Анна Тяппо по образованию психиатр и до декрета работала в РНПЦ психического здоровья. Уйдя в отпуск по уходу за ребенком, она стала много времени проводить дома. Тут и загорелась идеей заняться пошивом изделий из льна, чтобы придать окружающему пространству больше уюта и экологичности. За два года ее бренд "Linen and you" набрал в Инстаграме почти 12 тысяч подписчиков, дорос до 100 заказов в месяц, и расширил ассортимент, предлагая клиентам помимо изначальных скатертей и салфеток шторы, фартуки, халаты и пижамы. А Анна помимо всего продолжает получать сообщения, что ее личный пример вдохновил других уйти с работы и заняться собственным бизнесом.
"Шить я не умела. Училась по видео на ютубе"
Полтора месяца назад Анна Тяппо переехала в новую мастерскую и пока еще обживается в просторном помещении с выделенными зонами раскроя, пошива, примерочной и даже оборудованием и фотофонами для профессиональной съемки своих изделий. Еще недавно она работала, как самозанятая, сейчас же открыла для бренда "Linen and you" ИП, нанимает работников, которым передает непосредственно пошив изделий. В эти стены переехала швейная машинка, когда-то подаренная мужем. Ее бизнес начался с этого подарка и горячего желания сделать пространство вокруг себя уютнее.
— Шить я не умела, но швейная машинка была моей мечтой. На ютубе много обучающего видео, научиться несложно. Кстати, поэтому я начинала свое дело со скатертей и салфеток: для их пошива не нужно лекал, а все строчки прямые.
До первых заказов был еще поиск столового белья для собственного дома. Анне очень нравились льняные скатерти, но она никак не могла понять, почему в отечественных специализированных лавках они есть буквально в двух цветах.
— Тогда мне захотелось открыть собственный магазин с изделиями для дома. Планировала продавать в нем керамику и товары из дерева, а также постельное белье и скатерти. Я так горела этой идеей, что мы с мужем уже начали подыскивать помещение. Но как-то все не складывалось. Сейчас понимаю, хорошо, что из той идеи ничего не вышло: ребенку был всего год и я бы не смогла справится параллельно с уходом за ним еще и с такой большой нагрузкой.
На стадии мыслей о магазине Анна записалась на интенсив, где можно было бы проработать идею своего дела, взять уроки по ведению инстаграма.
— В 2019-м году у меня и собственно продукта никакого не было, я просто хотела начать. К тому же с моим медицинским образованием мне не хватало знаний в области экономики, бухгалтерии. До сих пор помню эйфорию после этих курсов: они дали понимание, что все ограничения только в нашей голове. Ничего невозможного нет: бери и делай.
В период обучения идея Анны трансформировалась в мастерскую по пошиву из льна.
— Лен — достаточно капризный материал. Многие покупатели побаиваются его, потому что ткань может дать сильную усадку, что крайне неприятно. Мне же хотелось дать клиентам идеальный продукт. На курсах я познакомилась с женщиной, которая рассказала мне о промышленном умягчении льна. Главная фишка этого процесса в том, что готовое изделие усаживается, после чего человек может спокойно стирать свой льняной халат или скатерть и быть уверенным, что размеры вещей не изменятся. С этого открытия все и началось.
"После первого заказа осталась в минусе"
Анна отправилась в магазин и накупила льна на вполне приличную для декретницы сумму.
— Правда, тогда я выбрала лен исключительно по цвету. Сейчас уже знаю, для каждого конкретного изделия есть свой тип ткани. Для скатертей, салфеток и фартуков нужен скатертный лен: его плотность выше и именно в столовом текстиле он смотрится более выигрышно.
Для халатов такая ткань слишком плотная, может быть жесткой для нашей кожи, поэтому следует брать костюмный лен. Я же при первой покупке набрала для скатертей постельный вариант: он тонкий, просвечивается и не дает задуманного эффекта.
Те первые купленные отрезы ткани до сих пор лежит у владелицы мастерской: пока так и не пригодился. Сейчас это вызывает улыбку, два года назад Анна всерьез расстроилась.
— Я боялась кому-либо рассказать, что потратила деньги не туда. Мой муж придерживается идеи, что все должно быть четко спланировано: если идешь за тканью, должна понимать, сколько изделий я из нее сошью, чтобы избежать лишних трат. Так и должно быть, но я человек не такой рациональный, часто делаю по наитию.
С первым заказом тоже вышла осечка. Клиентка заказала две салфетки разных цветов.
— Под ее пожелания я купила ткань: отрез на ширину салфетки. А в цену посчитала только саму салфетку, хотя логично было бы заложить стоимость всего отреза, ведь остаток ткани для своих изделий я использовать не могла, цвета были достаточно яркими и не вписывались в мою концепцию природной, сдержанной цветовой гаммы. После того, как отдала заказ, осознала, что осталась в минусе. И все же первая продажа вселила в меня уверенность, что все возможно.
"Снились кошмары, будто лен в магазинах закончился, и моя работа остановилась"
Еще один параметр, периодически заводящий работу в минус, — нестабильность с поставками льна в нашей стране. Анне часто приходится покупать лен впрок.
— На курсах мне говорили: нельзя, чтобы на приобретение материала тратилось больше денег, чем выручаешь за счет продаж. Но в Беларуси поставки льна нестабильные, некоторые цвета снимают с производства, много льна идет на экспорт. Если, к примеру, постельный лен шириной в 260 см два года назад был в свободном доступе, то сегодня его почти нигде нет. Мне даже снились кошмары, будто лен в магазинах закончился, и моя работа остановилась. Из-за этого страха я, обнаруживая полотно классного цвета, покупаю его с запасом. Долгое время я не зарабатывала столько, чтобы сразу закупить большое количество ткани, поэтому все выглядело так: муж получал зарплату, и мы ее благополучно тратили на закупку льна. Соответственно материал закуплен, но изделия из него отшиваются постепенно, по мере поступления заказов. А деньги на него потрачены…
Напрямую работать с льнокомбинатом также не вышло. Для обывателя звучит масштабно: 24 рулона льна по 40-50 метров в каждом, а для промышленного предприятия такой заказ слишком мелок.
— Льнокомбинату выгоднее отправить оптовую партию за границу, чем общаться с индивидуальными предпринимателями моего масштаба. Таких, как я чаще всего перенаправляют в региональные представительства. Именно там я познакомилась с прекраснейшей девушкой-товароведом, которая слушает и слышит мои пожелания. А еще следит за моей работой в инстаграме, поэтому понимает, что мне нужно.
С чем не было изначально проблем, так это с продвижением бренда в интернете. Муж Анны написал для "Linen and you" сайт, сама собеседница с первых же дней стала вести аккаунт в инстаграме, где каждый день выкладывала свои работы, а также рассказывала о себе, о своих ошибках и достижениях.
— Ведение инстаграма – это немаловажная часть работы. Знаю, что некоторым это сложно дается, но для меня этот процесс интересен. Я не просто стремлюсь продать изделие, а благодаря интересным темам, красивым фотографиям формирую определенное сообщество людей, которым важно, как выглядит их дом. Возможно, моя открытость сыграла немаловажную роль: количество подписчиков быстро росло, и в какой-то момент эта критическая масса собеседников стала превращаться в заказчиков. Сейчас эта площадка дает мне около 100 заказов в месяц.
Появление клиентов принесло прибыль бизнесу, но в какой-то момент квартира стала превращаться в гибрид цеха, упаковочной зоны и пункта выдачи заказов. С этим надо было срочно что-то делать.
"Включаешь швейную машинку и переживаешь, чтобы люди из соседних кабинетов не пожаловались на шум"
Заказов становилось больше — в квартире прямо пропорционально росло количество рулонов, упаковок с отшитыми изделиями, в дверь постоянно звонили клиенты, пришедшие за своими заказами.
— Я стала утрачивать ощущение дома. Чтобы разделить рабочие часы и время для семьи было решено искать мастерскую. Было страшно, ведь аренда — это дополнительные расходы, и непонятно, смогу ли я потянуть их. В результате взяла 18 квадратных метров недалеко от дома. Это было офисное здание: включаешь швейную машинку и переживаешь, чтобы люди из соседних кабинетов не пожаловались на шум. Но зато сюда из квартиры уехало все, что касалось бизнеса, и наконец появилось место, куда могли прийти клиенты, чтобы посмотреть изделия, пощупать его.
К этому моменту у бренда "Linen and you" начал расширился ассортимент.
— У меня была мечта охватить весь дом: для кухни столовый текстиль и фартуки, для душа – халаты и полотенца, для спальни — постельное белье, шторы. Постепенно к этому иду. Вот скоро в дополнение к этому перечню запустим пижамы. Люди, с которыми делилась планами, отговаривали: зачем ввязываться в то, что предусматривает посадку по фигуре, кому-нибудь размер обязательно не подойдет, будут возвраты. Но отступать не хотелось: придуманные мной модели достаточно простые и свободные. Основываясь на этих идеях, модельер-конструктор разработала для нашего проекта лекала. Все модели — унисекс в сдержанных тонах. Такие цвета, как инжир, какао, мокрый песок, лучше всего подчеркивают мягкость и деликатность нашей славянской внешности.
С такими желаниями стало понятно, что пора какие-то процессы делегировать наемным работникам. Она вновь пошла на курсы: в этот раз выбрала формат групповой работы над бизнес-проектами. Там она озвучила свою идею — и вновь встретила людей, готовых помочь с необходимым.
— Я рассказала мастеру о планах по найму людей, что для этого мне нужна новая мастерская побольше. И в это же время ей позвонила владелица этого помещения: она продавала право аренды и искала кого-нибудь со схожим швейным проектом. Вложив душу в мастерскую, переоборудованную из бывшего цеха, не хотела отдавать первому встречному. Оказалось, что и ее зовут Анна, она тоже врач, и также работала с льняными тканями, только ее бизнес связан с детскими игрушками. Благодаря такому неожиданному совпадению я приобрела отличное помещение с мебелью и техникой специально под дело, связанное тканями и шитьем. Например, впервые я работаю за раскройным столом: совсем другие ощущения, к тому же все получается быстрее и удобнее. Здесь много места для хранения: как раз разместились все закупленные нами рулоны.
Следуя советам Анны, собеседница перевела все заказы из директа инстаграма в экселевские таблицы: это помогло сократить время на переписку и избежать ситуаций, когда в потоке сообщений какой-то заказ теряется. В планах же отдать ведение обратной связи smm-менеджеру, также как отправку посылок и выдачу заказов администратору.
— В какой-то момент на переписку стали уходить все вечера, которые стоило бы провести с семьей. Сейчас работаю над тем, чтобы разграничить работу и семейное время, вернуть полноценные выходные. Я иду к тому, чтобы оставить себе в бизнесе только менеджерскую часть.
Анна уверена, многие ремесленники останавливаются на этапе хобби лишь из-за того, что боятся делать новые шаги.
— Если хочется, чтобы грандиозные планы не остались лишь на бумаге, следует переступать через свой страх. Вокруг полно людей, которые могут проконсультировать, подсказать, научить тому, что не умеешь. Мне кажется, моя хорошая черта — не запугивать себя раньше времени. У меня не было сомнений начать свой бизнес, а решать многие вопросы можно в процессе. Понимание своих потребностей — самая классная точка к старту. Дальше же делаешь и смотришь: получается — хорошо, не получается — всего-то надо стоит изменить тактику и попробовать действовать по-другому.
Автор: Анастасия Панкратова
Фото: Анна Шарко