Продать автомобиль – это не просто передать ключи. Почему бывшие собственники автомобилей часто попадают в ситуации, когда, не являясь фактическим владельцем, вынуждены оплачивать налоги, штрафы и даже становятся ответчиками в суде? Давайте разбираться.
История первая. Налог, который появился из ниоткуда

У моего отца еще в начале 2000-х был автомобильный прицеп. Использовался он редко и вскоре был продан. И вот в 2021 году, когда про него уже все благополучно забыли, отцу пришло извещение об уплате транспортного налога на этот самый прицеп. После стольких лет удалось-таки разыскать покупателя. Но оказалось, что прицеп уже давно перешел в другие руки и укатил в неизвестные края. Ничего не оставалось, как уплатить налог. Благо, прицеп был уже старый и платить налоги за него оставалось всего пару лет, да и отцу-пенсионеру налог выставлялся с учетом 50-процентной льготы.
С 1 января 2021 года госпошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении была отменена, а вместо нее был введен транспортный налог. Его стали начислять всем собственникам транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД.
Почему стала возможной такая ситуация? Как оказалось, прицеп был “продан” по счет-справке, а новый владелец так и не переоформил его на свое имя. Кажется удивительным, но до сих пор продавцы автомобилей попадают в такие ловушки. А ведь еще с 22 января 2023 года счет-справки на законодательном уровне были признаны вне закона – начал действовать обновленный Указ Президента №504. Единственным юридически значимым документом при купле-продажи автомобиля сейчас является только договор, составленный в письменной форме. А право собственности на купленный автомобиль возникает после регистрации договора в ГАИ или у нотариуса.

История вторая. Штрафы спустя несколько лет после продажи
В СМИ часто рассказывают о штрафах, приходящих бывшему владельцу автомобиля, продажа которого не была оформлена надлежащим образом. Героиня этой истории рассталась со своим автомобилем еще в 2021 году. А спустя несколько лет на ее адрес стали приходить штрафы за превышение скорости и отсутствие гостехосмотра. Как оказалось, никто из участников сделки не позаботился о надлежащем оформлении документов. А проданный автомобиль до сих пор ездит на транзитных номерах и “ловит” штрафы, которые должен оплачивать бывший владелец, ведь никаких документов о продаже автомобиля на руках продавца нет.
Что делать в таком случае? Если найти покупателя не представляется возможным, путь таков:
-
отмена доверенности у нотариуса;
-
извещение всех лиц, причастных к доверенности, о ее отмене;
-
обращение в суд с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Когда у нового владельца конфискуют автомобиль, он явно заговорит по-другому. Но проблема в деталях: искать машину вам придется самостоятельно, потому что милиция никаких розыскных мероприятий проводить не будет, ведь это не угон – никакой криминальной подоплеки нет: автомобиль передавали добровольно вместе с ключами и документами.
Ситуации, когда машина продана, а штрафы всё равно приходят на ваше имя, не выдумки
Отметим, что этот случай крайне редкий, ведь с 22 января 2023 года любой зарегистрированный (в ГАИ или у нотариуса) договор купли-продажи автомобиля сразу же появляется в базах, и штрафы будут приходить новому собственнику. А если договора не было – прежний владелец будет получать не только “письма счастья”, но, возможно, и повестку в суд.
История третья. Штрафы в наследство и автомобиль без владельца
Истории с подаренными автомобилями, как правило, решаются в суде и не предаются огласке, однако стоит помнить, что, во-первых, передача в фактическое пользование (пусть и по доверенности) – не всегда дарение, а, во-вторых, дарение без договора таковым не является.
Итак, дарственную (как часто в обиходе называют договор дарения) на автомобиль в обязательном порядке нужно удостоверять в ГАИ или у нотариуса. И до переоформления машины всё бремя ответственности (включая налоги и штрафы) будет оставаться на дарителе.

А если даритель умер до того, как получатель подарка решил оформить машину в ГАИ? В этом случае собственником имущества становится наследник, и он вправе отменить доверенность и принять автомобиль как наследное имущество, но вместе со штрафами, которых мог “наловить” несостоявшийся одариваемый.
Не так давно СМИ рассказали историю о том, как мужчина в 2019 году приобрел машину по доверенности и, решив продать ее спустя 6 лет, попал в замкнутый круг. Срок доверенности истек (она может выдаваться максимум на 3 года), прежний доверитель умер (то есть у автомобиля нет владельца), а наследники не собираются заниматься оформлением наследства. Итог – машина есть, а оформить ее на себя или на другого человека фактический владелец не может.
История четвертая. Выплаты пострадавшей в ДТП стороне через 10 лет
Иски к владельцам транспортных средств от потерпевших – дело привычное. Дал знакомому или родственнику попользоваться машиной, тот попал в ДТП, а пострадавшая сторона заявила в суде требования о взыскании материального и морального ущерба с… владельца машины.
По законодательству автомобиль является источником повышенной опасности, и согласно статье 948 Гражданского кодекса Беларуси владелец автомобиля несет ответственность за ущерб, даже если он причинен не по его вине и в момент ДТП он даже не находился в машине.

Так неосмотрительность в оформлении купли-продажи привела белоруску к огромным расходам на пустом месте. Когда-то согласившись помочь знакомому оформить пригнанную из-за границы машину на себя, она даже подумать не могла, что через 10 лет ей “в плечи” придет требование Российского союза страховщиков об уплате крупной суммы в пользу сына погибшего в ДТП пешехода. Как оказалось, машина была “продана” в Россию по доверенности – сколько раз и кому ее передавали, неизвестно. Факт остается фактом: есть доверенность – и у собственника источника повышенной опасности шансов отвертеться от выплат по ДТП просто нет.
История пятая. Недобросовестные “перекупы”
Отдельная головная боль автовладельцев – продажа через “перекупов”. Тот, кто стоял в очереди на сверку номеров в ГАИ, скорее всего, сталкивался с теми, кто готов “задорого” купить автомобиль, который вы снимаете с учета. Так сказать, быстрый сервис с подвохом. Как правило, в этом случае вам предложат оформить доверенность на перекупщика, чтобы вы могли быстро “сбыть с рук” ваше авто, а потом не стоять в очереди на регистрацию договора купли-продажи. Только вот сколько наездит выкупленный у вас автомобиль по доверенности и сколько раз он будет таким образом “перепродан”, не знает никто.

Перекупщик – это посредник между продавцом и покупателем, которому невыгодно ставить на учет на свое имя каждый автомобиль, с которым он имеет дело. А продавцы соглашаются на такие схемы из-за незнания законодательства и возможных последствий. Вот поэтому и возникают истории с доверенностями, неоформленными машинами и мошенническими схемами, в которых бывают замешаны даже автомобильные “комиссионки”.
История шестая: воскрешение статуса собственника
Оптимальный способ избавиться от машины, отслужившей свой век или не подлежащей ремонту – утилизация. О том, как снять авто с учета для целей утилизации, мы уже рассказывали.
Читайте также:
Без осмотра, без документов и даже без машины: как можно снять автомобиль с учета в ГАИ?
Повторная постановка на учет в этом случае запрещена на законодательном уровне, но что произойдет, если уже списанный в утиль автомобиль вдруг “воскреснет”?

Есть у нас гаражные кулибины, которые способны вернуть к жизни любой автохлам. который не попал под пресс. Но если такой “феникс” засветится в ГАИ, восстановится и статус собственника, а вместе с ним штрафы и другие неприятные последствия. Чтобы оградить себя от таких инцидентов, обязательно оформляйте акт утилизации – он поможет “отбиться” от последствий реинкарнации вашего автомобиля.
Даже сейчас, когда законодательство, касающееся купли-продажи автомобилей, ужесточило требования, многие всё равно идут на риск – то ли от незнания, то ли в спешке. Но важно помнить: машина не отпускает продавца до момента оформления авто на нового владельца и внесения этих сведений в базу ГАИ. Это – точка выхода из истории владения авто, а без нее вы остаетесь пожизненным “собственником-призраком”.
Автор: Владимир Фалалеев
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.