На "Белагро-2023", проходящей в индустриальном парке "Великий камень", холдинг АМКОДОР представил более 40 машин – они разместились на главном "проспекте" выставки. Техника и оборудование самые разные – от погрузчиков и экскаваторов до зерносушильных комплексов и харвестеров. Впрочем, это только малая часть из ассортимента продукции, которую производит холдинг. О том, чего ожидает промышленный гигант от выставки и как обстоят дела с импортозамещением, поговорили с генеральным директором ОАО "АМКОДОР" - управляющая компания холдинга" Андреем Яроцким.

АМКОДОР Белагро 1_Андрей Яроцкий.jpgГенеральный директор ОАО "АМКОДОР" - управляющая компания холдинга" Андрей Яроцкий

На "Белагро-2023" - для имиджа

На выставке "Белагро" генеральный директор АМКОДОРа постоянно занят – переговоры, показ техники, встречи… 

- Для нас выставка - это имиджевый проект. На белорусском рынке мы работаем давно, нас все знают. Мы здесь в основном для того, чтобы показать, что из себя представляем, зарубежным гостям. Прежде всего, из России, - говорит Андрей Яроцкий.

По его словам, интерес к продукции холдинга "крайне высокий".

- Были делегации из Калужской и Тульской областей, принимали губернатора Приморского края. Здесь же гости из Татарстана и Башкирии, завершили переговоры с делегацией из Ростовской области. Со многими встречаемся не в первый раз. Это продолжение сотрудничества, начатого после официальных визитов руководителей российских регионов в нашу страну. Но не стоит ждать подписания АМКОДОРом крупных контрактов прямо на выставке – для нас это не самоцель. "Белагро-2023" лишь элемент долгой, кропотливой и системной работы, которую наш холдинг ведет постоянно, - отмечает собеседник.

Импортозамещение идет полным ходом

На выставке представлена и самая последняя новинка АМКОДОРа - машина камнеуборочная МК-5 VALUN, которая собирает камни размером до 30 см с поверхности почвы и до глубины 10 см.

АМКОДОР Белагро 2.jpgМашина камнеуборочная МК-5 VALUN. Ее собирали в ночь перед открытием выставки

Одна из основных целей холдинга – импортозамещение. И, по словам генерального директора, в этом направлении пройден значительный путь.

- Мы никого не стремимся вытеснить с отечественного рынка, ведь конкуренция – это хорошо, она дает стимул для развития. АМКОДОР просто предлагает потребителям белорусскую альтернативу. Сейчас у нас широкая линейка сельскохозяйственной, дорожно-строительной, лесной и коммунальной техники – серийно выпускаем 145 моделей и модификаций машин, не считая рабочих узлов, прицепной техники и запасных частей. Общая же номенклатура производимой на заводах АМКОДОР продукции – 23,7 тыс. наименований, от бытовой техники до огромных специализированных машин.

Например, на заводе в Фаниполе мы производим порядка 2 тыс. различных наименований резинотехнических изделий. Причем речь идет о критичных для многих белорусских производителей элементах, которые в нынешней ситуации они не могли купить в другом месте, - объясняет руководитель холдинга.

Ярким примером импортозамещения является… обычное прикатное колесо для сеялок. Ранее такие колеса производились только во Франции, и белорусские производители покупали этот элемент за рубежом. 

- Обычное колесо – но никто не мог освоить его производство. АМКОДОР сделал абсолютно полный аналог – но в 3 раза дешевле, - рассказывает Андрей Яроцкий.

АМКОДОР Белагро 3.jpg

Локализация – 75%: от патрубков до компьютерных программ

Выпуск импортозамещающей продукции организован на фоне увеличения локализации производства. Техника АМКОДОРа на 3/4 состоит из деталей, узлов и агрегатов, которые делают на заводах холдинга. Максимум достигнут в производстве погрузчиков – до 95% локализации.

АМКОДОР Белагро 4.jpgПогрузчик производства ОАО "АМКОДОР"

- Мы покупаем только двигатели, радиаторы, шины. Практически все остальное производим сами, так как хотим максимально обеспечить свой технологический суверенитет. Конечно, те детали и узлы, которые сегодня можно легко и быстро купить, мы будем локализовать в последнюю очередь. Но самое важное, дорогое и ставшее труднодоступным на нашем рынке, мы уже производим сами, - объясняет генеральный директор.

АМКОДОР Белагро 5.jpgДорожная и мелиоративная техника ОАО "АМКОДОР"

Речь идет в том числе и о высокотехнологичной продукции. Например, АМКОДОР самостоятельно производит электросистемы управления техникой.

АМКОДОР Белагро 6.jpg"Умный" разбрасыватель минеральных удобрений от АМКОДОР. По карте поля сам определяет, сколько и какие удобрения надо вносить

- Программы управления, платы для контроллеров, сами контроллеры – это все наши собственные разработки. Да, мы закупаем чипы – они стоят от 50 центов до $5. Но интеллектуальная составляющая – полностью наша. На самом деле в Беларуси мало кто понимает уровень технологичности продукции АМКОДОР. Когда речь заходит о продвинутой технике, все вспоминают Tesla Илона Маска, считая, что в Беларуси по-прежнему работают по старинке. Нет – наш холдинг очень серьезно продвинулся вперед в плане технологичности. И мы могли бы продвинуться еще дальше и еще быстрее, если бы был доступ к адекватным по стоимости финансовым ресурсам. Но, к сожалению, в Беларуси очень дорогие заемные деньги и развиваться мы можем в основном только за счет собственных средств. Уже сейчас мы могли бы кратно ускорить разработки и запустить серийное производство уже разработанной техники, но у нас недостаточно для этого оборотного капитала, - признается Андрей Яроцкий.

АМКОДОР на реконструкции

На данный момент в холдинг АМКОДОР входит 22 завода. По словам Андрея Яроцкого, в планах - приобретение еще трех производственных площадок. На действующих же предприятиях ведется глобальная модернизация.

АМКОДОР Белагро 7.jpgСельскохозяйственная техника ОАО "АМКОДОР"

- Мы сейчас ведем реконструкцию практически всех своих предприятий. Кардинально перестраиваем промышленную среду, по сути, строятся новые заводы. Мы уходим от советского принципа организации производства, когда заводское пространство было поделено на отдельные блоки-комнатушечки, сносим все лишние стены. Это новое видение, как должно быть построено производство, с новой логистикой производственных процессов и применением современных технологий. В результате эффективность становится значительно выше, - отмечает собеседник.

К сожалению, по словам гендиректора холдинга, белорусское станкостроение пока не может обеспечить АМКОДОР инновационными станками уровня зарубежных стандартов.

- Но есть азиатские технологии – речь идет не только о Китае. Мы можем закупить оборудование, которое нас удовлетворяет. Что-то мы уже вводим в эксплуатацию. По возможностям оно не уступает европейскому, по производительности – проигрывает совсем немного. Но и его стоимость гораздо ниже. Проблем с доступом к технологиям мы не испытываем, - объясняет Андрей Яроцкий.

"Башкирский" проект уже почти готов

В сентябре 2022 года рядом с российской Уфой была заложена капсула, символизирующая начало строительства нового завода АМКОДОР. По словам гендиректора холдинга, в нынешнем году предприятие уже начнет работу.

АМКОДОР Белагро 8.jpg

- Строительство завода в Уфе идет с опережением графика: менее чем за год полностью с "нуля" в чистом поле был построен завод площадью в 25 тыс. кв.м. Сейчас проект уже на стадии монтажа оборудования. Таких темпов производственного строительства на постсоветском пространстве еще не было, - отмечает Андрей Яроцкий.

По его словам, часть оборудования уже смонтирована, часть – на пути в Уфу. При этом речь идет, в том числе, об уникальном оборудовании, которое делалось под заказ. 

- Думаю, запустим производство менее чем за год с начала строительства, - говорит собеседник.

"Обходить санкции, поставляя продукцию под другим брендом – ниже нашего достоинства"

Строительство нового производства в Уфе – часть стратегии АМКОДОР по освоению российского рынка.

- Если говорить о дальнем зарубежье, то есть определенная проблема с новыми рынками сбыта. С одной стороны, наша крупногабаритная техника сложно транспортируемая. С другой – есть проблемы логистики и предвзятого отношения к нашей компании. АМКОДОР ведь под санкциями и многие порты нам недоступны. Превращаться же в ноунейм-компанию и поставлять свою продукцию за рубеж под другим брендом мы не хотим. Это ниже нашего достоинства – на нашей технике должен быть бренд АМКОДОР.

АМКОДОР Белагро 9_Андрей Яроцкий.jpg

Все же остаются разовые контакты – например, планируется подписание контракта с Бангладеш на $17 млн. Египет очень активно интересуется нашей продукцией, особенно зерносушильными комплексами. Но, в основном, мы ищем счастье недалеко – на дружественном и понятном нам рынке Российской Федерации. Он огромен, десятки регионов, с представителями многих мы еще даже не встречались, - рассказывает Андрей Яроцкий.

На российском рынке АМКОДОР конкурирует, в основном, с китайскими компаниями. Ведь, например, в сегменте строительной техники в России совместная доля белорусских и российских производителей – всего 15%.

АМКОДОР Белагро 10.jpg

Наиболее интересная ситуация сложилась на российском рынке лесозаготовительной техники.

- На нем лидерство удерживали европейские компании, которые сейчас ушли из России. Но воспользоваться ситуацией мы пока не можем – продажи леса в РФ значительно упали, и лесозаготовители пока работают на той технике, которая у них осталась. Тем не менее, подобная ситуация не будет вечной, сейчас формируется "отложенный спрос". Поэтому мы делаем серьезные инвестиции в развитие производства. Чтобы быть готовыми обеспечить этот спрос в момент, когда откроются рынки, - рассказывает генеральный директор холдинга.

По его словам, главная задача холдинга в том, чтобы быть конкурентоспособным с российскими, китайскими, европейскими производителями в любой среде.

- Конкурентоспособность складывается из таких факторов, как цена, качество, сервис и запчасти. Мы сейчас активно работаем над последними двумя пунктами. На базе наших дистрибьюторов в России создаем серьезные федеральные торгово-сервисные центры с современными шоу-румами. Это будет наша собственная сеть. Максимум – готовы сотрудничать с теми компаниями, которые будут готовы инвестировать в сервис, созданный по нашему брендбуку, в формате франшизы. И работающий только под нашим брендом. Широкий модельный ряд продукции АМКОДОР позволяет любому дилеру себя обеспечить доходом, - объясняет Андрей Яроцкий.

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции. 

*Партнерский материал