После ухода с белорусского рынка известных производителей седельных тягачей их место стали занимать "альтернативные" бренды. Преимущественно – китайского происхождения. Однако многие перевозчики все же отдают предпочтение седельным тягачам "большой европейской семерки" – Scania, Volvo, MAN, DAF, Mercedes-Benz, Renault, IVECO – пусть и с пробегом. На что нужно обращать внимание, выбирая подержанный большегруз?
Еще во времена присутствия известных "грузовых" брендов на рынке Беларуси существовала ценовая дифференциация даже внутри "семерки". Шведские Scania и Volvo всегда были самыми дорогими, и стоили на 15-20 тысяч евро больше, чем их европейские одноклассники.
Если взять, к примеру, Scania, то она выделялась из общей массы. Во-первых, низким расходом топлива, а во-вторых, развитой сервисной сетью в Европе, странах Прибалтики, России, Казахстане, Турции. Можно было смело ехать в любом из направлений, зная, что на расстоянии 300 км по пути есть сервисный центр, который окажет помощь в случае поломки. Даже в нынешних условиях большинство этих сертифицированных центров сохранили кадры и технологии, продолжая обслуживать большегрузы Scania.
Важно учесть еще и то, что все автомобили Scania проходили омологацию – адаптацию для рынка Беларуси и России: создавались на усиленной раме (толщина металла более 8 мм вместо 7 мм по стандарту), а также получали усиленные амортизаторы и подвеску для работы в сложных условиях.
– Имея в виду несомненное качество автомобилей шведского производства, я бы порекомендовал на рынке грузовых авто с пробегом искать именно эти марки, – поясняет генеральный директор транспортной компании "Белгрузавтотранс" Сергей Левковец. – Конечно, цена на них даже после нескольких лет эксплуатации будет выше, чем на б/у модели других брендов. Но она оправдывает себя, особенно если автомобиль во время эксплуатации содержался в надлежащем состоянии.
История эксплуатации
Как пояснил Сергей Левковец, если вы решили купить грузовой автомобиль с пробегом, первое, на что нужно обращать внимание, – это история его эксплуатации и ремонта. Честный продавец готов рассказать не только о нынешнем техническом состоянии авто, но и предоставить информацию о его “прошлом”: когда и где автомобиль был приобретен, в какие сроки и кем обслуживался, какие запчасти использовались при ремонте и по какой причине его проводили (штатное техобслуживание, потомки или, например, ДТП), какие технические жидкости использовались.
– К примеру, все наши автомобили приобретались новыми, с отгрузкой с завода-производителя в Зволле (Нидерланды). Штатные ТО и ремонты проходили на авторизованных сервисных центрах, а в обслуживании мы применяли только те технические жидкости и запчасти, которые были одобрены производителем, – поясняет руководитель транспортной компании. – Поэтому мы абсолютно уверены в техническом состоянии автопарка. Например, в нашей транспортной компании до сих пор работают Scania R420LA 2008 года выпуска, пробег которых составляет более 2 млн км, но основная часть – это седельные тягачи с 2017 до 2021 годов выпуска.
Причины продажи автомобиля
Как правило, авто с пробегом продается в двух случаях: когда предыдущий владелец “дорезал” машину и не горит желанием вкладывать большие средства в ее ремонт или когда собственник автомобиля решил обновить свой автопарк.
Первый случай лучше просто не рассматривать, даже несмотря на привлекательную цену. Радость от дешевой покупки будет длиться недолго: нюансы убитой временем и ненадлежащим обслуживанием машины дадут о себе знать очень скоро.
Второй вариант, конечно, предпочтительнее. “Если продавец готов предоставить прозрачную историю владения автомобилем, это хороший знак, но и цена на такой тягач будет повыше, – аргументирует Сергей Левковец. – Из своего опыта могу сказать, что затраты на регулярное техническое обслуживание и текущий ремонт Scania составляет около 6% себестоимости перевозок, и это те вложения, на которых мы никогда не экономим. Сейчас мы проводим плановое обновление парка, поэтому готовы продать ограниченное количество седельных тягачей разных лет выпуска”.
Почему важна информация о продавце?
Найти “правильного” продавца большегруза также важно: это позволяет застраховать себя от “серых” и мошеннических схем. Надежная компания, продающая б/у технику, конечно, гораздо предпочтительнее частника или ИП. Одно из преимуществ приобретения у юридического лица – возможность принять к зачету НДС. Кроме того, это – в большинстве случаев – гарантия прозрачности истории автомобиля, что позволит купить седельный тягач, который проедет не одну сотню тысяч километров.
Автор текста и фото: Владимир Фалалеев
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.