14:29
26.06.2025

Автомобильный прицеп для легковой машины – это не просто средство перевозки, а полноценный участник дорожного движения. Грамотный выбор, правильное оформление и соблюдение правил эксплуатации помогут избежать неприятностей на дороге и с законом.

1-Прицеп-кемпер (трейлер).jpgПрицеп-кемпер (трейлер)

Виды прицепов: выбираем под задачу

Прицеп для легкового автомобиля должен отвечать конкретным потребностям владельца. Это напрямую влияет на массу автопоезда, допустимую категорию водительских прав и правила эксплуатации.

  • Грузовые прицепы общего назначения используют чаще других. Они более универсальны для перевозок, а некоторые модели можно дооснастить тентами для защиты перевозимого груза. Их масса обычно до 750 кг в снаряженном состоянии, что достаточно для перевозки стройматериалов, мебели, садового инвентаря. Такими прицепами можно пользоваться практически без ограничений с правами категории В.
  • Кемперы (жилые прицепы, автодачи, трейлеры) – масса чаще от 500 до 1 200 кг, в зависимости от оснащения.
  • Специализированные прицепы (для лодок, мотоциклов, квадроциклов) – масса от 400 до 1 000 кг.

Прицеп бортовая платформа
Прицеп – бортовая платформа

Выбирая прицеп, нужно помнить, что, согласно “Закону о дорожном движениис правами категории B можно буксировать прицеп, если

  • прицеп имеет технически допустимую (разрешенную) общую массу не более 750 кг;
  • прицеп имеет технически допустимую (разрешенную) общую массу более 750 кг, но масса автопоезда (автомобиль+прицеп) составляет на более 3500 кг и разрешенная масса автомобиля больше массы прицепа.

Технически допустимая общая масса (разрешенная, полная масса транспортного средства)  – максимальная масса транспортного средства, установленная изготовителем (с грузом, водителем и пассажирами).




Когда для буксировки прицепа нужны права с открытой категорией BE:

  • прицеп имеет разрешенную массу более 750 кг;
  • разрешенная масса автопоезда больше 3500 кг;
  • технически допустимая общая масса прицепа превышает массу автомобиля без нагрузки.

3-Автомобильный прицеп.jpg

Как получить категорию BE: здесь есть нюансы

Если у вас уже открыта любая из категорий с буквой Е (к примеру, CE или DE), в ГАИ вам без проблем откроют категорию BE без сдачи экзамена. Если же в водительском удостоверении есть только категория B, без дополнительных курсов не обойтись.  

Изначально получить категорию BE невозможно – таких программ подготовки не существует. Во всех автошколах обучение на категорию BE проходит в форме переподготовки с категории В. Срок курсов – не менее 15 дней. Чтобы получить право управления автомобилем с прицепом, необходимо иметь водительский стаж не менее двух лет, а учиться можно, если вам исполнился  21 год. После окончания курсов нужно будет сдать в ГАИ экзамены: теоретический и практический.

Самодельные прицепы: что нужно знать

Помимо автоприцепов промышленного производства, на дорогах можно встретить самодельные прицепы. Установить колеса и платформу на самодельную раму можно, но для использования на дорогах общего пользования самодельный прицеп должен пройти обязательную сертификацию, получить сертификат безопасности транспортного средства (СБКТС) и быть зарегистрированным в ГАИ.

Если прицеп самодельный или сделан на заказ, при проведении сертификации понадобится техническая документация, согласно которой средство было изготовлено. На автомобильные прицепы, ввезенные из-за границы и не сертифицированные в Беларуси, также нужно получить СБКТС.

4-Самодельный прицеп-лафет для перевозки автомобиля методом погрузки.jpgСамодельный прицеп-лафет для перевозки автомобиля методом погрузки

Алгоритм легализации самодельного прицепа

  1. Экспертиза – проверка конструкции на соответствие нормам безопасности.
  2. Нанесение VIN-кода, если испытания пройдены успешно.
  3. Получение СБКТС. Без него зарегистрировать самодельное ТС невозможно.

Порядок регистрации прицепа в ГАИ не отличается от этой же процедуры в отношении автомобиля. Необходимы договор купли-продажи, свидетельство о регистрации прицепа (если он уже был в эксплуатации), документы, подтверждающие безопасность прицепа (одобрение типа транспортного средства (ОТТС) для новых прицепов или СБКТС для самодельных или старше 3 лет), полис обязательного страхования и подтверждение оплаты госпошлин.

Можно ли использовать самодельное прицепное устройство (фаркоп)?

Однозначно нет. Здесь самоделки недопустимы, и связано это, в первую очередь, с безопасностью. Прицепное устройство должно быть заводского изготовления, либо сертифицированной конструкции. За использование самоделок предусмотрен штраф до 3 базовых величин.

5-Прицепное устройство (фаркоп).jpgПрицепное устройство (фаркоп)

Также нельзя использовать фаркоп, если его установка не предусмотрена технической документацией на автомобиль. Установка прицепного устройства на автомобиль, в котором оно не предусмотрено заводом-изготовителем, потребует внесения изменений в конструкцию транспортного средства. Для начала нужно будет получить разрешение на внесение изменений, установить фаркоп в сертифицированном сервисе, пройти экспертизу и только после этого зарегистрировать изменения в конструкции автомобиля в ГАИ. 

Движение автомобиля с прицепом: несколько рекомендаций

Управляя автомобилем с прицепом, прежде всего нужно вспомнить дорожные знаки, которые регулируют движение автопоездов, а также устанавливают ограничения массы, высоты, ширины и длины автомобиля или автопоезда. Все они есть в Приложении 2 к ПДД Беларуси.

Дорожный знак.png
Что говорят ПДД?

Согласно ПДД, запрещающий знак 3.7 "Движение с прицепом запрещено” ограничивает движение грузового транспорта и тракторов с прицепом, а также буксировку механических транспортных средств. На легковой автопоезд (легковой автомобиль с прицепом) разрешенной массой не более 3500 кг это ограничение не распространяется.

В большинстве случаев при перевозке грузов для обозначения прицепа на дороге достаточно световых приборов, которые на нем установлены. Если груз выступает за габариты прицепа более, чем на 1 метр сзади или на 40 см справа или слева, он, согласно пункту 185 ПДД Беларуси, должен быть обозначен красно-белым щитком днем и красным фонарем или световозвращателем ночью.

6-Перевозка длинномерных грузов на прицепе.jpgПеревозка длинномерных грузов на прицепе

Крайне важна правильная загрузка прицепа. Если загрузить только заднюю часть прицепа он, как рычаг, будет приподнимать заднюю ось буксирующего автомобиля, тем самым ухудшая его управляемость. Если весь груз в прицепе будет сосредоточен в его передней части, то задняя ось буксирующего автомобиля будет прижиматься к дороге сильнее, а передние колеса подниматься вверх, что также ухудшает управляемость и может привести к неуправляемому заносу на дороге. 

7-Загрузка прицепа.jpgЗагрузка прицепа: правильный вариант (a), загружена передняя часть прицепа (b), загружена задняя часть прицепа (c).

Также напомним, что для легковых авто с прицепом скорость на автомагистралях не должна превышать 90 км/ч, на остальных дорогах – 70 км/ч.

Выезжая на дороги общего пользования с прицепом, убедитесь в том, что ваш автопоезд не создаст угрозы безопасности на дороге.

  1. Проверьте крепление сцепного устройства.
  2. Проверьте работу световой сигнализации прицепа.
  3. Проверьте давление в шинах.
  4. Убедитесь в исправности тормозов на прицепе (если они предусмотрены конструкцией) и в самом автомобиле.
  5. Надежно закрепите груз.
  6. Проверьте визуальное обозначение длинномерного груза.
  7. Уточните маршрут с учетом ограничений для движения с прицепом.

Автор: Владимир Фалалеев

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции Smartpress.by.