Запах способен изменить ваше состояние в считанные секунды. Пробудить приятные воспоминания, расслабить или же, наоборот, вызвать тревогу и отвращение. А еще он может стать частью образа, невидимой одеждой-настроением. Известный белорусский парфюмер Влад Рекунов вот уже 24 года создает ароматы, которые помогают людям раскрыться и достигнуть гармонии с собой. Съездили в нему в мастерскую, чтобы узнать, как построить успешный парфюмерный бизнес и добиться признания у требовательной публики.
Материал подготовлен при поддержке Paritetbank.
Влад Рекунов
Увлечение парфюмерией началось с… сетевого маркетинга
– Запах – то, что невозможно передать дистанционно, – отмечает наш фотограф, когда мы заходим в уютную мастерскую Влада. Здесь буквально всё заставлено флаконами и лабораторными склянками.
– Вообще-то уже были попытки: например, японцы разрабатывали устройства для смартфонов с картриджами, генерирующими ароматы. Но весь спектр запахов, существующих в нашем мире, в телефон всё равно не уместить, – комментирует парфюмер.
В мастерской Владислава все заполнено флаконами
А потом рассказывает нам про связь эмоционального интеллекта с восприятием запахов, про важность общения с человеком при выборе (или разработке) для него ароматов… И становится понятно, что парфюмерное дело для Влада – это не просто миксование различных ингредиентов, а искусство. И, безусловно, психология.
А начиналось все с оптовых продаж. В начале 2000-х Влад находился на перепутье – искал для себя новое дело. В это же время на белорусском рынке появился парфюмерный бренд, товары которого распространялись с помощью каталогов. И наш собеседник решил попробовать свои силы в сетевом маркетинге – получилось лучше, чем он ожидал.
– Нам с командой удалось создать очень крупную сеть: в ней было 20 тысяч продавцов. Мы тогда просто взорвали парфюмерный рынок! Но через 5 лет мне это перестало быть интересно – с точки зрения творчества и реализации себя, – признается собеседник.
Духи с запахом Беларуси “зашли” на ура
За время работы в “сетевом” Влад серьезно увлекся парфюмерией и решил, что хочет развиваться в этой области. Вселенная запрос услышала: буквально через “одно рукопожатие” он познакомился с легендарным парфюмером Софией Гройсман – уроженкой Беларуси, которая признана “лучшим носом Америки”.
Влад Рекунов и София Гройсман
Сначала Влад общался с Софией дистанционно, потом – начал ездить на сессии гуру парфюмерии в Европу, обучаться на европейских фабриках-производителях во Франции и Бельгии. А в 2015 году – пригласил Гройсман в Беларусь, где они совместно с брендом сетевой косметики создали аромат нашей страны. Его рабочим кодом был “Белая русь”, а вот в коммерческую серию он попал уже с поэтичным названием “PA VETRA”. Духи с ароматом родины разошлись как горячие пирожки.
– Изначально над “PA VETRA” работала только София, но в нашем климате та парфюмерная композиция, которая у нее получилась, “звучала” слишком ярко, и она предложила мне доработать ее. Поэтому в прошлом году я сделал новую версию, где преобладают древесно-травяные ноты. У нас очень зеленая страна, вот и аромат я решил сделать фужерным, с “привкусом” стеблей и листьев, – поясняет парфюмер.
Нюхаем новое “PA VETRA”… И правда: пахнет травами, свежестью после дождя и летом у бабушки в деревне.
На то, чтобы стать “мастером ароматов” ушло 8 лет
Однако между уходом Влада из сетевого бизнеса и созданием собственного бренда был долгий и непростой путь.
В мире есть всего одно учебное заведение, где дают цельное образование в области создания ароматов – это Международный институт парфюмерии ISIPCA в Версале (Франция). Стоимость обучения – от €12000. В год институт выпускает не больше 20 человек.
– Если есть цель работать на парфюмерном производстве и создавать сырье, то без химического образования, желательно – подкрепленного ISIPCA, не обойтись. Но у меня другая история. Я беру уже готовые ингредиенты – как кирпичики, и строю из них здание – парфюмерную композицию. Для того, чтобы постичь это ремесло, я много практиковался на парфюмерных фабриках, ездил на обучение в Европу, – рассказывает Влад.
Одна парфюмерная “сессия” (знакомство с рядом ингредиентов, обучение их гармоничному сочетанию) в Европе стоит порядка $3000-4000. И участвовать в них нужно каждые 3-6 мес. Итого: на “стать хорошим специалистом и дизайнером ароматов” у Влада Рекунова ушло около 8 лет и примерно…$50000.
“Парфюмерия – очень закрытая область”
За годы сотрудничества с парфюмерными производствами Влад получил много ценных знаний и опыта, и не раз становился инициатором проектов, привлекающих внимание к индустрии. Например, организовал выставку “История развития косметики и парфюмерии за 5 тысяч лет”, провел единственную в стране международную парфюмерно-косметическую конференцию… А еще – стал директором Белорусской Ассоциации производителей парфюмерии и косметики. При этом собеседник отмечает, что добиться всего этого – непросто.
– Так исторически сложилось, что парфюмерия – очень закрытая область. Те, кто в ней работает, часто опасаются воровства идей, рецептов, технологических решений, поэтому работают “сами по себе”, скрытно. Я же за то, чтобы общаться с коллегами, проводить события, развивать сферу, показывать её миру и, прежде всего, клиенту. А также развиваться в ней самому. Если почти все производители не идут на контакт, о каком развитии может идти речь? – Рассуждает Влад.
“Бóльшую часть сырья закупаем за границей”
В 2012 году Рекунов принял решение открыть парфюмерную мастерскую, и начал создавать в ней крафтовые (то есть с авторской рецептурой) ароматы. А еще – проводить мероприятия, мастер-классы, обучения… В общем, популяризировать свою сферу.
– Для того, чтобы запустить своё дело, понадобилось еще $10000. В эту сумму вошла покупка измерительного и рекламного оборудования, склянок, пробирок, флаконов, крышек, оборудования для подогрева и фильтрации, подготовка помещения для работы. И, конечно, стоимость ингредиентов для первых партий духов. Важно понимать, что у всех компонентов есть свой срок хранения и “закупочный минимум” – меньше определенного веса их просто не продают. К тому же, закупать это все приходится за пределами Беларуси – в Азии, Франции, Швейцарии, США и т.д. То есть в тех местах, где сырье выращивают и обрабатывают, – делится собеседник.
То, из чего создается парфюмерия. Ингредиенты, кстати, не всегда жидкие: они бывают пастообразными и даже твердыми.
Мобильный парфюмерный бар Влада, с помощью которого каждый может создать свой аромат. Услуга, которую можно заказать на праздники, корпоративы и т.д.
Изначально Влад больше ориентировался на разработку собственных парфюмерных линий и создание персональных ароматов на заказ. Сейчас же в основном сотрудничает с организациями. Но индивидуальная работа с клиентами – все еще особая любовь.
– Здесь невозможно работать “в полноги”. Если клиенту аромат не понравится – ты никак его не убедишь одобрить рецепт и “зафиналить” разработку. И, пока ты с этим не разобрался, ты не парфюмер.Но я умею задавать вопросы и чувствую заказчика. Составляю варианты подходящих под запрос композиций, предоставляю возможность “примерить и поносить” каждую из них, чтобы выбрать самую-самую. В итоге человек получает уникальный аромат, аналога которому не существует. Также гарантирована и сохранность рецепта, – рассказывает парфюмер.
Индивидуальные ароматы
“Сделал самый большой флакон в мире – на 150 литров”
Для компаний Влад делает концепты парфюмерных линий: он выступает кем-то вроде посредника между производителем и заказчиком.
– Допустим, вы заказываете у меня духи “с запахом морозной свежести”, а я передаю это на производство примерно так: “Нужен альдегидный аромат”.И технологи сразу же понимают, что нужно сделать, – поясняет парфюмер.
Влад и его команда создают под заказ ароматы для различных организаций. Парфюмерия в таких случаях – это и корпоративный подарок, и элемент программы лояльности.
Заказчиками Влада Рекунова были такие известные компании как А-100, Керамин, MILAVITSA, Теннисная Федерация и другие
Средства, вложенные Владиславом в обучение и в открытие парфюмерного бизнеса, окупились только спустя 8 лет работы. Получается, прибыль дело начало приносить лишь недавно. И, тем не менее, оно того стоило, считает наш собеседник. Ведь за это время было множество интересных знакомств, проектов, творчества… и даже регистрация в Книге рекордов Гиннеса!
Сертификат за самый большой флакон духов в мире
– Сертификат выдали за то, что вместе с Эдгаром Запашным (это был пиар к его выступлению) мы сделали самый большой флакон духов в мире – на 150 литров, – вспоминает Рекунов.
На стене в мастерской – целое панно из фотографий тех, кому Влад создавал индивидуальные ароматы. Среди них – Валерий Меладзе, Филипп Киркоров, участники Comedy Club… и даже Патрисия Каас и Мирей Матье
Белорусский парфюмерный рынок хаотичен
Как в целом обстоят дела на белорусском рынке парфюмерии? По мнению Влада Рекунова, достаточно хаотично. Производители пошли по пути копирования известных ароматов и брендов, И вырваться из этого “порочного круга” трудно, потому что репутация пострадала.
Зодиакальная коллекция духов, созданная вместе с астрологом
Ингредиенты для духов из астрологической коллекции
– Есть еще импортеры, которые вынуждены соблюдать определенные формальности и учитывать расходы на ввоз. Добавленная стоимость к некоторой парфюмерии поражает! Например, Tom Ford у нас может стоить €430 за 50 мл. При этом я смотрю на рецептуру и понимаю, что себестоимость готового парфюмерного продукта – где-то €8-10, – рассказывает Влад.
И тут возникает резонный вопрос. А какова реальная отпускная цена флакона, скажем, объемом 50 мл – если речь про качественные духи?
– От $40. Но точно не в 10 раз больше, – отвечает парфюмер.
Часто для того, чтобы оправдать высокую стоимость, сочиняются “мифы”. Один из них звучит так: “Это хорошие духи, потому что они сделаны на маслах”.
– Представьте, что вам скажут: “Это хороший автомобиль, потому что у него черные и круглые колёса”. С “духами на маслах” примерно то же самое – в составе всей парфюмерии так или иначе есть масла – речь про растительные компоненты. Другой вопрос, какого они качества… Но считать преимуществом само их наличие в составе точно не стоит, – поясняет Влад Рекунов.
Данный материал подготовлен в рамках проекта “Редкий бизнес” совместно с Paritetbank, который в феврале этого года запустил бизнес-сервис для предпринимателей и юридических лиц “Своё дело”. С помощью этого сервиса можно открыть счёт, провести оплату и оформить зарплатный проект онлайн.
Автор: Наталия Некрашевич, фото Елены Таборко и из архивов Влада Рекунова