Вопрос перевозки детей в автомобиле давно перестал быть вопросом комфорта. Это – вопрос выживания, и ответственными за него являются взрослые. Разбираем, какие ошибки родителей могу стоить жизни маленьким пассажирам.
Жуткая статистика, в которой виноваты взрослые
По статистике МВД Беларуси за 2024 год в дорожно-транспортных происшествиях пострадали 202 несовершеннолетних пассажира, 14 из которых погибли. При этом 91 из них взрослые перевозили с нарушением правил: без детского кресла или с непристегнутым ремнем безопасности.
Казалось бы, эти цифры должны воззвать к разуму взрослых, но нет: из года в год статистика почти не меняется. Так, за январь-июнь этого года в Беларуси в ДТП пострадали уже 94 несовершеннолетних пассажира, треть из которых не были пристегнуты. И эти цифры – не абстракция, а живые трагедии, которые можно предотвратить автокреслом, бустером и правильной посадкой.

Опасные заблуждения при перевозке ребенка в машине
Если взрослый может сам ответить за свои решения, то ребенок – нет. Его безопасность в машине целиком зависит от сознательности родителей и водителя. И зачастую именно свободная трактовка требований законодательства и “житейский опыт” играют злую шутку.
“На заднем сиденье – значит безопасно”
Следует помнить, что заднее сиденье в машине не дает автоматической защиты. Автокресло для малыша и бустер для ребенка постарше – то, без чего усаживать в машину свое чадо категорически нельзя, пусть это даже короткая поездка в соседний магазин.
При лобовом ударе на скорости 30 км/ч тело ребенка массой 20 кг за счет инерции превращается в “груз” весом 400-600 кг, а при ударе на скорости 30-50 км/ч ребенка по инерции может выбросить вперед в спинку переднего сиденья или в лобовое стекло. Последствия могут быть очень серьезными: черепно-мозговые травмы, переломы лицевых костей и конечностей, разрывы связок и повреждение позвоночника, сдавливания грудной клетки, разрыв легких и внутренние кровотечения.
Что происходит во время экстренного торможения с ребенком, которого перевозят на заднем сиденье без использования ремней безопасности.
При серьезном ДТП с изменением направления движения машины непристегнутый ребенок может стать “шариком в лототроне” и многократно ударяться об элементы салона – тогда повреждения могут быть еще серьезнее вплоть до летального исхода.
“На коленях безопаснее, чем на сиденье”
Родители, сажающие детей на колени, сами рискуют стать смертельной угрозой своему ребенку. Инерционная масса тела взрослого человека при столкновении на скорости 50 км/ч превышает 2-3 тонны, и ребенок оказывается зажатым между телом взрослого пассажира и элементами салона – сиденьем, стеклом, передней панелью.
И здесь стоит вспомнить резонансное ДТП в Столинском районе, которое произошло в ноябре 2023 года. Тогда годовалый ребенок, которого мать везла на руках на переднем пассажирском сиденье, в результате аварии получил травмы, несовместимые с жизнью.
Что происходит во время экстренного торможения с ребенком, которого перевозят на заднем сиденье на коленях взрослого пассажира (без использования детского кресла).
“Пристегну и всё”
При использовании детского кресла или бустера нужно обязательно отрегулировать ремень безопасности. Он должен проходить по плечу и бедрам, а не по шее и животу. В большинстве современных автомобилей есть регулировка высоты верхней точки крепления ремня безопасности: не поленитесь переместить механизм ремня в крайнее нижнее положение.

Неправильно расположенный ремень даже при незначительном ДТП может повредить трахею или сосуды шеи ребенка. При более сильном ударе ремень “вгрызается” в живот, вызывая разрывы внутренних органов. Если ремень расположен слишком высоко, ребенка может просто выбросить из кресла.
Правила дорожного движения Беларуси (ст. 178) требуют:
-
ребенка до 5 лет перевозить в автокреслах (детских удерживающих устройствах);
-
детей с 5 до 12 лет – с использованием бустеров специальных подушек для сидения, или дополнительных сидений, позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности.
“Что-нибудь подложим на сиденье”
Часто родители и водители трактуют ПДД по-своему. Да, в Правилах, помимо детских удерживающих устройств, указаны “иные средства”. Однако тут же дан их исчерпывающий перечень: бустеры, специальные подушки для сидения, дополнительные сиденья. Никаких книг, свернутых пальто или одеял в ПДД нет. И такая самодеятельность не только нарушает закон, но и ставит под угрозу жизнь маленького пассажира.

“Спиной вперед малыша везти безопаснее”
Еще один миф, который возник от незнания особенностей конструкции автомобиля. ПДД разрешают устанавливать детское кресло “задом наперед” – спиной к направлению движения. Действительно, так водитель может лучше контролировать ребенка во время поездки, не отвлекаясь от дороги. Однако есть одно “но”: наличие фронтальной подушки безопасности.
Читаем в ПДД: “Запрещается перевозка детей на переднем сиденье легкового автомобиля с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, спинка которых развернута к лобовому стеклу транспортного средства, если переднее сиденье имеет подушку безопасности, за исключением случая, когда механизм фронтальной подушки безопасности отключен”.
Если подушка безопасности не отключена, в случае аварии она раскрывается со скоростью до 300 км/ч и может буквально вдавить ребенка, сидящего в автокресле “задом наперед”, в спинку сиденья, а основная нагрузка придется на голову и шею ребенка. Даже на небольшой скорости такое экстремальное воздействие может привести к гибели от черепно-мозговой травмы или перелома шейного отдела позвоночника.
На переднем сиденье в детском кресле спинкой вперед ребенка перевозить можно, но только если автомобиль не оборудован фронтальной подушкой безопасности или она отключена.
Парадокс заключается в том, что функция отключения фронтальной подушки безопасности присутствует не во всех автомобилях. В некоторых автомобилях, как, например, в Lada Vesta, ряде моделей Volkswagen, Volvo и Porsche предусмотрен механический переключатель в бардачке или торпедо. В новых автомобилях Mercedes, Tesla и Mazda реализовано автоматическое выключение подушки безопасности системой распознавания веса.
И здесь ответственность лежит только на водителе и зависит от того, насколько хорошо он знает свою машину.
Ребенок в такси: закон, конфликты и реальность
Безусловно, перевозить ребенка в машине нужно с использование специальных устройств, но как быть, если это автомобиль такси?
В том же пункте 178 ПДД Беларуси читаем: “Допускается перевозить детей в возрасте до 12-ти лет без использования указанных <…> устройств <…> в автомобиле-такси”.
Выходит, что требовать детское кресло у водителя такси неправомерно, если это не включено в особый детский тариф. Но и здесь есть нюансы. Водитель вряд ли будет возить с собой несколько удерживающих устройств. Поэтому, если вы планируете поездку с несколькими детьми, вам стоит позаботиться об их безопасности заранее, взяв с собой бустеры или автокресла в нужном количестве.
Безопасность ребенка в автомобиле начинается с ответственности взрослого. Кресло, бустер, отключение подушки, выбор тарифа – все это лишь инструменты, которые помогут защитить ребенка-пассажира. И если хоть одна мера может спасти жизнь – ее стоит принять, даже если закон ее не требует.

Автор: Владимир Фалалеев