Парусная яхта на фоне синей воды и голубого неба – с чем у вас ассоциируется эта картина? Возможно, с вечеринками, громкой музыкой, шампанским… Или же с романтическим свиданием. Но для кого-то яхтинг – это не просто способ хорошо провести время, а глоток свободы, приключение, образ жизни. Несколько лет назад минский архитектор Антон Гарустович так увлекся яхтами, что сначала превратил это дело в свое хобби, а потом и в бизнес. Журналисты Смартпресс поговорили с Антоном и с его напарницей по яхтенному бизнесу Александрой Пико о том, с чего лучше всего заходить в это дело и в какую сумму это может обойтись.
Материал подготовлен при поддержке Paritetbank.
Александра Пико и Антон Гарустович на яхте “Виолончель”
Управлять парусником можно уже… с 11 лет
Антон встречает нас на территории Республиканского центра олимпийской подготовки (РЦОП) по парусному спорту, который находится на берегу Заславского водохранилища, ну или привычнее – Минского моря. Именно здесь “живёт” его яхта ”Виолончель.
Яхтсмен проводит экскурсию. В марине (специально оборудованной гавани для яхт и других маломерных судов) стоят лодки разных размеров и назначений – есть морские, озерные и даже… детские. Ого! Пусть они и совсем небольшие и чем-то напоминают корытца, немного неожиданно узнать, что управлять парусником можно уже с 11 лет.
Детские лодки
– Детей обязательно сопровождают тренерские катера. Как-то помню у меня спросили: “А для того, чтобы отдать ребёнка в парусную школу, какая нужна физподготовка?”. Но на самом деле в яхтинге не это главное. Ум здесь важнее. Потому что это как шахматы на воде. Нужно продумывать, как выстроить траекторию движения, вести судно при разных порывах ветра и т.д., – отмечает наш гид.
В марине РЦОП по парусному спорту за лодками хорошо ухаживают. Яхты здесь остаются и на зиму
Если хочешь попасть в какой-то проект, хотя бы начни “подавать там кофе”
Сам Антон с ранних лет увлекался кораблями, а когда вырос, пытался найти место в Минске, где можно заняться яхтингом. И сразу как-то не сложилось. Но потом место нашло его само.
Антон Гарустович
– Однажды мне, как руководителю архитектурной компании, позвонили из ивент-агентства с предложением провести корпоратив. Я в шутку ответил, что соглашусь, только если он пройдет на яхте. И оказалось, что у девушки-менеджера есть знакомый капитан и она может всё организовать. В итоге мы с коллегами провели 8 часов на судне, и я думал, что гештальт закрыт, – вспоминает Антон Гарустович.
Антон не только управляет судами, но и рисует их
Но через две недели архитектору еще раз захотелось повторить прогулку под парусом, а потом и еще раз.
Позже выяснилось, что его знакомый ходит в этот яхт-клуб и помогает на борту участникам регат (соревнованиях по парусному спорту). Антон тоже решил использовать эту возможность.
– Если ты хочешь попасть в какой-то проект, то начинать нужно, условно, с того, чтобы “подавать там кофе”, т.е. делать хоть что-то. Я подходил к яхтам команд соревнований и предлагал посильную помощь. Например, натянуть шкот (снасть для растягивания парусов) или сделать балласт. И таким образом постепенно погружался всё больше в тему, заводил знакомства, – рассказывает про свой опыт собеседник.
Лучше всего “заходить” в яхтенный бизнес через хобби
Сперва Антон платил полную стоимость за прогулку на яхте как турист. Затем катался со скидкой, потому что стал “профессиональным туристом” и участвовал в бортовых работах. А в какой-то момент навыки управления яхтой отточились настолько, что ему предложили получить права и стать капитаном. К тому моменту предприниматель уже чувствовал сильное выгорание на основной работе и понимал что яхтинг – то самое дело, которое его зажигает. Так было принято решение купить довольно редкую для Беларуси парусную морскую яхту “Виолончель” и превратить хобби в полноценный бизнес.
– Кайф от управления яхтой приходит постепенно. Ты начинаешь чувствовать ветер, понимать, как работают паруса, происходит цепочка инсайтов (озарений), и яхтинг раскрывается для тебя, как бутон цветка – каждый лепесток удивляет, – отмечает собеседник.
По словам Антона, средняя стоимость яхт варьируется от 15 000 до 80 000 евро. Однако заниматься яхтенным бизнесом можно и без приобретения судна. Например, взять судно в долгосрочную аренду на сезон – с мая по октябрь. Это обойдется примерно в 3000-5000 евро. Или по договоренности с хозяином яхты. Во втором случае вложения пойдут, условно говоря, только в маркетинг и зарплату шкипера. А далее вы просто платите процент арендодателю с продажи заказов.
Яхта “Виолончель”
– В этом деле чем выше твоя компетенция, тем меньше приходится вкладывать инвестиций. Потому что если начинать с нуля, то это очень дорого и сложно. Какую яхту купить или арендовать? Где? Кого нанять шкипером, как запустить рекламу? Все эти вопросы требуют большого внимания и всегда есть риск, что если ты сам не разбираешься в теме, то вложения будут значительно выше и не всегда оправданы. А если же ты пришёл в яхтинг через хобби, то у тебя уже есть нужные связи и понимание рынка, это в разы экономит средства, затраченные на организацию, поддержание и развитие бизнеса, – поясняет Антон.
Напарница Антона Гарустовича по яхтенному бизнесу Александра Пико
Во время разговора к нам присоединяется напарница Антона и соорганизатор яхт-клуба “Виолончель” Александра Пико.
Александра Пико
– Три года назад я искала место, где можно обучиться яхтингу и наткнулась на рекламу яхт-клуба “Виолончель”. Тогда был ноябрь, уже достаточно холодно, а там всё еще проводились тренировки. Ну, думаю, веселые ребята, мне подходят (смеётся). И после первой же встречи с ними захотелось прийти ещё, – вспоминает Александра. Девушка быстро втянулась, у нее стало хорошо получаться и ей предложили стать частью команды. Сейчас она “капитанит” не только на “Виолончели”, но и еще на одной яхте, которую взяла в аренду у РЦОП по парусному спорту.
Реклама яхтинга в несезон – фильтр для “чокнутых”
Рекламу на прохождение обучения яхт-клуб “Виолончель” даёт в несезон. И делает это неспроста. Получается своеобразный фильтр для самых “чокнутых” (в хорошем смысле). Во-первых, на неё откликаются те, кому это по-настоящему нужно. Во-вторых, лето – период активной практики, а вот осень-зима – как раз подходят для того, чтобы освоить теорию. В это время яхт-клуб “Виолончель” проводит лекции и, в том числе, готовит своих учеников к сдаче на права в ГИМС – Государственной инспекции по маломерным судам.
Журналист Смартпресс тоже попробовала себя в управлении парусным судном
– Наш полный курс включает 30 занятий, которые делятся на три равных блока. Первый – это погружение в “языковую среду”, т.е. знакомство с основными понятиями и с тем, как все устроено на яхте. Второй – это переход к практике, курсант уже может быть помощником капитана и объяснять другим какие-то базовые вещи. Ну а на завершающем блоке человек сам выстраивает стратегию выхода на яхте, знает как поставить паруса в штормовую погоду, как вернуться спокойно на берег и т.д., – рассказывает Антон Гарустович.
Закаты на борту яхты показывают просто потрясающие!
Есть также ознакомительный миникурс на 5-6 занятий, который дает человеку понять, а надо ли ему это вообще.
Антон Гарустович
Прогулка под парусом – это не про “пьяные тусовки”
Вообще яхтинг – это королевский вид спорта, он тренирует в людях сплоченность и дисциплину, уверяют наши собеседники. А вот “пьяные тусовки” на паруснике – это совсем другая история.
– В “тусовочных” яхтах даже не всегда есть паруса или же их просто не поднимают, там другие приоритеты. А без этого невозможно ощутить водную стихию и научиться “сотрудничать” с ветром. Мы не ставим музыку, а ставим паруса, потому что для нас яхтинг – это в первую очередь единение с природой, умение подстроиться под её ритмы. Все “земные проблемы” остаются на берегу, происходит такая перезагрузка, своеобразная медитация, когда все твое внимание направлено на то, чтобы повернуть вовремя шкоты (веревка для управления парусами) и румпель (часть руля), следить за состоянием окружающих тебя людей, чтобы никому не стало плохо и т.д. – поясняет Александра Пико.
“Снасти для яхты невозможно заказать по каталогу, их нужно видеть вживую”
Впрочем, помимо романтики и удовольствия от процесса, яхтинг – довольно рисковая инвестиция. Потому что лодка, в отличие от недвижимости, активно эксплуатируется, и со временем изнашивается, а значит – требует регулярного ухода и вложений.
– $200-300 в месяц уходит на содержание яхты просто по умолчанию. Потом – вариативные расходы на зарплату администраторов и шкиперов. Если активно использовать судно, то каждые 3-5 лет надо менять паруса и другие снасти и ехать за ними либо в Европу, либо в Питер.
Так, например, парус может стоить от 500 до 1500 евро, блоки веревок – от $20 до $100, а их ведь много и каждый может выйти из строя, – рассказывает Антон Гарустович. – И все эти вещи невозможно заказать по каталогу, на них нужно смотреть и проверять на ощупь. Но зато здесь нет такого, как в автомобильном бизнесе, где производитель зачастую “закладывает” поломки в запчастях, чтобы заработать на этом. В яхтах всё по-честному. То, насколько качественный товар вы приобретете, зависит только от ваших компетенций.
В яхт-клубе “Виолончель” можно приобрести подарок-впечатление – прогулку на яхте
Данный материал подготовлен в рамках проекта “Редкий бизнес” совместно с Paritetbank, который в феврале этого года запустил бизнес-сервис для предпринимателей и юридических лиц “Своё дело”. С помощью этого сервиса можно открыть счёт, провести оплату и оформить зарплатный проект онлайн.
Автор: Наталия Некрашевич, фото: Елена Таборко