие методики, исследовать разные подходы, в том числе и зарубежные, – рассказывает собеседница. 

Школа раннего музыкального развития Минск 6.jpgВсе занятия в Школе проходят в игровой форме 

“В детских центрах говорили, что на музыкальные занятия группы не соберутся” 

Ксения постепенно накапливала знания и использовала их на практике. Но, пожалуй, переломным моментом стало прохождение курсов Екатерины Железновой (российского автора известной методической разработки по раннему музыкальному развитию детей). 

Школа раннего музыкального развития Минск 7.jpgДетский металлофон  

– Изначально у меня не было цели открывать студию. Но после этого обучения я вернулась такой вдохновленной! С несколькими чемоданами реквизита и пособий и множеством идей. Мне хотелось поскорее их реализовать. Я стала искать работу в этом направлении в детских центрах, но мне отказывали – говорили, что музыкальные занятия не пользуются спросом и на них не соберутся группы. И тогда я решила, что попробую организовать всё самостоятельно, – вспоминает Ксения. 

Школа раннего музыкального развития Минск 8.jpgПособие Екатерины Железновой для изучения нот 

Так, в 2018 году в микрорайоне Лебяжий открылся первый филиал Детской школы музыки Ксении Лавровой (он работает там до сих пор).  

banner

– Самой большой проблемой было найти подходящее помещение. Как минимум, потому что оно должно было быть отдельным (не классом в детском центре) и достаточно просторным. Ведь к тому времени у меня было уже много инструментов и игрового оборудования. Хотелось, чтобы дети и родители чувствовали себя среди этого всего комфортно. В итоге, всё сложилось, я арендовала пространство и начала набирать группы. Причем, всё происходило без агрессивной рекламы, скорее по сарафанному радио – сразу занятия посещали 1-2 ребёнка, потом их мамы и папы рекомендовали школу соседям и друзьям, и уже приходила “целая песочница”, – говорит педагог. 

Школа раннего музыкального развития Минск 9.jpgВ Детской музыкальной школе есть и комната для свободной игры 

В общем и целом, запуск школы Ксении обошелся примерно в $7-8 тысяч. В эту сумму вошли: аренда небольшого помещения на 1,5 месяца и его простой ремонт, покупка реквизитов для занятий (музыкальных инструментов, ширмы и игрушек для кукольного театра), учебных пособий. 

К концу первого года работы стало понятно – нужна команда 

Сперва Ксения справлялась со всем самостоятельно. Была и методистом, и администратором, и бухгалтером, и уборщицей, и SMM -менеджером и, конечно, педагогом Детской школы музыки – в день она вела по 5-8 занятий. 

И, понятно, так долго продолжаться не могло. К концу первого года, когда в студии уже была полная загрузка (76 активных абонементов), её владелица приняла решение – ей нужна команда. 

– Помимо прочих трудностей, в педагогике есть весьма уязвимое место – дети приносят много вирусов. И поначалу я часто болела, приходилось отменять занятия, потому что вместо меня провести их было некому, – говорит Ксения.

Школа раннего музыкального развития Минск 10.jpg

В итоге получилось найти трех хороших педагогов. И это стало стимулом к тому, чтобы открыть ещё один филиал. Правда, какое-то время понадобилось потратить на обучение новичков: несмотря на то, что новые коллеги Ксении были профессионалами, как применять на практике методики и программы школы они не знали. 

– Если у меня, например, посещать школу начинали 90% детей от пришедших на пробное занятие, то у моих сотрудников на первых этапах работы – процентов 20. И чтобы это как-то исправить, я подробно описывала им конспекты занятий, мы вместе их репетировали, разбирали ошибки, – вспоминает руководитель музыкальной школы.

Школа раннего музыкального развития Минск 11.jpg

Во время пандемии арендодатели пошли навстречу 

И вроде бы всё стало постепенно налаживаться – и часть задач удалось делегировать, и коллег постепенно “подтянуть”, но тут начался ковид. 

– Честно говоря, я тогда даже выдохнула. Потому что к тому времени у меня накопилась хроническая усталость, нужен был перерыв. Возникали даже мысли о том, чтобы закрыть школу, но коллеги отговорили – было жаль потраченных усилий, да и мы все любили своё дело. Арендодатели тоже пошли навстречу, снизив стоимость за съем помещений. Мы переключились на онлайн-занятия. И да, тогда на рынке было много подобных предложений, причем, с более низкой стоимостью, чем у нас. Но мы выдержали и конкуренцию, и демпинг, а потом спустя несколько месяцев вернулись в режим офлайн, – рассказывает Ксения.

Школа раннего музыкального развития Минск 12.jpg

Для чего вообще детям заниматься музыкой? 

Чем же таким важным и интересным занимаются в Детской школе музыки Ксении Лавровой, что проект не разрушила пандемия, и он продолжает развиваться сегодня? 

– Научить детей играть на инструментах – не самое главное для нас. Важен сам процесс. Он способствует общему развитию, благотворно влияет на мелкую и крупную моторику, работу мозга. Музыкальные занятия успокаивают, создают гармоничный эмоциональный фон, малыши становятся более сконцентрированными и усидчивыми. К тому же, это хорошая “прокачка” социальных навыков и подготовка к детскому саду, – поясняет руководитель школы.

Школа раннего музыкального развития Минск 13.jpgЗнакомство юной Каролины со скрипкой. В Детской музыкальной школе инструменты соразмерны ученикам 

И, тем не менее, за счёт структурированной подачи материала, ученики Школы показывают и впечатляющие результаты в музыке.  

– У нас был случай, когда за несколько месяцев 3-летний ребёнок освоил на синтезаторе композицию “В лесу родилась ёлочка” и сыграл её Деду Морозу на новогоднем утреннике. Все были в шоке! Также после обучения у нас многих ребят без экзаменов принимают в музыкальные школы, – отмечает Ксения.

Школа раннего музыкального развития Минск 14.jpgУкулеле (маленькие гитары) и детские синтезаторы 

На занятиях музыкой дети учатся взаимодействовать друг с другом, а некоторые даже сочиняют свои композиции.  

Оцифровка бизнеса помогла увеличить прибыль 

Сейчас в штате Детской школы музыки – 8 педагогов, 3 администратора, SMM специалист, менеджеры.  Ксения продолжает вкладываться в своих сотрудников и обучать их тонкостям работы с детьми дошкольного возраста и их родителями. При этом, не перестаёт совершенствовать и собственные знания и навыки. За 6 лет работы Школы Ксения вложила в свое обучение около $10 тыс. Оканчивала разные курсы – от педагогических до организации и управления. 

– Меня часто спрашивают, не боюсь ли я, что люди здесь всему научатся, а потом уйдут открывать свои проекты. Нет! Я больше боюсь, что они, наоборот, не научатся и не смогут профессионально преподавать в соответствии с методиками Школы,– поясняет свою позицию Ксения.  

Школа раннего музыкального развития Минск 15.jpgПедагог Школы раннего музыкального развития Пелагея 

Что касается финансовой стороны вопроса, то прибыль бизнес начал приносить совсем недавно. И произошло это, в том числе, за счет оцифровки деловых процессов (перевода их в электронную сферу). 

– Раньше, например, я не очень хорошо понимала, как работают воронки продаж, сколько у нас в месяц должны купить абонементов, чтобы мы вышли в плюс. Или же какую сумму безубыточно для бизнеса можно потратить на приобретение оборудования, которое нужно обновлять каждый год, и на зарплаты сотрудникам. После оцифровки бизнеса я точно знаю эти показатели и анализирую их. Также мы следим за обратной связью, в том числе – за негативными отзывами. Это всегда точка роста, – делится Ксения.

Школа раннего музыкального развития Минск 16.jpgТакие колокольчики хорошо привлекают внимание детей 

Какая реклама Школы оказалась самой эффективной? 

Основной канал продвижения, которым пользуется Школа раннего развития Ксении Лавровой – соцсети. Именно оттуда сейчас приходит большинство клиентов.  

– За 6 лет работы мы перепробовали разные маркетинговые стратегии – наружную рекламу, SEO и т.д., и убедились, что эффективнее всего в нашем случае работает таргетинговая (целевая) реклама в Инстаграме, – рассказывает Ксения.  

Школа раннего музыкального развития Минск 17.jpgВ школе есть и свой кукольный театр 

Школа раннего музыкального развития также сотрудничает с различными компаниями со схожей аудиторией, в том числе, с музыкальными магазинами.  

Несмотря на то, что проекту Ксении Лавровой в целом удалось выйти на плато стабильности, есть факторы, которые непредсказуемо влияют на наполняемость групп. А значит и на прибыль Школы в целом. Например, сезон простуд, отпуска родителей детей и др. Но Ксения признается: она настолько верит в свою идею и в то, что музыка нужна детям, что готова бороться с трудностями.

Школа раннего музыкального развития Минск 18.jpgГрупповые занятия в школе предназначены для детей от 10 месяцев до 6 лет. Индивидуальные – и для младших школьников 

– Время от времени мы участвуем в благотворительных проектах. Например, еще до пандемии ездили в Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов. И это были самые лучшие и самые душевные занятия! Мне очень нравилось их вести. Столько отдачи! В такие моменты особенно остро чувствуешь смысл того, что делаешь и зачем,– признаётся Ксения. 

Данный материал подготовлен в рамках проекта “Редкий бизнес” совместно с Paritetbank, который в феврале этого года запустил бизнес-сервис для предпринимателей и юридических лиц “Своё дело”. С помощью этого сервиса можно открыть счёт, провести оплату и оформить зарплатный проект онлайн.

Автор: Наталия Некрашевич, фото Елены Таборко

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.