Гражданин должен платить налоги с тем же чувством, с каким влюбленный дарит своей возлюбленной подарки, заявил в XVIII веке немецкий поэт-мистик Новалис. Однако зачастую странные, непонятные и непродуманные налоги вызывают совершенно другие чувства и реакции у потенциальных плательщиков – вплоть до бунтов. Рассказываем о самых неудачных налогах в мире.
Налог на голубом глазу
Дикий и, по современным меркам, расистский налог был введен Петром I в 1704 году в Башкирии – на цвет глаз. Обладатели черных и карих глаз должны были платить 6 копеек в год, серых – 21 копейку, зеленых – 30 копеек, а голубых – 39 копеек.
Таким образом государство устанавливало своеобразные "заградительные барьеры" для переселения славян в Башкирию (считалось, что у местного населения исключительно черные и карие глаза). Дело в том, что в те времена в Башкирии царила вольница – и крепостные крестьяне бежали туда от помещиков.
Самыми несчастными от "налога на глаза" были голубоглазые башкиры…
Ничем хорошим налог не закончился – взбунтовались сами башкиры, которым тоже пришлось платить налог (пусть и минимальный) просто за то, что у них есть глаза. Вскоре налог был отменен.
Налог для пацифистов в Англии
В Англии XIII века у рыцарей имелась возможность откупиться от военной службы. По существовавшим тогда законам, каждый рыцарь должен был "служить" в армии короля 40 дней в год в мирное время и 60 дней в год во время войны. Если же совсем не хотелось облачаться в доспехи, то можно было откупиться небольшой суммой (около одного фунта стерлингов, хотя законодательно размер ставки установлен не был). Называлось это "щитовые деньги" - и было разовым платежом.
Подписание "Великой хартии вольностей", гравюра Эдмунда Эванса
Существующее положение устраивало всех, пока король Иоанн Безземельный не взвинтил ставку "откупа" втрое. Более того, он начал требовать платить ему "щитовые деньги" практически ежегодно, что превратило их в своеобразный "налог на трусость".
Английские бароны, и так не очень любившие Иоанна Безземельного, не выдержали и подняли бунт, который завершился принятием в 1215 году "Великой хартии вольностей". В ней, в частности, оговаривались следующие условия для взимания “щитовых”: "Ни щитовые деньги, ни пособие не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего, если это не для выкупа нашего из плена и не для возведения в рыцари первородного сына нашего и не для выдачи первым браком замуж дочери нашей первородной".
"Корабельная подать", а также налоги на часы и трости
Британцы вообще были затейниками по придумыванию новых налогов. И нередко это заканчивалось катастрофой. Например, в 1635 году король Карл I вспомнил о старинной (даже в те времена) "корабельной подати", которую некогда платили прибрежные города для защиты от пиратов.
Британский монарх Карл I (на картине Антониса ван Дейка) решил распространить корабельный налог на всю страну. Из-за этого началась гражданская война, в результате которой ему отрубили голову
Король сделал эту подать ежегодным налогом и попробовал заставить платить всю страну. В 1636 году за счет этого налога хотели собрать 196 тыс. фунтов, но казна пополнилась лишь на 7 тыс. Граждане Британии пошли на принцип – король ввел налог в обход парламента. Страна и так переживала кризис, а корабельный налог стал последней каплей – началась гражданская война, результатом которой стала казнь Карла I.
Другой, не столь кровавый пример – налог на часы, который попробовали ввести в Британии в конце XVIII века. По сути, это был своеобразный "налог на роскошь": за стандартные часы надо было платить 2 шиллинга и 6 пенсов в год, за золотые – 10 шиллингов. В этот раз бунтовать англичане не стали, но перестали покупать часы и прятали те, которые у них были. В результате власти и налоги не собрали, и всю часовую отрасль в стране обрушили. Через год налог был отменен – его заменили… налогом на трости. Дескать, трости портят мостовую. Но средний класс начал недовольно ворчать, и, от греха подальше, отменили и этот налог.
Далай-лама, который пересчитал все уши
XIII Далай-лама – Тхуптэн Гьяцо, правивший в Тибете с 1879 по 1933 год, был просвещенным монархом и духовным лидером, который многое перенимал на Западе. Так, во время его правления в Тибете появилось электричество, телеграф и начали печатать деньги.
XIII Далай-лама Тхуптэн Гьяцо
А еще Далай-ламе очень понравилась концепция налогов. И, в результате, в 1920-е в Тибете было почти 2000 налогов, включая такие, как налог на битье в барабаны и на право петь.
Но самыми экстравагантными были налоги на уши и носы. Налог на уши был введен в 1926 году – за каждое ухо надо было единоразово заплатить 1 лян серебра (37 грамм).
Винсент ван Гог в Тибете мог бы сэкономить на налогах
Ну а если денег не было, то ухо отрезали за неуплату налогов. Годом позже появился налог и на носы, причем за длинный нос надо было платить значительно больше, чем за курносый. Деньги шли на армию.
Через несколько лет после введения этих налогов, в 1933 году Далай-лама XIII скоропостижно скончался в возрасте 57 лет. Обстоятельства его смерти окутаны тайной, подозревают, что он был отравлен.
Налог на воду шокировал австралийских фермеров и Nestle
В разные эпохи и в разных странах мира существовали (а некоторые существуют и сейчас) налоги на солнце, тень, воздух… Однако за обычную воду сборы не вводились: с одной стороны, сложно разработать учетную систему, с другой – не по-человечески это как-то. Если без уха прожить можно, то без воды – никак. Да и чреват подобный налог был бунтом (подчеркнем, речь идет не о плате за водоснабжение, а о налогах).
Австралийские фермеры отстояли свое право на воду
Первые сообщения о попытках брать деньги за воду пришли из Австралии. В штате Квинсленд в 1927 году ввели сборы с фермеров – они должны были платить за каждую скважину и каждый насос. Положение содержалось в “Законе о воде” 1926 года, но никто и представить не мог, что речь идет о налоге – все думали, что разговор про символическую плату за обработку документов по регистрации скважин. Поэтому, когда налоговики пришли к фермерам, последние взбунтовались, заявив, что “этот налог превосходит всё, что известно в истории мира, по своей распущенности”. Сразу несколько фермерских ассоциаций отказались платить налог. Дело дошло до того, что австралийцы были готовы засыпать свои колодцы и скважины. Правительство продержалось месяц, а потом отменило налог.
Еще одна известная попытка ввести “водный налог” была в американском штате Мэн в 2005 году. Взимать сборы планировалось с производителей бутилированной воды. Однако это решение могло быть принято лишь на референдуме штата, а необходимого количества голосов для проведения плебисцита инициативная группа не собрала.
Производители бутилированной воды были в шоке и не понимали, что происходит. В Nestle Waters (ей принадлежала местная компания Poland Spring с двумя заводами по производству бутилированной воды) заявили, что идея ставила под угрозу их способность вести бизнес в штате и компания, скорее всего, перевела бы производство в другое место. И вообще, чиновникам штата пришлось сильно постараться, чтобы заверить Nestle Waters, что подобное не повториться и убедить не отказываться от планов открыть третий завод в Мэне.
В мультфильме “Чиполлино” Принц Лимон вводил налоги на воздух и на осадки
Понять в данной ситуации компанию Nestle Waters и других производителей бутилированной воды легко: дополнительные налоги компаниям пришлось бы заложить в стоимость продукта, что делает воду дороже для конечного потребителя. Если говорить о коммерческой стороне вопроса, это приведет к снижению конкурентоспособности производителей. А если о моральной, то затруднит доступ к качественной воде самым бедным слоям населения. Именно поэтому Nestle Waters была готова перевести бизнес в другую налоговую юрисдикцию.
Законодательное ограничение на конечную стоимость такого стратегического продукта, как вода (запрет на повышение цен) и вовсе может привести к остановке производства, которое станет убыточным. В лучшем случае на полках магазинов останется импортная вода, которая станет дешевле местной, в худшем - недорогая бутилированная вода вовсе исчезнет из продажи.
Как в Уганде борются с "олугамбо"
Олугамбо – это фейковые новости на суахили, языке, на котором говорят в том числе и в Уганде. Для того, чтобы бороться со слухами и сплетнями в Интернете, власти этой страны в 2018 году ввели налог на пользование соцсетями и мессенджерами: Facebook, Twitter, YouTube, WhatsApp и еще полусотней сайтов и приложений. За каждый день, когда угандиец заходил на эти ресурсы, ему надо было заплатить 200 шиллингов (примерно 5 американских центов). Кроме того, был введен дополнительный налог на денежные онлайн-переводы в размере 1% от суммы.
Президент Уганды Йовери Мусевени назвал соцсети "роскошью для праздных или порочных людей"
Через несколько дней после введения налога в стране вспыхнули протесты. Буквально через 2 месяца число интернет-абонентов в стране уменьшилось примерно на 2,5 млн человек, с 16,19 до 13,74 млн. А компания Research ICT Solutions подсчитала, что ущерб экономике Уганды от налога на соцсети может составить $750 млн в год.
В общем, как показывает история, странные и непродуманные налоги нередко не приносят ничего, кроме экономического ущерба для экономики. А иногда грозят социальным взрывом с непредсказуемыми последствиями.
Автор: Сергей Лобко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.