Белорусский бизнес получает один удар за другим. То пандемия, то санкции, то разрыв логистических цепочек… В результате практически все компании вынуждены пересматривать свои бизнес-модели и искать выход из сложившейся ситуации. Чем им могут помочь банки? Заместитель директора Департамента малого и микробизнеса ОАО "Сбер Банк" Елена Липинская назвала Смартпресс решения, с помощью которых банк поддерживает своих клиентов.
Главный запрос: финансирование текущей деятельности
Один из основных трендов, с которым столкнулся белорусский бизнес – это переориентация рынка. Если в допандемийный период основным направлением были рынки Китая и ЕС, то сейчас наблюдается яркая тенденция перехода на российский рынок, значительно усилившаяся с 2022 года.
- С учетом пересмотра логистики и бизнес-моделей у клиентов возникают кассовые разрывы. Доставка, которая раньше занимала 30 дней, сегодня может растянуться на 6-12 месяцев! Поэтому, чтобы справиться с кассовыми разрывами, мы развиваем линейку продуктов, связанных с финансированием текущей деятельности. Сегодня предлагаются варианты кредитования до 3 лет, в различных режимах финансирования. Речь идет как о единовременной выдаче средств, так и о возобновляемых и невозобновляемых кредитных линиях, - рассказывает представитель Сбер Банка.
По ее словам, банк сегодня "подстраивается под реалии, которые возникают в бизнесе у клиентов". В частности, разрабатывается индивидуальный график погашения, который зависит от ситуации в компании. Также есть возможность предоставления кредитов со свободным графиком погашения или отсрочкой погашения.
- Это – классическая и, пожалуй, наиболее востребованная форма поддержки клиентов, - говорит Елена Липинская.
Представитель Сбер Банка отмечает, что в нынешней ситуации клиенты очень осторожны при рассмотрении возможности кредитования.
- Каждый бизнесмен понимает, что может усугубить проблемы заемными деньгами. Ведь никто не знает, какая ситуация будет завтра. Бизнес занял позицию ожидания, - признается Елена Липинская.
Более того, с учетом усугубления санкций некоторые компании, особенно мелкие, потеряли источники для погашения кредитов. Для того, чтобы вернуть заемные средства, необходимо вернуть прежние объемы бизнеса.
- В том, чтобы такие компании не только выжили, но и развивались, есть и интерес банка. Поэтому мы по-партнерски подставляем плечо. Например, разрабатываем для компании индивидуальную кредитную стратегию, оценивая риски компании, проблемы с которыми она столкнулась, текущую бизнес-модель. В результате принимаем комплексное решение для того, чтобы помочь клиенту спасти бизнес, - рассказала собеседница.
По ее словам, количество клиентов, нуждающихся в индивидуальном подходе, в последние месяцы значительно выросло.
Быстрые кредиты: когда деньги нужны здесь и сейчас
Возможность получить быстрый кредит – также одна из форм поддержки бизнеса в нынешних непростых условиях. Общеизвестная поговорка "время – деньги" более чем актуальна. Поэтому с июля 2022 года Сбер Банк возобновил доступ белорусского малого бизнеса к "быстрым деньгам".
- Речь идет об автоматизированной технологии кредитования Smart Technology: решение о выдаче кредита принимается автоматически на основе Big Data в течение двух часов. Лишь в самых сложных случаях оно может занять до 2 дней, - рассказала Елена Липинская.
Она отметила, что данный кредит пользуется большой популярностью, так как не требует залога (залог – это головная боль ИП и микропредприятий, практически не имеющих недвижимости и основных средств), выдается с минимальным пакетом документов и в считанные часы. Получить можно до 15 тыс. базовых величин – на данный момент это 480 тыс. рублей.
Российский рынок повернулся к Беларуси: как воспользоваться шансом?
С учетом ситуации, российский рынок сегодня максимально лоялен по отношению к Беларуси и белорусским компаниям, между двумя странами самые благоприятные отношения для развития бизнеса, отмечает собеседница.
- Проблем во взаиморасчетах между Россией и Беларусью нет. Россия открыта полностью и российский бизнес готов сотрудничать с белорусским по любым направлениям. Сбер Банк заинтересован в развитии контактов, - добавила она.
Новым шагом в этом направлении стала партнерская программа "Совместная выгода". В ее рамках осуществляется финансирование покупателей продукции в России.
- Если резидент РБ захочет приобрести товар у российского продавца, то мы, в рамках этой программы, прокредитуем покупку под ставку 0%. Раньше подобное предложение было только при взаиморасчетах между резидентами РБ, - рассказала представитель Сбер Банка.
При расчетно-кассовом обслуживании Сбер Банк также учитывает стремительно развивающиеся бизнес-контакты белорусских и российских компаний. В частности, разработан пакет "Все включено": в него входит безлимитное количество бесплатных платежей как внутри страны, так и в Россию.
Кстати, до конца года, для новых клиентов, в Сбер Банке действует акция "Тест Драйв", в рамках которой в течении 3-х месяцев, клиент может воспользоваться самыми востребованными пакетами РКО за 1 копейку в месяц.
"Фишки", которые облегчают жизнь бизнесу
Новые современные технологии помогают бизнесу снизить издержки и развиваться в непростой период. Сбер Банк, отмечает Елена Липинская, предлагает своим клиентам целый ряд таких "фишек".
В частности, речь идет о мобильном эквайринге, когда смартфон превращается в POS-терминал.
- Несмотря на то, что наш сервис SBPOS не уникален на рынке, за полгода им воспользовались более 2500 клиентов. Весь секрет в выгодных тарифах: можете сравнить все предложения на белорусским рынке и, не сомневаюсь, выберете Сбер Банк. Процесс подключения займет всего два дня, - рассказала собеседница.
Еще одной "фишкой" Сбер Банка является возможность подключения к платформе InSales.by, реализованная в пакете услуг "Торгуй онлайн".
Это платформа управления онлайн торговлей через сайт, на маркетплесах, соцсетях и мессенджерах. Как InSales может помочь бизнесу? Сервис обеспечивает масштабирование каналов продаж, автоматизацию процессов, экономию на разработке сайтов, все инструменты продаж – внутри сайта.
- Эта платформа позволяет не только создать интернет-магазин без привлечения программистов, но и запустить продажи на всех онлайн-площадках: сайте, в соцсетях и всех белорусских маркетплейсах, настроить интеграцию с мессенджерами. Клиент получает конструктор эффективной торговой площадки, который сможет настроить самостоятельно за несколько дней. Сервис разработан российским Сбером и в Беларуси есть только у нас. Если что-то подобное делать самостоятельно, это займет месяцы работы и обойдется в существенную сумму, - объясняет представитель Сбер Банка.
По ее словам, услугой в 2022 году воспользовалось более 800 клиентов.
- Едва ли можно говорить о том, что для малого бизнеса это был удачный год. Безусловно, есть компании, для которых конъюнктура рынка сложилась более чем удачно. Например, работающие в сфере торговли запчастями, производства и продажи продуктов питания. Но для большинства времена очень сложные – необходимо меняться, искать новые рынки и подходы. И наша задача – помочь бизнесу. Ведь, когда компания или ИП становится нашим клиентом, мы берем на себя часть ответственности за его дальнейшее развитие, - резюмирует Елена Липинская.
*Партнерский материал
***
Читайте нас в Viber и Telegram