Автомобиль – это не инвестиция, а быстро обесценивающийся актив. И если с новыми машинами всё понятно – цена падает уже в момент выезда из салона, – то с подержанными авто ситуация сложнее. Разбираемся, когда продать авто выгоднее всего, и в каком “возрасте” его цена начинает стремительно снижаться.
Сколько теряет автомобиль, выезжая из салона
Согласно статистике, сразу после покупки и постановки на учет машина теряет в цене около 10%. А в первый год пробега – еще 10-15%. Так, после года эксплуатации автомобиль, купленный новым за $40 тыс. можно продать лишь за 3/4 цены.
Почему так происходит? Новая машина из салона, чаще всего, рассматривается как показатель достатка ее владельца (и не важно, куплена она за наличные или в кредит под “драконовский” процент), и есть категория покупателей, которые готовы заплатить больше за “нулевой статус” машины и гарантию. Но первые километры нового автомобиля – самые дорогие: как только машина начинает использоваться, ее цена стремительно падает.
Право “первого километра” в автомобильном бизнесе
Однако есть один нюанс. По-настоящему новую машину можно купить только у официального дилера или автопроизводителя – когда автомобиль поставляется прямо с завода и покупатель становится ее первым владельцем. Так сказать, право “первой ночи” для нового автомобиля.
Но большинство компаний по пригону авто под видом новых продают автомобили с минимальным пробегом. И белорусские покупатели де-факто признают пробег на одометре в 20-30 км погрешностью, не обращая внимания, что покупают машину, у которой уже был, как минимум, один владелец.
На белорусских интернет-площадках можно встретить такие объявления. К примеру, нашли объявление о продаже Belgee S50 (локализованная версия Geely Emgrand) в максимальной комплектации с пробегом за 59,3 тыс. рублей, в то время как такой же новый автомобиль в дилерском салоне с учетом всех возможных акций и скидок обойдется в 59,8 тыс. рублей.
Выдают “уже выехавшие из салона” автомобили за новые даже автопроизводители. Не так давно СМИ писали о скандале, разразившемся вокруг перепродажи подержанных автомобилей Zeekr.

Секрет ликвидности – в балансе
Итак, ваша машина перешла из категории новых в подержанные. Когда ее лучше продать, чтобы она не успела обесцениться?
Секрет ликвидности – в золотой середине между возрастом и пробегом. Традиционный пик интереса к авто – от 2 до 4 лет с пробегом до 60–80 тыс. км. В этом возрасте машина уже не так стремительно теряет в цене, но при этом выглядит свежо. Уже выявлена большая часть “детских болячек”, может даже действовать гарантия (как правило, трехлетняя).
Но что с ценами на такие автомобили? В интернете мы нашли объявления о продаже Geely Emgrand 2024 года выпуска с пробегом от 1400 до 96 тыс. км по цене от 40,7 тыс. до 61,5 тыс. рублей. Роль в цене играет и общее состояние авто, и его комплектация, и все допработы по антикору и оклейке антигравийной пленкой, которые в свое время выполнил первый владелец. Понятно, что чем больше пробег, тем ниже цена, но в среднем за годовалый автомобиль просят от 50 тыс. рублей, что на 15% дешевле нового аналогичного автомобиля.
Geely Emgrand
Добавляем еще один год. Здесь разбежка увеличивается, потому что в игру вступают автомобили “из-под такси”, пробег у которых может достигать 230-300 тыс. км. За такие “Эмгранды”, которые еще и переведены на газ, просят 30-34 тыс. рублей. В то время как авто 2023 года выпуска с естественным пробегом от 12 до 60 тыс. км продают по цене около 45 тыс. рублей. То есть второй год дал еще минус 10 % от первоначальной цены.
Дальше удешевление идет лавинообразно. Авто 2020 год выпуска. Гарантия закончилась, пробег уже за “сотню”, а если автомобиль использовался в коммерческих целях, то под 400 тыс. км. Но и цена соответствующая – 22-24 тыс. рублей. И если бывшее такси можно (а нужно ли?) купить даже за 15-16 тыс. рублей, то Emgrand даже такого года с небольшим пробегом (30–40 тыс. км) хоть и из последних сил, но все еще держатся в цене: 28–32 тыс. руб.
Что в итоге? За 5 лет машина может потерять в цене до 75% при интенсивной эксплуатации и до 50% в штатном режиме.
В базе объявлений нашли и самый старый, еще дорестайлинговый вариант Geely Emgrand 2016 года выпуска с пробегом почти 300 тыс. км всего за 10 тыс. рублей – машина обесценилась на 85%.
Как выбрать правильный момент продажи?
Если покупаете новую машину из дилерского салона, оптимальный срок владения составляет 3-4 года, после чего автомобиль выгоднее продать, не дожидаясь момента, когда он перейдет в категорию “старого”.
Основной обвал цены на подержанный автомобиль происходит через 7-8 лет после его продажи первому покупателю. И именно этот факт необходимо помнить, выбирая момент, когда будете продавать б/у автомобиль.

После 10 лет и пробега свыше 200 тыс. км ликвидность любого автомобиля резко падает. Продать автомобиль быстро и дорого становится почти невозможно, даже если он в отличном состоянии. Для покупателей в этом сегменте цена играет решающую роль, а каждое замечание при осмотре снижает стоимость.
Когда продавать машину: рекомендации
-
Не тяните до капитального ремонта. Чем ближе “дорогие” работы (замена цепи ГРМ, турбины, АКПП), тем меньше интерес у покупателей.
-
Следите за рынком и курсом валюты. Иногда рост цен на новые авто “подтягивает” и цены на автомобили подержанные. Это хороший момент для продажи.
-
Лучшее время для продажи машин, купленных новыми, – до 4 лет или 80 тыс. км пробега.
-
Автомобиль с пробегом реально продать за неплохую цену, пока ему не исполнилось 7-8 лет и цена не упала на 50–60% от изначальной.
Какие автомобили со временем дорожают?
Однако есть категория автомобилей, которые с возрастом только растут в цене. И речь о винтажных экземплярах с историей или машинах, созданных на заре автопрома. Это не просто машины, а культурный код эпохи, застывший в металле, дереве и коже.
Оригинальные экземпляры, сохранившиеся в живом состоянии, – на вес золота. Кроме того, за каждым винтажным автомобилем стоит история: Mercedes 300 SL Gullwing стал символом послевоенного рывка Европы, а Ford Mustang 1960-х – иконой американской молодежной культуры. Приобретая такой автомобиль, люди покупают не столько машину, сколько эмоцию и кусочек легенды.
Mercedes 300 SL Gullwing. Сегодня цена на отдельные эксклюзивные экземпляры превышает $9 млн.
Коллекционные авто – это инвестиция, которая часто растет в цене быстрее золота. Современные модели, какими бы быстрыми они ни были, не несут в себе особого шарма и “души”, потому интерес к классике только усиливается.
Автор: Владимир Фалалеев
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.