Не дожидаясь спада заказов: основатели "ЭкоДеко" об умении просчитывать наперед покупательский запрос

11:25
31.08.2021

"Первые работы из дерева муж вырезал фрезером. К концу дня у Юры начинался тремор в руках", — вспоминает Анна Худайберенова. А когда за один день стало набираться заказов на месяц вперед, супруги поняли, развитие этого проекта без приобретения лазерного станка невозможно. За шесть лет существования семейная ремесленная мастерская перешла от создания светильников и качалок к востребованным не только у отечественных, но и у зарубежных заказчиков деревянным картам. Теперь бренд "ЭкоДеко" можно встретить в частных домах более 60 стран мира. Но чета Худайбереновых не готова останавливаться на достигнутом и уже строит планы на освоение не раскрученных в Беларуси премиум-ниш.

45.jpg

"Клиенты начинали писать нам в 00.01, когда день заказа уже формально наступил"

Юрий Худайберенов с детства любил работать с деревом, вместе с отцом даже собрал самодельный токарный станок. Но превращать хобби в заработок он никогда не планировал. Выучился на наладчика станков с числовым программным управлением, работал менеджером по гарантии на Атлант-М. Стабильная работа с хорошим заработком была и у жены Анны — администратора ресторана.

— А потом я ушла в декрет, семья, считай, потеряла одну зарплату. В это же время заработок Юры сократился вдвое. Нам стало нечего есть. Ходили к родителям просить денег, но было понятно, что долго так продолжаться не может. И я начала изучать инстаграм, — рассказывает Анна.

Ее заинтересовали, полки для книг, ночники и качалки российских аккаунтов: в 2016-м году таких предметов в Беларуси еще не было, а доставка из соседней страны была слишком дорогой, чтобы был смысл в таких заказах. Анна предложила мужу сделать что-то подобное:

— Юра мысленно раскроил фанеру, подсчитал, на сколько материалов хватит наших денег. Мы смогли позволить себе только 10 пилотных единиц. Покупателей нашла в своем аккаунте инстаграма: в декрете я баловалась созданием ободков для волос (к слову, их брали белорусские дизайнеры для участия в Неделе моды), своим подписчикам и рассказала о новом семейном творчестве.

Ребята так горели делом, что даже не успели разузнать, что используется внутри деревянных ночников в качестве источников света. В первых трех образцах были вставлены… елочные гирлянды.

13.jpg

— И по началу они отлично работали, пока одну из этих диодных гирлянд не коротнуло. Заказчица принесла бракованный ночник, внутри он был весь черный. Теперь мы знаем, что в светильнике используются диоды, — рассказывает Анна. Сейчас эта история вызывает у нее улыбку, но пять лет назад чуть не заставила усомниться в выбранном направлении.

И все же супруги продолжили ремесло. Через 2 месяца у Худайбереновых лист заказов стабильно формировался на 30 дней вперед.

— Мы проводили запись один раз в месяц. Некоторые начинали писать нам в 00.01 — мол, 10-е число уже формально наступило. Мы понимали, что больше определенного количества изделий за этот период сделать не можем, поэтому прием заказов мог закончится уже после обеда. Некоторые из-за этого злились: говорили, что ждут два месяца возможности стать нашим клиентом.

Через три месяца такой активной деятельности Анна впервые предложила Юрию уволиться с основной работы.

"За 9 месяцев аккаунт получил 9 тысяч подписчиков"

7.jpg

Юрий согласился забрать трудовую книжку через 7 месяцев после старта семейного бизнеса. Обязанности распределились уже привычно: Юрий создавал изделия и развозил их, Анна занималась поиском клиентов и продвижением товара.

В первое же лето "ЭкоДеко" предложили оформить своими качалками зону активности на крупных тематических фестивалях "Мамослет" и "Дзеці ў свеце". После форумов заказчиков у Худайберенововых прибавилось. Запустилось сарафанное радио, к тому же хорошо раскрутилась площадка в инстаграме. Анна объясняет:

— Я часто выступаю на вебинарах, делюсь опытом с начинающими. Когда разговор касается нашего семейного бизнеса, объясняю тот взлет тем, что пять лет назад интернет-площадки работали по-другому. Было меньше конкуренции, отлично действовал такой инструмент, как розыгрыши. Мы проводили их безостановочно, в результате за 9 месяцев наш аккаунт получил 9 тысяч подписчиков. В 2021-м году розыгрыши уже неэффективны. Проще было и самим мастерам: сфотографировал товар, чтобы его было видно, — окей, все счастливы. Сейчас, чтобы получить заказ, одним из главных условий является качественное фото. Необходимо придумать композицию, а лучше провести профессиональную фотосессию.

20.jpg

На волне популярности у "ЭкоДеко" случилась еще одна неприятность: российские мастера пригрозили подать в суд за копирование лошадок-качалок.

— Ошибка в том, что на старте мы поторопились и не изучили вопросы авторского права. Это сейчас я понимаю, что те, кто нам угрожал, сами взяли за основу придумку австралийских дизайнеров. А тогда мы растерялись, полгода искали выход из сложной ситуации. Юрист посоветовал нам сделать патент на форму. Теперь мы ответственнее и тщательнее подходим к разработке своей продукции.

"Станок стоял в бабушкином доме за 80 километров от Минска"

Юрий продолжал работать вручную, пока не стало понятно, что с таким объемом ему уже не справится.

— Заказали из Китая станок лазерной резки. Для этого одолжили у знакомых 5 тысяч долларов. Того, что мы зарабатывали на ночниках, хватало на жизнь, еду и одежду, но на тот момент это все еще было прибыльным хобби, а не бизнесом, — добавляет Анна.

Фрезером детали можно было вырезать и в квартире. Станок весом почти в 400 килограммов на балкон не поставишь. Возник вопрос, куда его деть.

— Поначалу завез в дом бабушки, находящийся в 80 километрах от Минска. Едешь туда, ждешь, пока лазер вырежет все детали, потом мчишь назад. А во время сборки карты оказывается, что какую-то мелочь впопыхах забыл в деревне. Надо снова 80 километров гнать. Это было жестко, — объясняет масштаб проблемы Юрий.

26.jpg

Тогда Худайбереновы взяли в аренду гараж в частном секторе. Его хозяин стал компаньоном бизнеса. Но хоть ездить из Кунцевщины в центр было гораздо ближе, это все равно не эффективно с точки зрения логистики. На семейном совете решили: пора строить за собственный дом, чтобы мастерская со станком была в шаговой доступности.

— Мы продали свою двухкомнатную квартиру в столице и обзавелись участком под Минском. Первой на нем появилась мастерская, а уж потом фундамент будущего дома. Станок переехал, и тут уже компаньон сказал, что ему неудобно добираться к нам. У него остались наши файлы с чертежами, мы обучили его всему, что сами знали и умели. И теперь он… наш конкурент.

Но семейную пару это не особо огорчило: в интернете много подобных изделий, вопрос в нюансах: в качестве изготовления и в умении слушать потребности заказчика. Знаменитые деревянные карты мира появились в "ЭкоДеко" именно по запросу: кто-то из клиентов поинтересовался, умеют ли они их делать.

"Попросили сделать в масштабе карту участка с деревьями, домом и беседкой"

— Первый вариант карты мира Юра рисовал, наверное, полгода. В сети были шаблоны, но не в таких подробностях, как нам хотелось. Да и сама идея вызывала у мужа вопросы. Спрашивал, кто будет покупать карту за $600, — улыбается Анна. — Конечно, люди не сразу привыкли к товару и цене. Но на тот момент у нас в Беларуси не было конкурентов. Да и в России стоимость карты начиналась от $1000. Мы рискнули и оказались правы. Уже два года, как отказались от производства ночников, ведь маржа одной карты практически в 10 раз выше.

Нынешние карты бывают с подсветкой и без. На них можно рассмотреть реки и озера, крупные страны, как Россия и Китай, разделены на регионы. Иногда заказчик очень просит добавить местечко, в котором он родился — ребята не отказывают.

— Главное, пропорции сохранить, чтобы, например, Калининград случайно "не утонул". К нам как-то обратились представители Дали Грибаускайте в бытность ее президентом Литвы. Но они попросили увеличить на карте размер Европы, чтобы лучше было видно страны. Как не крутил, но все пропорции сбивались, поэтому пришлось отказаться от такого имиджевого заказа. Не догадался тогда вместо карты мира сделать карту Евросоюза, — сожалеет Юрий. — Теперь я могу создать карту чего угодно: однажды делал даже карту Минска, на которой в достоверных подробностях и масштабе был прорисован участок заказчика с деревьями, домом и беседкой.

Для квартир чаще всего просят двухметровые изделия. Самая большая карта мира была пятиметровой.

— Популярный заказ — карта Беларуси. Сейчас дома лежит такая размером 2 на 3 метра, только на ней по просьбе заказчика вместо городов отмечены все белорусские лесничества. Самые ходовые языки для названий городов и стран — русский, белорусский и английский, — перечисляет Юрий. — Хотя мы можем сделать на любом, главное, чтобы кто-то проверил надписи после гугл-переводчика.

Процентов тридцать среди заказчиков составляют иностранцы. Сначала обращались русскоговорящие эмигранты, потом в директ начали писать их друзья-иностранцы. Сегодня карты "ЭкоДеко" можно увидеть более, чем в 60 странах, среди которых Польша, Франция, Германия, США. Изделия едут туда из Беларуси по почте.

— У каждой из стран свои требования. Например, для Германии нужен электронный сертификат на упаковку. Дороже всего отправить в Америку: карта весит около 15 килограммов, поэтому доставка может обойтись в $250. Дважды Белпочта разбивала наши карты, а так, как услуг страхования для заокеанских посылок нет, то мы попадали на хорошие деньги: приходилось уже за свой счет переделывать и снова отправлять, — раскрывает нюансы работы Юрий.

"Не хочу ждать момента, когда надо будет срочно переориентироваться"

Спрос на карты семейного бренда высок. Казалось бы, достаточно только увеличивать поток клиентов, чтобы бизнес приносил стабильный доход, но Анна смотрит на нынешний успех довольно прагматично:

— Мода на карты когда-нибудь уйдет. И я не хочу дожидаться того момента, когда придется срочно решать, на что переориентировать семейное дело. Поэтому сейчас вместе с мужем экспериментируем с тераццо — бесшовными мозаичными изделиями из натуральных камней, залитых в бетон. Это может быть столешница, с интегрированной в нее индукционной плитой. То есть, вы сможете сначала резать на ней овощи, а потом тут же включить конфорку и поставить кастрюлю. Или отдельные предметы интерьера, необязательно несущие функциональную нагрузку. Это уже будет премиальная ниша. Мы мечтаем поработать с люксовыми дизайнерами, — рассказывает Анна.

Супруги говорят и о чувствительном подорожании дерева, из-за чего работа с картами начинает заметно терять свою прибыльность. Стремление создавать более дорогие изделия в меньшем объеме можно объяснить и семейными потребностями: сейчас Анна и Юрий работают без выходных, из-за этого не могут уделять столько внимания детям, как хотелось бы. Окончательный переезд в собственный дом немного сгладит острые углы, но не решит проблему.

— Было неправильным отказаться на начальном этапе помощников. Наемные работники позволили бы нам быстрее купить лазерный станок и расширить производство. Мы же все переживали, а не придется ли краснеть за чужие косяки и сможем ли обеспечивать людей стабильным заработком. Как только мы освоим новую нишу, постараемся делегировать работу подготовленным людям, ведь дополнительные руки освободят время для нас самих, — делится планами Анна. — Пора выводить семейную ремесленную мастерскую на новый уровень, когда мы с мужем будем аккумулировать идеи и внедрять их в производство, а потом уезжать в длительные путешествия, ни о чем не беспокоясь, ведь продуманная нами система должна будет работать без сбоев. 

Анастасия Панкратова

Фото Анны Шарко