Эксперты утверждают, что основой для предоставления финансовых услуг нового поколения станет искусственный интеллект. Ряд белорусских банков развивает это направление, в числе лидеров – белорусский Сбер.

Уже сегодня около 20% всех процессов в банке завязано на ИИ. Искусственный интеллект общается с клиентами, принимает решение о выдаче кредитов, отслеживает работоспособность серверов и банкоматов... Как это устроено и почему машинный разум не может нанести ущерб банку? Смартпресс попросил директора департамента управления корпоративными данными Сбера Алексея Карнаухова познакомить с ИИ банка.

Сбер-ии2.jpg

Big Data: самый ценный актив банка

Основа для искусственного интеллекта – это Big Data, те самые "большие данные", которые накапливаются в банке. На сегодняшний день в хранилище Сбера 14 террабайт информации, которые зашифрованы в миллиарды строк кода.

"На самом деле, объем хранилища и темпы его роста мало о чем говорят: важно, что там хранится и как работает. Хранилище информации Сбера максимально адаптировано для работы искусственного интеллекта, а данных достаточно для принятия эффективных экономических решений микро и макроуровня – от выдачи потребительского кредита конкретному человеку до построения моделей развития самого банка", - объяснил Алексей Карнаухов. 

На базе Big Data Сбера на начало 2022 года работало около 50 моделей ИИ. Сейчас их уже более шестидесяти. При этом абсолютное их большинство разработано внутри банка.

"Существует расхожее мнение, что мы получаем разработки – как в продуктовом сегменте, так и в технологическом – от российского Сбера. Это не совсем так. Нельзя просто взять и перенести российскую модель ИИ в Беларусь: у нас другая экономика, клиентура, менталитет людей. А он тоже учитывается при разработке искусственного интеллекта", - рассказал собеседник.

Самый известный представитель ИИ банка - Алеся

"Фронтменом" ИИ Сбера является Алеся – тот самый чат-бот, который общается с клиентами. Это самая известная модель искусственного интеллекта банка.

"Чат-бот отвечает примерно на треть всех звонков, поступающих в банк, из всех регионов страны. Не все наши клиенты разговаривают на литературном языке, но Алеся обучена понимать и смесь белорусского и русского. Это, кстати, подчеркивает ее белорусское происхождение", - объяснил собеседник.

У чат-бота можно не только получить полноценную консультацию без привлечения человека. Он может принять заявку на выдачу кредита и запустить цепочку моделей ИИ в банке, которые изучат кредитную историю человека, примут решение о выдаче кредита и даже выдадут его. 

Ключевые решения принимаются с использованием ИИ

"В целом, на данный момент в 95% случаев решение о выдаче потребительских кредитов в Сбере принимает ИИ. И при этом, если вы пользуетесь приложением Сбера, то весь путь от подачи заявки до выдачи кредита возможно пройти без посещения офиса", - рассказал Алексей Карнаухов.

Искусственный интеллект применяется в Сбере не только при работе с клиентами, но и для внутренних нужд. В частности, для отслеживания работоспособности различных устройств, включая банкоматы и прогнозирования сбоев.

Сегодня важные решения в банке принимаются, в том числе, с использованием ИИ. К нему обращаются как при разработке новых продуктов, так и при разработке стратегии банка.  ИИ имеет «совещательный» голос: он моделирует ситуации, оценивает перспективы и делает прогноз эффективности, при этом финальное решение остаются за экспертами банка.

Sber_ii1.jpg

Как создают "машинный разум"

Над созданием новых моделей ИИ в Сбере работают постоянно. Процесс, безусловно сложный. Более того, в ходе эксплуатации требуется постоянный контроль.

"Модель собирается на основе исторических данных – той самой Big Data. В нее закладываются определенные метрики качества – это те границы, в которых она работает. Если в процессе тестов окажется, что качество работы ниже установленного – модель полностью перерабатывается. После тестов модель подлежит первичной валидации (анализу соответствия на применение в конкретных условиях) независимыми лицами. И только после этого ее можно отправлять в эксплуатацию.

Спустя некоторое время модель отправляется на периодическую валидацию. Это обусловлено  изменением как внешних, так и внутренних факторов, как то, благосостояние людей, состояние экономики. Все это требует изменения внутренних параметров модели ИИ. В таких случаях под модель собираются обновленные данные и снова происходит ее проверка на соответствие метрикам качества", - рассказал директор департамента управления корпоративными данными Сбера.

Постоянный контроль качества работы ИИ позволяет избежать ошибок. Ведь их цена очень высока – небольшой сбой или неверные настройки искусственного интеллекта могут привести к потерям. Поэтому, при малейшем подозрении на неправильную работу ИИ ее отправляют на внеочередную валидацию.

Сбер-ии3.jpg

Может ли ИИ выйти из-под контроля?

Фильмов о том, как искусственный интеллект выходит из-под контроля, немало – начиная со знаменитого "Терминатора". Но, заверил Алексей Карнаухов, это невозможно – по крайней мере, на данном этапе развития машинного разума. 

Теоретически человек все еще способен обмануть искусственный интеллект - при желании и обладая необходимыми знаниями, однако применяемые технологии не стоят на месте. Нейронные сети, как вид ИИ, постоянно получают новые данные о правонарушениях и попытках взлома, изучают особенности и закономерности и обучаются на этом. Но всегда есть человек, который контролирует, что происходит с ИИ.

Как будут развиваться события дальше и насколько широко искусственный интеллект будет использоваться в банках через десять и даже через пять лет – предугадать сложно. "То, что мы считали потолком два года назад, сейчас стало объективной реальностью, с которой надо уметь работать. Раньше мы и думать не могли, что данные, с которыми мы сейчас работаем, будут рассматриваться в качестве массива информации для принятия решения по тем же кредитным заявкам. Развиваются технологии – и чтобы быть успешным на рынке, насущная необходимость их применения для масштабирования бизнеса", - отметил Алексей Карнаухов.


*Партнерский материал