2024-й год, похоже, обещает кардинально изменить наше представление о "правильных" бизнес-стратегиях, причинах "успешного успеха" и рисках. И в бизнес, и в коммуникации пришли новые тренды. Мы поговорили об этом с экспертом по бренд-коммуникациям и трендам Натальей Крашевской.
Наталья Крашевская
Тренды, которые будут определяющими в 2024-м году
1. Карьера теряет значимость
Карьера в классическом понимании уходит в прошлое. Сегодня она строится нелинейно – с любого момента своей карьерной истории человек или бизнес может сделать скачок вперед, вбок, обрушиться без, казалось бы, явных причин.
Время одной работы ушло. Люди параллельно будут фрилансить, создавать стартапы. Карьера будет строиться не на основании опыта работы, а на основании кейсов и навыков.
Что это значит для компаний? Они должны быть готовы к тому, что наемные сотрудники не обязательно будут хотеть построить карьеру в компании. Это перестает быть стимулом. Таких сотрудников надо использовать грамотно, всесторонне или они покинут компанию.
2. Индивидуализация
Что это значит? Например, я хочу персонального нутрициолога, лично для себя. Если я скачиваю какие-то приложения, сервисы, я хочу, чтобы все настройки были очень гибкими, чтобы можно было установить все мои параметры и получать рекомендации именно для себя.
Или компания производит продукты питания. Что она может сделать для конкретного клиента? Составлять рацион, меню с учетом его привычек, семьи, возраста, состояния здоровья. С помощью ИИ это возможно и финансово необременительно. Такие подходы уже есть в Европе и США – ты присылаешь "анализы", а тебе поставляют "правильные" продукты.
3. Управляемый хаос
Долгосрочных стратегий уже нет. Мы живем короткими "спринтами" – ставишь близкую цель, достигаешь, анализируешь, если что-то пошло не так. И тогда или закрываешь проект, или модернизируешь.
У компаний нет долгосрочной стратегии, которой они придерживаются. Например, ваш портал Смартпресс тоже за короткий промежуток времени менял векторы развития – от чисто новостной истории до лайфстайла, а теперь вы еще и фонд поддержки стартапов.
Здесь важно, чтобы не только собственники умели жить в условиях хаоса, неопределенности, но и весь коллектив принимал эту модель. Все должны быть готовы к тому, что любая задача может прилететь в самый неожиданный и даже неподходящий момент. И не жаловаться: как достало это руководство, опять что-то придумали. Рынок этого требует.
4. Креативное неравенство
Оно существовало всегда, но с приходом искусственного интеллекта возрастет кратно. То есть число людей, которые не будут понимать, как использовать новые инструменты творчески, будет расти. Они будут создавать с помощью ИИ одинаковые материалы. Повально. И на этом фоне будут очень сильно выделяться те, кто не просто полноценно сможет использовать возможности ИИ, но и творчески им управлять – они будут создавать "нестандартность".
Мы уже столкнулись с креативным неравенством на предыдущем витке бизнес-развития – в соцсетях. Почти все пытаются продвигать аккаунты, но успешными становятся единицы. И все они используют творческие нешаблонные подходы.
Все больше и больше заметен разрыв между теми, кто используют креативные инструменты и теми, кто их догоняет.
5. Трансляция ценностей, открытость, искренность
Тренд, который позволяет выбирать "свою" компанию с похожими ценностями, не только по классическому соотношению "цена-качество". Этому есть два объяснения: социальное и экономическое. Социальное – в эпоху слома и трансформации ценностей (а мы живем именно в это время), важно найти "своих". Экономическое – слишком много компаний работают в одном ценовом и качественном сегменте, а выбирать как-то надо. Поэтому сейчас важно, кроме рекламы потребительских свойств продукта, транслировать ценности бренда.
6. Скорость, юмор, драматургия
У вас есть 3 секунды привлечь внимание, 8 секунд – подтвердить и 15 секунд – дать информацию. И чтобы эти секунды сработали, вам надо не просто сообщить что-то, а рассказать историю с драматургией и, желательно, с юмором – это самые работающие механизмы.
Хорошо в 2024 году будут работать тренды на ретро, сериальность, ремиксы, очеловечивание животных.
7. Стремление к самообслуживанию
Этот тренд принесло поколение Z. Обратите внимание на кассы самообслуживания в супермаркетах – молодежь других не признает. Кроме того, это поколение приветствует контент с возможностью прямых покупок.
8. Смелость
Это вечный тренд – первым использовать новинки, быть на шаг впереди. Важно помнить, что смелость – это навык, который можно и нужно развивать.
Беседовала Юлия Кочубей
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.