Представьте: вы ездите на новой машине, она стоит у вас в гараже или на парковке рядом с домом, но это не ваша собственность. И при этом никакого кредита, никакого каско, никаких забот о страховке и техническом обслуживании. Это не аренда и не каршеринг. Но тогда что? И как это работает?
MaaS, VaaS, культ собственности и автостриминг
В последнее время логика “общества потребления” всё чаще подвергает сомнению необходимость владения: квартирой, машиной, или, например, компьютерным софтом. И молодое поколение активно принимает эту стратегию. А пользовательский опыт только подтверждает ее жизнеспособность – покупая подписку на Netflix или Spotify вы платите не за вещь, а за доступ, удобство и гибкость. Возможна ли такая схема при использовании автомобиля?

“Да, – скажете вы. – Можно же арендовать автомобиль или взять каршеринг”. Но при аренде авто устанавливаются ограничения по ежедневному пробегу – обычно около 300 км (а если вдруг понадобится съездить в Брест и обратно?), а при оформлении договора аренды от вас потребуют залог, как минимум, в пару сотен долларов. Каршеринг? Это однозначно не про длительное использование – в качестве автомобиля на одну-две поездки – отличный вариант, но не более того.
А можно ли “купить” автомобиль как услугу, например, как подписку на чат GPT? Оказывается, да. Без залога, без ограничений по пробегу, с гарантированным техобслуживанием и даже с возможностью замены автомобиля, если на то возникнет необходимость.
В мировой повестке это называют Mobility-as-a-Service (MaaS) – “мобильность как услуга”, когда транспортное средство перестает быть предметом владения и становится частью экосистемы. Человек больше не покупает машину или билет на автобус – он покупает возможность перемещаться, выбирая оптимальное сочетание из всего спектра: от метро и самокатов до такси, аренды и подписки на автомобиль.
Но внутри этой широкой концепции есть более узкий формат – Vehicle-as-a-Service (VaaS), то есть “автомобиль как услуга”. Это подписка на машину в чистом виде, когда клиент получает автомобиль вместе со страховкой, обслуживанием, уплаченными налогами, а главное – свободой от любых обязательств.

Volvo по подписке, Porsche по расписанию
Модель подписки на автомобиль сегодня развивается по всему миру. В Германии и Норвегии программа Care by Volvo позволяет взять кроссовер XC40 за фиксированную плату от 529 евро в месяц и менять его раз в полгода или год. В Швеции и Нидерландах Lynk&Co предлагают подписку на модель 01 с опцией “поделиться автомобилем” внутри платформы. В Южной Корее Hyundai и Kia запускают подписку прямо через мобильное приложение. В Японии Toyota через сервис Kinto предлагает формат “авто по требованию” – от недели до года. Важно то, что это всегда новый автомобиль бизнес- или премиум-класса, а США и Германии можно оформить подписку даже на Porsche: спорткар 911 утром – кроссовер Macan вечером, и всё это за фиксированную плату от $1500 в месяц.
Кроссовер Volvo XC40
Насколько высок спрос на такую услугу? Целевая аудитория этого сервиса – миллениалы, то есть люди, родившиеся в период с 1983 года по 2000 год. По данным опросов, каждый третий европеец уже рассматривает подписку как альтернативу владению автомобилем. Так что это не маргинальная идея и не маркетинговый эксперимент – это реальный рынок, который растет быстрее, чем классические продажи.
Цифры говорят сами за себя: в 2023 году мировой рынок Vehicle-as-a-Service оценивался примерно в $5,7 млрд, а к 2030 может вырасти почти в семь раз – до $40 млрд. По факту это один из самых динамичных сегментов в мировом автопроме.
Почему так? В Европе страховка дорожает, увеличиваются и вводятся новые налоги, сеть автосервисов не справляется с потоком машин. В результате предложение “одна сумма за “всё включено” выглядит как здравый расчет – ведь при покупке автомобиля реальный владелец тратит на страхование и содержание не меньше, а если учесть риски поломок и необходимость продажи авто через какое-то время, то премиальный автомобиль по подписке может обойтись гораздо дешевле.
Подписка на автомобиль в Беларуси: дорого, рискованно, но перспективно
Возможна ли подписка в условиях Беларуси? Давайте посчитаем. Новый кроссовер или седан среднего класса стоит около 60-70 тысяч рублей. Если оформить лизинг на пять лет, ежемесячный платеж составит около 1400-1500 рублей. Плюс страховка, налоги, регламентное техобслуживание и, не дай бог, негарантийный ремонт… Если бы появилась подписка с аналогичной ценой, но со всеми включенными расходами и возможностью менять машину раз в год, она была бы конкурентоспособной. Особенно если учесть, что расходы на подержанные авто у нас тоже растут, а рынок б/у авто то и дело лихорадит.
Вывод прост: экономика подписки в Беларуси возможна. Вопрос не в цифрах, а в том, кто и когда решится вложиться в этот сегмент.
Так, например, выглядит главная страница белорусского сервиса AMOBIL
“Моё” – это прошлый век. Сегодня важно “удобно”
Помимо финансовой стороны вопроса есть еще ментальность. У нас автомобиль часто воспринимается как символ статуса. Машина – не просто средство передвижения, а показатель успеха, предмет гордости, а нередко и часть семейного капитала.
Автоподписка ломает стереотип эмоциональной привязанности и сакрализации автомобиля: забудь про “моё” – пользуйся, меняй, возвращай. Такой подход для старшего поколения звучит не просто непривычно, а даже оскорбительно.
Но у молодежи другой взгляд. Для них автомобиль – не объект культа, а инструмент. Зачем тратить десятки тысяч, если можно платить фиксированную сумму и менять машину по потребности? Это та же логика, что и в музыке или кино: не покупать диски, а включать стриминг. Многие молодые люди охотнее выбирают такси или аренду, чем кредитную кабалу на несколько лет.

Кто в Беларуси уже продает авто как сервис
Несколько лет назад с услугой “автомобиль по подписке” на белорусский рынок зашли бренды Volvo (сервис Volvo Sense) и Nissan, однако из-за изменений геополитическиой ситуации проекты были свернуты. По имеющимся сведениям, сейчас в Минске работает автоподписка от “Евротайм” и сервис AMOBIL, предлагающий долгосрочную аренду BMW. Цена подписки достаточно высокая (от 2800 евро в месяц), но и BMW автомобиль не из дешевых. В платеж включены страховка, налоги, обслуживание, а клиент получает машину “под ключ”, не думая о дополнительных расходах.
Похожие примеры есть и в России: “СберАвтоподписка”, TheMashina, GTK-Leasing, MyAutopodpiska.ru и другие сервисы, где в ежемесячный фиксированный платеж включено “всё, кроме топлива и парковки”. Это оказывается более выгодно, чем посуточная аренда и долгосрочный каршеринг. К тому же, клиент не обременен ограничениями вроде максимального пробега в сутки.

Рынок готов, но кто нажмет кнопку “Старт”
Эксперты в один голос говорят: ключ к массовому запуску подписки в Беларуси – это готовность производителей массовых моделей авто и дилеров. Без их участия сервис не запустится, потому что:
- нужна база новых или почти новых автомобилей, а такие объемы могут быть только у официальных дилеров или автопроизводителей;
- VaaS – это не просто аренда, а долгосрочные обязательства по техобслуживанию, страховке, замене авто и юридическому сопровождению, что требует инфраструктуры и ресурсов;
- организовать регулярное обновление автопарка способен только производитель или крупный дилер;
- устанавливать конкурентные цены, субсидировать подписку или встраивать ее в бизнес-модель может только тот, кто производит или продает новые автомобили;
- только крупный игрок может обеспечить единый сервис под ключ.
Второй фактор – законодательство. Подписка сегодня находится где-то между арендой и лизингом, но правовой базы для этого явления попросту нет, и когда появится – неизвестно.

Но потребители всё лучше считают свои деньги и ищут предсказуемости в расходах. Добавим сюда поколенческий культурный сдвиг – и картина станет очевидной: подписка на авто – не вопрос “если”, а вопрос “когда”.
Автор Владимир Фалалеев