Сегодня, 29 сентября, на выставке “Иннопром. Беларусь” в Минске состоялась белорусская премьера первого российского серийного электромобиля “Атом” – автомобиля, который умеет думать и анализировать. Громкое заявление? Да. Но за ним – реальный продукт, прорывные технологии и огромная команда разработчиков.

Электромобиль АТОМ

История, в которой будущее уже наступило

Проект “Атом” стартовал в 2021 году, когда у команды разработчиков родилась амбициозная идея создать российскую технологическую платформу для электромобилей. Его особенность в том, что платформа, батарея и софт разработаны российскими учеными. С тех пор прошло всего четыре года – и в вестибюле “Иннопрома” стоит предсерийный прототип, собранный вручную – полностью функциональный автомобиль, который соответствуют заданному дизайну экстерьера и интерьера. Однако некоторые детали (в частности, пластиковые навесные панели и элементы внутренней отделки) являются прототипными. 

За этим автомобилем стоят более 1600 специалистов из России и Китая, включая лабораторию в Нанкине, а также инженеров из Тольятти, Санкт-Петербурга, Москвы и Набережных Челнов. География впечатляет – как и амбиции. “Мы создаём не просто машину. Мы делаем гаджет на колесах”, – подчеркивает руководитель PR-отдела бренда “Атом” Анастасия Иваненкова.

В самом деле, то, что скрывается под обтекаемыми линиями кузова, больше напоминает смартфон, чем автомобиль. “Атом” работает на собственной операционной системе “Атом ОС”. Из “фишек” – сенсорный дисплей прямо в руле, с которого можно управлять всеми основными функциями, голосовой помощник, разработанный также внутри компании, дополненная реальность на лобовом стекле (AR HUD) и система персонализации Atom ID, которая подстраивает автомобиль под каждого водителя: сел, ввёл логин – и всё, от положения сидения до плейлиста, подстроилось под тебя.

Кроме того, доступна продвинутая система помощи водителю ADAS 2.0+, включающая 17 функций, среди которых удержание в полосе и автоматическая парковка. И всё это – по умолчанию, в любой версии автомобиля. “У нас единый формат электромобилей: упрощенных версий с урезанным функционалом, например, для такси или каршеринга, не будет – отличаться будет только компоновка салона”, – подчеркивает представитель компании. Так, стандартная версия будет четырехместной, для такси – без переднего пассажирского кресла, грузовая – только с водительским местом.

Электромобиль АТОМ

Дизайн: двери против хода и сила в невидимом

Если внешний вид электрокара “Атом” – это строгие линии и компактные пропорции городского кроссовера (длина всего 4 метра, ширина 1,79 м, высота 1,64 м), то главный акцент дизайнеров скрыт в дверях. У автомобиля нет средней стойки, а задние двери открываются против хода движения. На первый взгляд, достаточно рискованное решение, ведь бесстоечные модели часто воспринимаются как более уязвимые при ДТП.

“Жесткость кузова обеспечивается за счет интеграции центральной оси в одну из дверей. И это одно из решений, которым мы гордимся. Автомобиль прошел достаточно много испытаний, в том числе краш-тестов, и такая конструкция кузова доказали свою прочность”, – подчеркнула Анастасия Иваненкова.

И ещё одна деталь: двери оснащены электроприводом и открываются в нескольких режимах – удобно как для частного владельца, так и для каршеринга или такси – российский электромобиль не только не проигрывает по безопасности, но и демонстрирует собственный инженерный почерк.

Электромобиль АТОМ

Что внутри: батарея, двигатель, электроника

Автомобиль построен на собственной модульной платформе, разработанной в России. Это не просто база для одного кроссовера, а задел для целого модельного ряда – от городских машин до коммерческого транспорта.

Уровень локализации приближается к 70%. Ключевые компоненты – батарея и двигатель – также российские. Импортными пока остаются элементы микроэлектроники, но в компании уверены, что постепенно и этот сегмент удастся заместить.

Технические характеристики впечатляют для автомобиля компактного класса:

  • мощность – до 150 кВт (204 л.с.);
  • разгон до 100 км/ч – 8 секунд;
  • запас хода – до 500 км по циклу WLTC;
  • максимальная скорость – 170 км/ч;
  • температурный диапазон эксплуатации – от –30 до +40 °C.

Батарея сохраняет емкость даже в экстремальных условиях. В июне этого года “Атом” прошел испытание на прочность – его доставили на Северный полюс на борту ледокола “50 лет Победы”. Автомобиль 10 дней провел на открытой палубе под солеными ветрами и минусовой температурой, после чего еще и прокатился по рыхлому снегу и льду. Ни батарея, ни высоковольтная система не подвели.

Главная ставка сделана на цифровую экосистему и безопасность. Операционная система “Атом ОС” интегрирована с Kaspersky Automotive Secure Gateway, что делает автомобиль защищенным от киберугроз. А обновления “по воздуху” превращают его в действительно живой продукт, способный развиваться вместе с владельцем.

Электромобиль АТОМ

Рыночные перспективы: от предзаказов до массового рынка

Проект Atom развивается стремительно. В 2023 году был открыт предзаказ, и в “списке ожидания” уже 105 тысяч заявок – это показатель реального запроса на новый тип автомобиля: умного, подключенного, безопасного.

Стоимость пока не объявлена. “Сейчас идет анализ. Мы стремимся к тому, чтобы машина была доступна большому количеству автолюбителей, но цены сможем назвать только после старта серийного производства, который намечен на конец 2025 года”, – уточнила Анастасия Иваненкова.

Российский ответ Tesla?

“Атом” – это не просто электромобиль. Это первая российская серийная EV-платформа, которую смогут использовать и другие автопроизводители. В этом – стратегическое преимущество. Если Tesla когда-то взорвала рынок США и Европы, то проект Atom способен стать российским триггером, но адаптированным к местным условиям, морозам и реалиям инфраструктуры.

Международная промышленная выставка “Иннопром. Беларусь” проходит в Минском международном выставочном центре BELEXPO и завершится 1 октября.

Автор: Владимир Фалалеев, фото автора.