Когда столбик термометра карабкается к +30°С, некомфортно становится не только людям – проблемы могут возникнуть и у вашего автомобиля. Рассказываем, что может произойти с машиной в жару и как этого избежать.

Двигатель закипел

Как жара убивает двигатель машины и что с этим делать

Закипевший двигатель в жаркую погоду – явление достаточно частое, особенно если система охлаждения давно не видела профилактики. Это, как правило, происходит из-за недостаточного уровня охлаждающей жидкости, отказа термостата, вентилятора или других элементов системы охлаждения. Последствия перегрева мотора – деформация или трещины головки блока цилиндров, пробой прокладки двигателя.

Забитый радиатор также может спровоцировать закипание двигателя. Чистку радиатора автомобиля рекомендуется проводить ежегодно, чтобы подготовить систему охлаждения к летнему сезону. Если вы часто ездите по грунтовым дорогам, то радиатор стоит чистить раз в полгода или каждые 20 тыс. км пробега. 

Забитый радиатор

Важным фактором является состояние охлаждающей жидкости. Специалисты рекомендуют менять антифриз каждые 2-3 года и через 60 тыс. км пробега. Но чем старше машина и чем интенсивнее ее эксплуатация, тем меньше интервал замены антифриза. Нелишним будет заглянуть в документы на автомобиль: там указаны межсервисные интервалы для каждой системы машины.

Моторное масло при высоких температурах теряет вязкость и защитные свойства, начинает быстрее окисляться, образуя шлам и осадок – всё это повышает риски выхода мотора из строя. Избежать проблем с двигателем позволит регулярная замена масла в соответствии с регламентами – обычно механики рекомендуют менять масло каждые 10 тыс. км пробега, но не реже, чем раз в год

Почему в жару тормоза могут отказать и как не попасть в беду

Тормозная жидкость в жару тоже может закипеть. Она очень гигроскопична и способна впитывать в себя воду из атмосферного воздуха, когда даже минимально нарушена герметичность тормозной системы. Даже при незначительном количестве воды (3%) система торможения становится неэффективной, а у тормозной жидкости резко снижается температура кипения. 

Закипел антифриз

Наибольшие риски – при движении в городе с частым торможением или на спусках, когда часто приходится пользоваться тормозом. Когда педаль “проваливается” в пробке, еще не страшно, но когда это произошло в дороге, без эвакуатора не обойтись.

Специалисты рекомендуют при установившихся +30°С в первую очередь обращать внимание на уровень тормозной жидкости и производить ее регулярную замену (раз в 2-3 года или каждые 50-60 тыс. км).

Доливка тормозной жидкости в систему

“Паровые пробки” в топливной системе

Топливной системе также не просто в жару. В топливном баке в результате нагрева, расширения и испарения топлива в закрытом пространстве возникает избыточное давление и “паровые пробки”, которые мешают запуску двигателя и стабильной подаче топлива. В жару крайне нежелательно заправляться “до полного бака” – свободный объем предотвратит повышение давления в системе. 

Почему шины могут взорваться на жаре и как этого избежать

Шины однозначно должны быть летними. Состав резины в летних и зимних шинах существенно отличается. Летние шины более твердые, потому что резина от высокой температуры размягчается. Более мягкая зимняя резина летом еще больше размякнет, способствуя увеличению износа и появлению боковых разрывов, “булок” и трещин.

Помимо правильного подбора сезонных шин стоит обращать внимание и на давление в них. Накачивать шины “под максимум” летом не рекомендуется: за счет расширения воздуха при высоких температурах давление в шинах может еще больше увеличиться, и шина может взорваться прямо в пути. 

Проверка давления в шинах

Что происходит с аккумулятором и электрикой в +35°С

Жара ускоряет деградацию аккумулятора: усиливается коррозия пластин, возрастает внутреннее давление, через микрощели и клапаны может увеличиваться испарение электролита.

Несмотря на то, что изоляция электропроводки автомобиля рассчитана на кратковременное повышение температуры, постоянное температурное воздействие может способствовать растрескиванию изоляции. Замечено, что “глюки” и отказы датчиков летом происходят гораздо чаще.

При активном использовании автомобиля в летнее время периодически проверяйте заряд АКБ и следите за корректностью работы электронных систем. Загоревшаяся аварийная лампочка на приборной панели – повод заехать на автосервис.

Как солнце превращает кузов в “потрескавшуюся пустыню”  

Ультрафиолет и перегрев – главные враги лакокрасочного покрытия. Особенно при этом страдают машины темных цветов (черного, синего, бордового) за счет более интенсивного поглощения солнечной энергии. При долгом нахождении на солнце кузов автомобиля может раскалиться до 70-80°С – в несколько раз больше, чем температура окружающего воздуха. Итог – лакокрасочное покрытие покрывается микротрещинами, поверхность теряет глянец и блеск.

Оплавленное зеркало у Lexus

От солнца страдают и пластиковые элементы кузова: зеркала, молдинги, ручки. Особо опасно в жаркие солнечные дни парковать машину возле зданий с большой площадью остекления, которое может спровоцировать “эффект линзы”: концентрированный за счет отражения луч, попав на пластиковый элемент, способен расплавить его.

Чтобы предотвратить выгорание и повреждение краски, специалисты детейлинг-центров рекомендуют покрывать кузов автомобиля специальным воском либо защитным керамическим покрытием, которые в условиях эксплуатации летом позволят дольше сохранить лакокрасочное покрытие. Также для защиты кузова от солнца можно использовать автомобильные тенты и чехлы.

Чехол для автомобиля

Плавится пластик, выгорает обивка: как спасти салон летом

Открываете машину, которая стояла на солнце, а оттуда – жар, как из печи. Под воздействием яркого солнца выгорает тканевая обивка, трескается кожаная отделка, деформируются и оплавляются пластиковые детали. 

Поэтому салон автомобиля в жару также нуждается в защите от палящих лучей солнца. Оптимальный вариант – оставить машину на крытом паркинге или просто в тени. Если такой возможности нет, используйте защитные светоотражающие экраны и шторки. Также рекомендуется не закрывать окна полностью, оставляя щели для проветривания салона.

Гаджеты в машине в жару

При запуске машины не направляйте холодный воздух из кондиционера на стекло. Из-за контраста температур мелкие трещины и сколы могут увеличиться и стекло может треснуть – сначала охладите воздух внутри салона.  

Не оставляйте летом в машине мобильные устройства, зажигалки и бутылки с водой. От высокой температуры аккумуляторы гаджетов могут “распухнуть”, зажигалки самопроизвольно взорваться, и даже бутылка с водой может стать причиной пожара в салоне авто за счет “эффекта линзы”, о котором мы уже говорили.

Летняя инструкция по “выживанию” вашего авто

  • Паркуйтесь в тени или на крытых парковках. Используйте защитные тенты.

  • Следите за состоянием лакокрасочного покрытия, наносите на кузов защитные составы (УФ-воск и керамическое покрытие).

  • Регулярно проверяйте состояние технических жидкостей (масла, антифриза, тормозной жидкости) и своевременно производите их замену.

  • Соблюдайте сезонность шин и контролируйте давление в них.

  • Следите за состоянием АКБ и электрики. При отказах оборудования незамедлительно обращайтесь в автосервис.

  • Для защиты салона используйте солнцезащитные экраны, шторки и производите вентиляцию салона.

  • Не оставляйте в машине электронные устройства (планшеты, телефоны, вейпы), емкости с легковоспламеняющимися жидкостями и газами (зажигалки). Прозрачные бутылки с водой забирайте с собой либо размещайте в места, куда не попадают прямые солнечные лучи.

Автор: Владимир Фалалеев

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции smartpress.by.