В последнее время тема инвестиций в белорусский бизнес поднимается редко – ведь, как многие считают, “в эпоху санкций не до того”. Но Сергей Мисяченко, предприниматель с 25-летним стажем и бизнес-консультант, уверен: именно сейчас у локальных предпринимателей есть шанс найти финансовую поддержку извне и завоевать собственный рынок. О том, как это сделать и почему “скупать квартиры” – не значит быть инвестором, поговорили с Сергеем в Смартэфире. Публикуем главное из интервью.
Сергей Мисяченко, фото Смартпресс
Сергей Мисяченко – эксперт по развитию бизнеса и привлечению инвестиций. Бывший генеральный директор компании “ДПМ” (сеть магазинов “Буслiк”). Сегодня Сергей – основатель компании LEMON INVEST, специализирующейся на комплексном сопровождении бизнеса, от разработки стратегий до привлечения инвестиций.
“Санкции – шанс завоевать собственный рынок”
Несмотря на то, что многие считают вопрос привлечения инвестиций в бизнес не самым актуальным ввиду многочисленных санкций, Сергей Мисяченко уверен: инвестирование востребовано всегда, вне зависимости от обстоятельств.
– Каждый день какие-то проекты погибают, а какие-то – рождаются, и им нужны средства, чтобы развиваться, – поясняет бизнесмен. – Именно поэтому я пошел в консалтинг. У меня огромный опыт – я в предпринимательстве с 1997 года, и за это время смог построить крупный проект с оборотом $100 млн. Думаю, пришло время делиться своим опытом, отдавать его начинающим бизнесменам и тем людям, которые в этом нуждаются.
Что до санкций, их Сергей считает не помехой, а “плодородной почвой”.
– Крупнейшие мировые игроки, которые фокусировались на рынке бывшего Советского Союза, все бросили и “убежали”. На мой взгляд, это прекрасный шанс сделать что-то свое и завоевать этот рынок, – поясняет собеседник.
Сергей Мисяченко в студии Смартпресс
То, что из-за санкций определенные трудности с привлечением иностранных инвестиций все же есть, владелец LEMON INVEST не отрицает. Но отмечает, что он сам концентрируется на сотрудничестве с локальными инвесторами, которые планируют развиваться на своих же территориях.
“Беларусь – это инженерная площадка”
Есть ли разница, в какую отрасль инвестировать, чтобы получить максимум прибыли? По мнению Сергея Мисяченко, нет.
– Финансовая или же бизнес-модель – это для меня глобальная таблица в Excel, которая говорит о том, какую EBITDA (чистую прибыль – до вычета процентов, налогов и амортизации – Прим.редакции) может принести дело и насколько оно окупится. Существуют разные мультипликаторы в разных отраслях, на них и надо ориентироваться. Но в целом, самая эффективная модель в реальном секторе – это сырьевые ресурсы страны. Переработка их в какой-то интересный продукт, который может быть востребован, и “заход” в свою нишу.
Также перспективной Сергей считает IT-отрасль.
По мнению Сергея, IT-отрасль остается перспективной. Изображение сгенерировано ИИ
– Цифровизация реального сектора очень низкая: в “цифру” можно и нужно переводить множество вещей, – говорит он. – К тому же, важно понимать: многие крупные российские предприятия страдают от того, что софт, который управлял производством, менеджментом, ушел с их рынка. И там теперь – огромное поле для собственных разработок. Беларусь с моей точки зрения – прекрасная инженерная площадка. И IT-стартапы по-прежнему интересны инвесторам.
У меня есть клиенты, которые сейчас рассматривают размещение производственных площадок в Беларуси. В том же Великом Камне. И, мне кажется, наличие определенной культуры производства у нас в стране – наше большое преимущество.
Инвестор: кто это?
А кто вообще может считаться инвестором? Например, человек, который покупает недвижимость, инвестор? Сергей Мисяченко считает, что если вы просто скупаете квартиры в Дубае у тех, кто их построил, вы как бы “откладываете капитал до лучших времен”, особо ничего не зарабатывая.
– Потому что недвижимость в мировом масштабе больше 5% доходов не приносит, а инфляция долларовая примерно на том же уровне. Иными словами, не каждый человек, который вложил во что-то деньги, становится инвестором, – считает спикер.
Вкладывать в жилье – не значит быть инвестором, уверяет Сергей Мисяченко. Источник фото: prian.ru
– Мне нравится, как термин “инвестор” описывает Роберт Кийосаки (американский предприниматель и писатель – Прим.редакции): он вывел квадрант денежного потока. Есть денежный поток, который формируется путем найма, когда вы на кого-то работаете. Следующий уровень – когда у вас есть ремесло, которое вам приносит доход. Дальше – когда вы предприниматель и создаете корпорацию, которая дает прибыль. И есть четвертый вид денежного потока – это инвестиции. То есть вы во что-то вложились – рубль, два или миллион, не важно – и получаете с этого доход.
Важно не происхождение инвестора, а цель, которую преследует бизнес
На что стоит ориентироваться белорусским компаниям: на привлечение внутренних инвесторов или же делать ставку на иностранные инвестиции? Владелец LEMON INVEST рекомендует отталкиваться от того, какая цель преследуется.
При поиске инвестора нужно ориентироваться на цель бизнеса. Изображение сгенерировано ИИ
– Давайте приведу примеры. Для стартапа дистрибьюторской компании детского питания я привлек инвестиции крупного российского дистрибьютора в Беларусь. Проще говоря: это иностранный инвестор, которому нужен был наш рынок. Когда мы привлекали инвестиции Европейского банка реконструкции и развития, который в основном работает над социальными проектами, нам надо было развить рынок детских товаров в Беларуси. А когда оформляли сделку с поляками (речь про польскую компанию CDRL, которая в 2018 году купила 74,9% сети “Буслік” – Прим.редакции), понимали, что интересны им – ведь мы продуктивнее всех на мировом рынке продавали их ТМ Coccodrillo. То есть нам нужны были их деньги, а мы были нужны им – потому что это был шанс создать компанию-”единорога” (ту, что стоит $1 млрд – Прим.редакции).
Так что нужно смотреть не на страну, а на то, чего вы хотите в итоге добиться. Можете карабкаться сами – карабкайтесь. Не можете – привлекайте сторонний капитал. Если кредитные деньги стоят “дешевле”, чем рентабельность вашего капитала, берите кредит. Все очень просто.
Также Сергей отмечает, что нередко инвестора нужно еще убедить им стать. Но рекомендует все же сразу искать тех, кто на это “созрел”.
Сергей Мисяченко
– Люди, которые уже имеют опыт неудачных вложений и понимают, что инвестиции – это работа, и это не только прибыль, но и потери… С ними проще иметь дело. Потому что они готовы к реальности.
Начинающим предпринимателям наш собеседник рекомендует не сдаваться и “идти до конца”.
– Сейчас мир открыт, и у каждого известного человека есть свои странички в соцсетях. Так что достучаться до инвесторов реально – надо просто выбрать цель и найти тех, чьи ценности совпадают с вашими.
Автор: Анастасия Величко, фото: Смартпресс, часть изображений сгенерированы нейросетью Bing
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.