Беларусь занимает 6% в структуре мирового экспорта молочной продукции, и входит в первую пятерку стран-экспортеров молокопродуктов. Ежегодно страна зарабатывает на этих товарах миллиарды долларов, причем ежегодно итоговая сумма только растет. Выяснили, куда текут белорусские молочные реки и что ждать в будущем.
За последние пять лет Беларусь увеличила экспорт сельхозпродукции и продуктов питания почти на 30% - в 2020 году этот показатель составил $5,8 млрд. За январь-август текущего года он составил уже $4,1 млрд, и по итогам 2021-го ожидается порядка $6 млрд.
Самая большая доля в общем объеме экспорта – у "молочки", почти 42%. По итогам прошлого года валютная выручка от ее продажи составила $2,4 млрд (рост на 2,7% по сравнению с 2019-м), в натуральном выражении это 4,8 млн тонн, или 60% от общего объема производства.
"В целом за пять лет рост экспорта молочной продукции составил 38%. В текущем периоде поставки выросли на 6,4% к уровню прошлого года - до $1,7 млрд", - рассказал заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Алексей Богданов в ходе форума "Беларусь молочная".
Молочные реки, сырные берега
Как констатировал Богданов, структура экспорта белорусской "молочки" уже выкристаллизовалась, и если меняется – то несущественно. "Примерно 45% - это сыры и творог, 16% - сливочное масло. За ней идет цельномолочная продукция (15%), сухое обезжиренное молоко (около 12%), сухое цельное молоко (около 3,5%) и прочая продукция (9%)", - сообщил замминистра, заметив, что это "хорошее распределение".
В дальнейшем, как прогнозирует он, доля сыров и цельномолочной продукции будет расти.
Говоря о сырах, Богданов заметил, что это "наша гордость", отметив, что за пять лет их производство в стране выросло в 1,5 раза, поставки осуществлялись в 26 стран.
Впрочем, самая продаваемая категория с точки зрения географической диверсификации – не сыры, а сухое молоко – их экспорт в 2020 году осуществлялся в 38 стран. В то же время, за это одна из немногих позиций, объемы экспорта которой снизились за последние пять лет (на 5,5%). "Это произошло за счет сокращения выпуска сухого цельного молока, так как сырьевые потоки были переориентированы на выпуск более маржинальных продуктов", - пояснил Богданов.
В данной связи он упомянул ранее выбранную стратегию по укрупнению перерабатывающих предприятий, оценив ее как правильную. "Теперь предприятия могут спокойно, получая определенный объем молока из своей сырьевой зоны, в зависимости от конъюнктуры спроса переориентироваться в сыры, в цельномолочную продукцию либо сухие продукты. Мы обезопасили предприятия от турбулентности и зависимости от одного рынка и одного товара", - заметил Богданов.
Близкие соседи и китайские товарищи
В общем сложности, число стран-покупателей белорусской молочной продукции с 2015 года выросло в 2 раза – с 29 до 58 в 2020 году.
Самый крупный регион – страны СНГ, на них приходится почти 94% всего объема экспорта белорусской "молочки". В 2020 году было поставлено продукции на $2,2 млрд, за январь-август текущего года – более чем на $1,5 млрд. "Причины объективны – удобная логистика, нет таможенных пошлин, благоприятный режим. Вкусовые предпочтения одинаковые – мы все росли в одном постсоветском пространстве и в принципе культура потребления у нас очень схожа", - пояснил Богданов.
Крупнейшим покупателем здесь была, и, останется еще многие годы, Россия, заметил Богданов. "Хотя доля ее значительно снизилась – на 13% с 2015 в 2020 году, и на 16% - с учетом текущего периода", - констатировал он.
При этом заметными темпами в последние годы стал расти азиатский регион (его доля уже больше 6%) с главным покупателем – Китаем. В 2015 году экспорт молочной продукции в страны Азии был всего $3,4 млн, в 2020 году – $145,5 млн. По итогам января-августа 2021 года уже $157,5 млн. "Перспектива работы на этом рынке просто колоссальна", - сказал Богданов, обратив внимание, что Китай, "хоть и развивается бурно, но с учетом ограниченности земельных и природно-климатических ресурсов, никогда не сможет сам себя обеспечить молоком и мясом".
В Европейский союз, несмотря на осложнившиеся в текущем году отношения, поставки молочной продукции даже немного выросли, хотя сам по себе объем их невелик - $2,5 млн за восемь месяцев (за 2020 год - $3,3 млн). "Рынок очень сложный. Высокие таможенные пошлины, которые выступают своеобразным барьером – это самая главная причина трудностей наших поставок в этот регион", - заметил Богданов.
Грандиозные планы упираются в сырье
В текущем году власти Беларуси планируют экспортировать (в пересчете на молоко) продукции в объеме 4,9 млн тонн. К 2025 году планируют выйти на 5,8 млн тонн. В стоимостном выражении, как ожидается, в 2025 году объем поставок превысит $3 млрд, а к 2030 году может дойти до $4 млрд.
Но есть одно "но": наличие необходимого для этого сырья – сырого молока.
За последние пять лет благодаря повышению продуктивности животных, внедрению новых технологий производства кормов и выращивания скота, модернизации ферм и строительства новых, выпуск молока в Беларуси вырос на 10% - до 7,8 млн тонн.
Но для того, чтобы выйти на заявленные объемы экспорта, производство сырого молока в стране в 2025 году должно превысить 9 млн тонн.
Этот год для аграриев погодно был сложный, и рост производства невысокий – в январе-августе во всех категориях хозяйств выпуск молока вырос всего на 0,8%. "Но если мы будем так и дальше двигаться, то никогда в жизни к 9 млн не подойдем", - констатировал Богданов. "Так что задача – существенный рост по сыром молоку", - заметил он.