Среди инновационных разработок, представленных белорусским автопромом на выставке “Иннопром. Беларусь”, выделяется проект с особым социальным акцентом. Компания “Лада ОМС Техно” представила адаптированный электромобиль для инвалидов-колясочников, созданный на базе бюджетного миникара FAW Bestune Pony.
Эта модель – хорошо знакомый городской электромобиль, который в Китае продается под названием Bestune Xiaoma (“маленькая лошадка”), а на экспортных рынках, включая Беларусь, известен как FAW Bestune Pony. Именно на его основе инженеры подготовили специальную версию, где главное – не скорость или дизайн, а свобода движения и расширение возможностей.

Идея, выросшая из реальной потребности
Проект адаптации родился не на пустом месте. Как рассказал директор компании “Лада ОМС Техно” Андрей Августинович, всё началось с простого вопроса: почему люди с ограниченными возможностями вынуждены довольствоваться лишь теоретической мобильностью, а не реальным доступным транспортом?
“Мы дорабатываем автомобили так, чтобы человек мог пользоваться ими без посторонней помощи, – отметил Августинович. – Для этого создан целый комплекс решений. Мы предусмотрели два вида управления: механическое, как на выставочном экземпляре, и электронное. Автомобиль оборудован специальной платформой для пересадки, а также креплениями для инвалидной коляски”.
Ключевой момент – интеграция самой коляски. Для проекта была разработана облегченная модель: она разборная и жестко крепится в салоне, чтобы гарантировать безопасность. Для тех, кто не использует коляску, предусмотрено стандартное сиденье – всё зависит от конкретных нужд.
“Если у человека протез или иные особенности опорно-двигательного аппарата, ему не всегда нужна пересадочная платформа, – поясняет директор. – Но в случае с коляской мы продумали механизм так, чтобы человек мог заехать в салон, закрепить её и самостоятельно закрыть за собой дверь”.

Управление, цена и практичность
От базовой версии электромобиль для людей с ограниченными возможностями отличается в первую очередь системой управления. Существует два исполнения. Первое полностью сохраняет классическую компоновку: педали тормоза и газа на полу, как в стандартном FAW Bestune Pony. Второе – специально адаптированное для инвалидов-колясочников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Здесь функции педалей перенесены на рулевую колонку: с помощью клавиш водитель управляет газом и тормозом руками.
“Мы сделали управление максимально простым, – отмечает директор „Лада ОМС Техно“ Андрей Августинович. – Человек с любыми особенностями здоровья должен чувствовать себя в дороге свободно и безопасно”.
По цене автомобиль остаётся в доступной категории. Базовая версия FAW Bestune Pony стоит около $9 000 долларов. Элементы доработки обходятся в сумму до $1500 в зависимости от комплектации. Специализированная коляска – отдельный элемент, её стоимость рассчитывается дополнительно.
Производство и перспективы
Пока показанный на “Иннопроме” электромобиль – это демонстрационный образец. Но проект не останется лишь “витринным образцом” – Уже заключен договор с заводом “Брестмаш”, где планируется наладить серийное производство адаптированных Pony.
“Мы готовы выпускать такие автомобили здесь, в Беларуси, – подчеркнул Андрей Августинович. – Уже есть вся документация и технологические решения”.
Особенность проекта в том, что он задумывался как социальный, а не коммерческий. “Автомобиль доступный. Это направление нужно, чтобы человек с инвалидностью мог позволить себе транспорт. Как правило, такие люди не работают, они живут на дотациях. Поэтому цена должна быть посильной”, – объясняет директор.
Что собой представляет базовый FAW Bestune Pony
Чтобы понять, почему именно эта модель стала основой для социальной адаптации, стоит посмотреть на сам Pony. Это типичный городской электромобиль, лёгкий и компактный, но при этом удивительно функциональный. По дизайну он близок к классике мини-каров: квадратные формы со скругленными углами, яркие двухцветные окраски, короткая база. Автомобиль оснащен батареей на 18,11 кВт·ч, которая обеспечивает до 222 км пробега. Максимальная скорость ограничена отметкой в 100 км/ч. Весит машина около 750 кг, что делает ее экономичной и маневренной.
Идеален для города? Изучили миникар FAW Bestune Pentium Pony
“Комфорт передвижения в городских условиях для человека с инвалидностью с таким автомобилем становится безграничным”, – отмечает Андрей Августинович. Если проект будет запущен в серию на “Брестмаше”, Беларусь сможет не только предложить новое решение для своих граждан, но и создать экспортный продукт с сильной социальной составляющей.
Международная промышленная выставка “Иннопром. Беларусь” проходит в Минском международном выставочном центре BELEXPO и завершится 1 октября.
Автор: Владимир Фалалеев. Фото автора