Ведущие банки страны сегодня готовы принимать в штат выпускников вузов. Хотя 10-15 лет назад подход к подбору персонала у топ-представителей финансового рынка был другим. Что изменилось? Поговорили с HR-директором белорусского Сбера Олегом Романовским во время Sber Knowledge Week – встрече со студентами БГЭУ, которую банк рассматривает как важное первое знакомство с кандидатами на вакансию.
- Олег Петрович, зачем вам Sber Knowledge Week? Ведь раньше банки, тем более такого уровня как Сбер, не брали студентов, было требование опыта работы 2-5 лет…
- Мы вообще активно сотрудничаем с разными вузами и реализуем много интересных проектов. Sber Knowledge Week стартовала как совместная программа с Белорусским государственным экономическим университетом, но по интересу со стороны ребят понятно, что потенциал у "недели" может быть шире.
Что же касается цели… Я довольно часто бываю в университетских коридорах и студенческих аудиториях и вижу современную молодежь, которую больше интересует IT-трек и другие финтех отрасли, с возможностью работать удаленно… то есть банковское дело, точно не приоритет в выборе будущей профессии.
- Выглядит довольно странно, еще не так давно все хотели работать в банке, это считалось престижным и надежным местом работы. Неужели так все изменилось?
- У этого есть свои причины. Одна из них – студенты не совсем представляют, что такое инновационный банк. Они заходят в отделение, видят операциониста, поток клиентов - и примеряют этот сюжет на себя. И, естественно, это не совпадает с их идеальной картинкой. Но работа в банке на 90% скрыта от глаз клиентов.
Именно поэтому в программу Sber Knowledge Week мы включили подробную экскурсию по новой ультрасовременной штаб-квартире Сбера, показали наш учебный центр, бизнес-этажи, конференц-зал, переговорные комнаты, лаунж-зоны. Поговорили с руководителями-экспертами, которые внедрили решения уникальные для белорусского банкинга. В итоге из 60-ти участников половина уже направила свои анкеты-резюме в банк. На встрече с топ-менеджментом студенты "сорвали" тайминг, забрасывая вопросами наших руководителей. Это вдохновляет организовывать такие проекты в будущем.
- Настолько ценны для банков молодые специалисты? Раньше в абсолютном большинстве вакансий опыт работы был обязательным условием…
- В отличие от прошлых лет, рынок специалистов в банковской сфере сузился: есть своеобразная "мертвая петля", кроме того, работники неохотно переходят из одного банка в другой.
Внимание переключилось на молодых специалистов. Здесь есть свои нюансы, отсутствие практических знаний и т.п., но при этом есть и возможность сразу закладывать ДНК Сбера: технологичность, командность, клиентоцентричность, ответственное потребление. Развивать компетенции под бизнес-процессы банка не так сложно, с учетом того, что у нас есть потрясающие эксперты по разным направлениям. Тем не менее, если еще 5-6 лет назад мы ежегодно принимали на работу в банк более 150 молодых специалистов. В последнее время – 50 человек максимум. Не потому, что не хотим – студенты неохотно идут работать в банки.
- Что важно для молодых ребят?
- Для многих деньги не главное. Ценно признание. Как мне сказал один молодой специалист: "Мне уже 26 лет и если я до 30 лет не состоюсь, как личность, и у меня не будет авторитета в отрасли – то я неудачник".
Недавно на конференцию для HR-директоров по подбору и удержанию IT-специалистов в банковском секторе были приглашены айтишники из разных компаний. И оказалось, что деньги для них важны, но не на первом месте. Самое важное – признание и похвала. Важно разместить в соцсети пост ярком реализованном проекте или фото с дипломом.
При этом, Sber Knowledge Week показывает, что потенциал у ребят отличный. Это третий курс и у них сейчас формируется понимание, куда они хотят двигаться, какие зоны хотят развивать. Главное - вовремя предоставить им возможности.
- Сбер будет финансировать образование студентов по определенным специальностям? Под вас делают специальные программы?
- Цифровая трансформация и трансформация бизнеса банка, направленная на внедрение новых технологий, совершенствование проектной деятельности, внедрение новых подходов в работе структурных подразделений, изменение культуры, коммуникаций, способствует смещению фокуса на сотрудничество с учебными заведениями технического профиля. Поэтому в следующем году мы совместно с нашей дочерней IT-компанией "Водород" будем развивать сотрудничество с ведущими техническими учебными заведениями.
Также мы вышли с предложением к руководству Белгосуниверситета о необходимости внедрения отдельных практикоориентированных банковских курсов. Сегодня "Банковское дело" - это широкая специальность. Хочется, чтобы студенты получали конкретные, даже узкоспециализированные скилы, которые сегодня особенно востребованы в банковском бизнесе – например, кредитный анализ, проектный менеджмент, цифровые навыки, обучение дизайн-мышлению, эмоциональный интеллект, коммуникации, продажи, продуктовое обучение и другие. Для банка важна связь обучения с реальным рабочим местом и применением полученных знаний в дальнейшем на практике.
К счастью, наш голос слышат и сейчас ведется проработка составления учебной программы под запросы банковского бизнеса. Мы подписываем целевую заявку и готовы в будущем принять на работу более 20 молодых специалистов.
- А готовы ли руководители подразделений Сбера работать с молодыми специалистами?
- Конечно. Необходим приток молодежи. Руководители Сбера это понимают – несмотря на занятость они с удовольствием включились в Sber Knowledge Week в качестве спикеров. На мероприятие пришли топ-менеджеры – им это интересно!
- Если инициатива настолько успешна, может, есть смысл повторить?
- Мы сейчас будем выстраивать целый цикл из таких акций. Первая "неделя знаний" прошла, в январе планируем поработать с БГУ, затем – еще раз организуем для БГЭУ. Уверен, сегодня Сбер является одним из самых интересных работодателей в банковской сфере.
*Партнерский материал