Еще 30 лет назад Китай, устранив конкурентов, сосредоточил в своих руках добычу редкоземельных металлов. Почему сегодня это стало проблемой для всего мира и как редкоземельный кризис отразится на мировом автопроме и белорусских автопроизводителях?

В чем суть проблемы?

В начале апреля 2025 года Китай своим заявил о введении строгого контроля над экспортом редкоземельных элементов. Это был ответ на новые пошлины, введенные США в отношении товаров из Китая в рамках торговой войны Дональда Трампа. Своим решением Поднебесная поставила мир перед фактом: сейчас именно Поднебесная будет контролировать оборот сырья, крайне необходимого для производства компонентов для автомобилей, авиатехники и электроники.

Несмотря на то, что этот запрет не полный, напряжение на рынке только растет: из всех поданных заявок на экспорт одобряется только около четверти, остальные находятся в статусе “на рассмотрении”.

Редкоземельные металлы. Фото ReutersРедкоземельные металлы. Фото Reuters

Что такое редкоземельные элементы и редкоземельные магниты?

Редкоземельные элементы – это группа из 17 химических элементов (15 лантаноидов плюс скандий и иттрий), обладающих уникальными магнитными, люминесцентными и катализаторными свойствами. Среди наиболее востребованных в автопроме – неодим, празеодим и диспрозий, которые лежат в основе производства мощных компактных магнитов, обладающих высочайшей силой удержания при малом весе и размерах. Кроме этого, редкоземы используются при производстве полупроводников, автокомпонентов, катализаторов, сверхпроводящей и термостойкой керамики.

Редкоземельные элементы в таблице МенделееваРедкоземельные элементы в таблице Менделеева

На самом деле, редкоземельные металлы вовсе не так редки, как может показаться по их названию. Они встречаются гораздо чаще, чем, например, золото или платина: Неодим, ключевой элемент для производств магнитов, более распространен, чем свинец, а церий по распространенности близок к меди. А “редкими” их делает не дефицит в природе, а сложность добычи и переработки.

Как Китай стал главным поставщиком редкоземельных металлов

На данный момент около 90 % предприятий по переработке редкоземельных металлов и не менее 70% их месторождений сосредоточено в Китае. При этом полной производственной цепочки от добычи до производства магнитов нет ни в одной стране мира. А создать ее в короткие сроки попросту невозможно.

Начиная с 1980-х годов Китай намеренно поддерживал добычу и переработку редкоземельных металлов как стратегическую отрасль. Рычаги стимулирования – субсидии, недорогие кредиты, мягкие экологические нормы – дали свой эффект. К началу 2000-х Китай попросту устранил на рынке всех крупных конкурентов. Так, шахта Mountain Pass в Калифорнии, некогда ведущий производитель редкоземельных металлов в мире, не выдержала внешней конкуренции и была закрыта в 2002 году.

Топ-10 стран по добыче редкоземельных металлов в 20245 году.

Автоконцерны уже попали в капкан

То, что мировой автопром оказался на грани остановки – не журналистская гипербола, а суровая реальность, подтвержденная фактами. На паузу стали целые производственные цепочки. Это особенно заметно на примере завода Ford в Чикаго, который был вынужден приостановить выпуск модели Explorer из-за нехватки редкоземельных магнитов – тех самых маленьких, но незаменимых деталей, без которых не работает ни один современный электродвигатель.

Компания Suzuki замедлила темпы производства популярной модели Swift на своих предприятиях в Индии и Европе. Причина та же: сбой поставок магнитов и компонентов, связанных с редкоземельными материалами. BMW и Mercedes публично заявили о трудностях с обеспечением своих цепочек поставок.

Доходит до того, что автопроизводители готовы покупать редкоземы по любой цене, только чтобы их конвейеры не остановились. Boeing и Airbus ищут альтернативные каналы поставок, но рынок пока замкнут на Китае. Производители серверов, смартфонов, телеком-оборудования фиксируют рост цен на компоненты, содержащие редкоземы.

Добыча редкоземельных металловДобыча редкоземельных металлов

Что будет дальше: возможные сценарии

Если смотреть в завтрашний день глазами автопрома, то на горизонте вырисовывается несколько сценариев – от самого жесткого до условно обнадеживающего. Самый мрачный сценарий – это ближайшие 1–3 месяца, когда глобальные запасы редкоземельных металлов исчерпаются, а Китай продолжит ограничивать экспорт. И тогда остановка автозаводов станет реальностью. Цепочки поставок окажутся разорваны, а каждая партия магнитов превратится в предмет политических маневров, ведь уже сейчас, чтобы получить полугодовую лицензию на экспорт редкоземов, импортер вынужден раскрыть коммерческую информацию о цепочках поставок и доказать, что использует материалы в мирных целях. И никто не знает, как потом Китай использует эту информацию.

Чуть более сглаженный вариант возможен в среднесрочной перспективе – от полугода до двух лет. Начнутся спешные действия по диверсификации поставок, работы по возобновлению утраченных перерабатывающий предприятий и даже выпуск новых типов двигателей. Но тут есть нюансы: во-первых, процесс это небыстрый, а, во-вторых, этот путь потребует миллиардных вложений и международной слаженности.

Завод редкоземельных металлов в пустыне Мохаве. КалифорнияЗавод редкоземельных металлов в пустыне Мохаве. Калифорния. Фото: John Gurzinski.

Долгосрочный сценарий – это 3–10 лет, в течение которых мир будет вынужден перестраивать все цепочки поставок. Как вариант рассматривается создание государственных стратегических фондов редкоземов, а полноценный запуск переработки и утилизации за пределами Китая станут насущной необходимостью. Иначе редкоземельный капкан захлопнется окончательно. Но построение целостной цепочки займет годы и потребует экстраординарных усилий, став козырем в геополитических играх.

Уже сейчас железная хватка Китая держит за горло каждый технологический сектор – от двигателей автомобилей до самолетов, от чипов до ракет. И пока не будет запущена местная переработка, задействованы резервные запасы и сформировано политическое единство – на рынке редкоземельных металлов Китай будет диктовать свои условия.

Добыча руды в карьере

Как это отражается на автопроизводителях Беларуси и ЕАЭС

Беларусь, несмотря на тесное сотрудничество с Китаем, остается в той же цепочке зависимости. У нас нет собственной добычи или переработки – ни в “Великом камне”, ни на других площадках. Автомобилестроительные предприятия Беларуси – “БелДжи”, БКМ, МАЗ, БелАЗ и сборочные площадки в ЕАЭС – используют импортные редкоземельные магниты. Прямых заявлений о задержках их поставок нет, но риски абсолютно реальны.

Почему долгосрочные перспективы не радуют

Раньше всем было удобно: Китай, обладая технологиями добычи и переработки редкоземельных металлов, фактически выполнял “грязную” работу и потом продавал редкоземы по всему миру. “Подсадив” рынок на эту иглу, руководители Поднебесной ограничили компании всего мира в доступе к важному сырью, тем самым поставив в неловкую ситуацию всех мировых автопроизводителей.

И здесь уже возникает повод задуматься: не случится ли тот же сценарий после того, как Китай “захватит” автомобильный рынок, получив лидирующие позиции по объемам производства и экспорта, вытеснив конкурентов и навязав собственные стандарты автомобилестроения. Для китайского бизнеса важна долгосрочная перспектива в 20-30 лет, а не сиюминутная выгода. Его стратегия: сначала замкнуть все процессы на себе, а потом в ультимативной форме предъявить партнерам свои правила игры, от которых они уже не смогут отказаться.

Автор: Владимир Фалалеев

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.