Может ли искусственный интеллект убить профессию маркетолога? А если не убьет — то сделает ли сильнее? В чем ИИ способен помочь маркетологу — эксперты обсудили на бизнес-митапе в рамках первого студенческого фестиваля рекламы и маркетинга "M.A.D. Fest".

"ИИ может сократить количество персонала, но не убьет маркетологов. Если глава компании уволит всю службу маркетинга, он сам невольно превратится в маркетолога. Ему самому придется поручать ИИ разработку новых продуктов, моделирование его PR и организацию вывода продукта на рынок", — убежден директор портала Smartpress.by Вячеслав Зенькович.

Конференция ИИ 4.jpg

В рамках специального проекта "ИИ. Профессии" портал Smartpress.by проанализировал варианты развития событий для 10 наиболее распространенных и паре редких профессий. Посмотреть наши интервью с экспертами можно здесь.

Что способен и не способен делать ИИ в маркетинге

Моделировать востребованный рынком продукт, товар или услугу.  "Но все равно кто-то должен формулировать задачи для робота, вводить исходники, обрабатывать выработанные роботом варианты решений. Из воздуха всю эту информацию ИИ не возьмет", — отметил Вячеслав Зенькович.

Создать схему промоушена товара или услуги с учетом качества аудитории СМИ и его охватов, "проходимости" бордов или количества пассажиров в том или ином транспорте (если реклама там) и так далее.

"Но кто будет формировать запросы роботу, проверять актуальность данных в исходниках — например, посещаемость медиа или сезонные влияния проходимости пассажиров в электричках? И опять же — остается еще анализ результатов и непосредственно принятие решения", — заметил Вячеслав Зенькович.

Конференция ИИ 3.jpgДиректор медиапортала Smartpress.by Вячеслав Зенькович

Фильтровать входящие в компанию коммерческие предложения по различным формам сотрудничества.  Для этого достаточно разработать универсальные формы для заявок – например, на покупку товара или услуги, рекламу, различные формы коллабораций.

Как констатировал директор портала Smartpress.by, сейчас белорусский маркетинг отличает чрезвычайно низкая корпоративная культура. "Считается нормой вообще не отвечать на письма на почту и в мессенджеры. Контактная информация, обозначаемая на сайтах компаний весьма скудна и зачастую неактуальна. Персонал, который ответственен за работу с входящей корреспонденцией часто профнепригоден — просто не способен адекватно оценивать предложения. Да и недалекие начальники поручают работнику пересылать в службу продаж заявки на покупку, а все остальное — в корзину для мусора", — рассказал Вячеслав Зенькович.

Парадокс, по его мнению, заключается в том, что ставшее в большинстве мелких и средних компаниях Беларуси "профессиональное хамство" — отсутствие корпоративной культуры — приблизило нас к психологически легкому переходу к внедрению ИИ.

"Привыкшие к безответным обращениям люди станут вдруг автоматом получать ничего не значащие, но все-таки вежливые ответы. Руководители компаний будут рады уже отфильтрованным и прошедшим предварительный анализ на целесообразность коммерческим предложениям от потенциальных партнеров", — считает Вячеслав Зенькович.

Директор департамента маркетинга и PR ОАО "Сбер Банк" Евгения Кильпеляйнен представила свое видение плюсов и минусов ИИ в работе маркетологов.

ИИ помогает ускорить работу и снизить стоимость разработки креативов

Конференция. ИИ 1.jpgДиректор департамента маркетинга и PR ОАО "Сбер Банк" Евгения Кильпеляйнен 

В качестве примера Евгения Кильпеляйнен привела один из продуктов банка "Socrat". Для создания визуала на этапе до ИИ "сначала надо было заказать фотосессию, подобрать героя, отобрать фотографии и положить их на базовый материал, на что потребовалось более семи дней. Позже с помощью ИИ суммарно эта работа заняла меньше часа: на то, чтобы прописать ключевые слова, на основе которых ИИ сгенерировал контент понадобилась всего минута, на доработку фотографий – 15 минут, и еще столько же – компоновку рекламного макета.  

Конференция. ИИ.jpgЗаместитель декана факультета маркетинга и логистики Белорусского государственного экономического университета (БГЭУ) Ольга Гулягина. БГЭУ выступил организатором фестиваля M.A.D. Fest  

Минусы ИИ

Не всегда известен источник информации, с которой работает ИИ для генерации контента

"У вас есть доступ практически к неограниченному массиву данных ИИ. Но это не только плюс, но и минус. Прежде всего потому, что мы не знаем источник этой информации. Когда мы вводим запрос для ИИ, мы понятия не имеем, откуда он взял ее при ответе", — заметила Евгения Кильпеляйнен.

Условная дешевизна

Специфические задачи маркетинга требуют наличия команды специалистов. "Очень, очень, очень дорогих специалистов", — подчеркнула Евгения Кильпеляйнен. "То есть ИИ — это бесплатно и дешево только пока вы используете его для каких-то прикладных вещей. И это очень дорого, если вам нужно сделать что-то специфическое".

Конференция ИИ 2.jpg

ИИ не эмоционален

"Для нас, людей, эмоции — это больше, чем некая данность, чем какой-то вид информации, которую мы получаем. ИИ никогда не сможет этого сделать", — отметила представитель Сбер Банка. 

Но здесь может помочь нейромаркетинг — в том, чтобы понять, какие эмоции вызывает реклама, какие предпочтения у потребителя для того, чтобы правильно сформировать свое предложение. Но это уже другая история.