Приборная панель современных автомобилей стала почти всевидящей. Давление в шинах, расход топлива, температура масла – всё выведено на экран. Но есть то, что до сих пор ускользает от электронного ока – запах. Вопреки развитию автодиагностики, обоняние водителя остается важным инструментом раннего выявления неисправностей. Почему? Давайте разбираться.
Человек уже давно привык полагаться на датчики: увидел – поверил. А вот непривычные запахи в автомобиле в большинстве случаев игнорируются – мало ли что и как может пахнуть. И очень зря: запах может быть первым и самым точным маркером проблемы – задолго до того, как на панели загорится предупреждающая лампочка.

Запах топлива, которого не должно быть
Когда бензином пахнет на АЗС – это почти нормально. Но если в салоне или рядом с машиной вы чувствуете стойкий запах бензина, это сигнал о негерметичности топливной системы. Причины донельзя банальны: потрескавшиеся или плохо закрепленные шланги, ослабленные хомуты, течь топливного бака или проблемы с бензонасосом.
Иногда запах появляется после заправки – если неплотно завинчена пробка бензобака или поврежден клапан адсорбера в системе улавливания паров топлива (EVAP). Бортовой компьютер в таких случаях предательски молчит, а нос – начеку.
Что делать в таком случае? Прежде всего, не откладывая, заехать на СТО и провести внешний осмотр топливных магистралей, особенно в районе бензобака, топливного фильтра и двигателя. Запах бензина, проникающий в салон, – это не только про ремонт, но и про безопасность: топливо воспламеняется легко, а его пары – еще легче.
А если вы еще и обнаружили под машиной радужные пятна, образовавшиеся из-за утечки бензина, передвигаться своим ходом однозначно нельзя: вызывайте погрузчик и транспортируйте свой автомобиль на СТО.
Радужные бензиновые пятна на асфальте
Когда виновато сцепление
Запах гари, жженой резины или пластика – один из самых тревожных, но в то же время один из самых игнорируемых. Человеку кажется: ну, тормозил резко, проводка слегка нагрелась и пахнет. Да, такое случается, но если запах возникает регулярно, особенно в пробках или при езде по городу, – это повод остановиться и разобраться.
Резкий запах, похожий на запах перегретой ткани или асбеста – классика при проблем со сцеплением у автомобилей с ДВС. Часто он появляется при пробуксовке: водитель держит ногу на педали, не дает дискам полностью сомкнуться – и в этот момент сцепление “горит”. Характерный признак пережженного сцепления – запах появляется после подъема под гору или во время длительного маневрирования на малых скоростях.
Если запах стойкий, а вместе с ним чувствуются рывки при переключении, пробуксовка или нестабильная тяга, – пора на диагностику. В запущенных случаях потребуется замена комплекта сцепления.
Перегрев тормозов
Запах раскаленного металла или тлеющей синтетики может идти и от тормозных колодок. Особенно если вы только что, активно тормозя, ехали по крутому спуску или попали в пробку и часто пользовались тормозом. Трение колодок о диск при недостаточном охлаждении приводит к перегреву, и смолы, входящие в состав материала фрикционных накладок, начинают испаряться, создавая характерный запах.
В этом случае нужно, прежде всего, дать тормозам остыть. Если запах не исчезает, проверьте: не заклинил ли тормозной суппорт – особенно часто это случается на задних колесах, где механизмы менее загружены, а внимания получают еще меньше.
Чаще всего тормоза перегреваются при затяжном спуске в горах
Электропроводка: искры и расплавленная изоляция
Если в салоне пахнет паленой пластмассой или сгоревшим хлебом, это может быть сигналом о перегреве электропроводки. Иногда достаточно установить более мощную нештатную лампу в фару – и слабая проводка не справляется с нагрузкой. Иногда причина может быть в окислившихся контактах или некачественном предохранителе.
На запах горелой изоляции особенно стоит обратить внимание после установки дополнительных устройств – сигнализации, регистратора, мультимедиа. Зачастую к перегреву цепей и коротким замыканиям приводит некачественный монтаж.
Обнаружили запах паленой пластмассы – срочно выключайте все дополнительные приборы, проверьте цепи, на которых “висит” максимальная нагрузка: фары, кондиционер или печка, обогрев сидений. Не пытайтесь ремонтировать электропроводку самостоятельно – в современных авто электроцепи подобны паутине, в которой среднестатистический автовладелец попросту не разберется. Вперед на тепловизор на СТО!
Электропроводка автомобиля, расплавившаяся после короткого замыкания
Сладкий запах… антифриза
Если в салоне появился сладковатый запах сиропа, не спешите думать, что это новый освежитель воздуха. С большой вероятностью – это антифриз, который покинул пределы системы охлаждения.
Где возможны утечки? У машин постарше – в районе радиатора печки, в салоне при этом могут запотевать окна, а коврики все время оставаться влажными. Возможна разгерметизация системы охлаждения: микротрещины в шлангах, ослабленные хомуты, “уставшая” прокладка термостата, трещины в расширительном бачке.
Внимательно осмотрите подкапотное пространство на наличие следов подтеков, засохших пятен и налета. Не открывайте сразу крышку радиатора – это опасно. После того, как двигатель остынет, проверьте уровень охлаждающей жидкости. Тянуть с визитом на СТО не стоит: двигатель без охлаждения быстро перегревается, что чревато серьезными поломками.
Утечка антифриза
Кондиционер, который отравляет воздух
Затхлый, как из старого подвала, запах из дефлекторов может появиться не только в старых машинах. Его причиной может стать грязный испаритель кондиционера или забитый салонный фильтр.
Чтобы в авто не появился запах сырости и плесени, каждые 10-15 тыс. км пробега меняйте салонный фильтр – это норма, которой придерживается большинство автопроизводителей. Если это не помогло, стоит провести дезинфекцию системы кондиционирования. В целях профилактики перед выключением двигателя на 2-3 минуты отключайте кондиционер и оставляйте только вентилятор – это позволит испарителю “просохнуть” и не стать рассадником бактерий и грибков.
Замена салонного фильтра
Гарь из выхлопа и черный дым
Запах раскаленного масла, едкий, горький, оседающий на одежде. Иногда он сопровождается черным или сизым дымом из выхлопной трубы. Это тоже не шутки. В большинстве случаев – проблемы с выхлопной системой или системой подачи топлива.
Причин достаточно много: неисправен датчик кислорода (лямбда-зонд) или расходомер воздуха (MAF), вышел из строя температурный датчик, проблемы с форсунками, изношенные свечи зажигания, неработающий катализатор. Но все эти неисправности при визуальном осмотре увидеть не получится. Единственный выход – диагностика и ремонт на СТО.
А если запахло тухлыми яйцами – проблема однозначно в каталитическом нейтрализаторе, который не перерабатывает сероводород в диоксид серы.

Почему обоняние важнее датчиков
Нос в эпоху цифровых дисплеев не самый уважаемый орган чувств. Но именно он может спасти двигатель, предотвратить пожар или избавить от хронической аллергии. Ни один бортовой компьютер не распознает запах плесени, утечки антифриза или горелой изоляции.
Уловили необычный запах? Зафиксируйте, при каких условиях он возникает – это ключ к быстрой и точной диагностике, которая, к тому же, позволит сэкономить еще и на своевременном ремонте.
Автор: Владимир Фалалеев
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.