В автомобильной истории нередки случаи, когда названия автомобилей чуть не становились причиной политических, культурных и юридических конфликтов. Название, задуманное как яркий образ или маркетинговая метафора, вдруг превращалось в политическое заявление, вызывало общественное возмущение или нарушало законы целой страны. Как такое возможно?
Renault Arkana: имя, которое лучше не слышать
Иногда кажется, что маркетологи живут в вакууме. И если имя звучит красиво и с намеком на латинский язык, можно запросто лепить его на капот автомобиля. Но рынок быстро возвращает с небес на землю.
В сентябре 2020 года французская компания Renault, планируя вывод модели Arkana на рынки бывшей Югославии, столкнулась с неожиданной проблемой. Обычный купе-кроссовер с модной линией крыши и латинским корнем в имени (от arcanum – “тайна”) наделал много шума.
Renault Mégane Conquest
Всё дело в том, что на Балканах название модели услышали иначе: там “Arkana” слишком напоминала “Arkan” – прозвище Желько Ражнатовича, одиозного сербского военачальника, главаря “Тигровой гвардии”, подозреваемого в военных преступлениях во время югославских конфликтов 1990-х. Для жителей Хорватии, Боснии и Черногории Arkan – это вовсе не про автомобиль и скорость, а про кровь, страх и память о войне. Чтобы избежать скандала, Renault приняла решение продавать эту модель под другим именем: Renault Mégane Conquest – новое имя оказалось более нейтральным.
Возможно, вы замечали, что иногда один и тот же автомобиль носит разные имена в разных странах. В названии сплетаются фонетика, ассоциативные ряды, местные традиции, а ошибка в нейминге может стоить автопроизводителю не только репутации, но и финансовых потерь.
Kia Provo: когда концепт-кара оказалось достаточно
Похожая история произошла в 2013-м на Женевском автосалоне, где Kia показала эффектный хэтчбек под названием Provo. Задумывалось, что это будет игра слов – от английского provoke (провоцировать). Но в Северной Ирландии и Шотландии слово “Provo” – это вовсе не дизайнерская провокация, а прямая отсылка к Provisional IRA – радикальной группировке, ответственной за десятилетия насилия.
Kia Provo Concept
Реакция была мгновенной. Британские политики потребовали запретить продажу модели на территории Великобритании. Kia извинилась и отказалась от использования имени в любых коммерческих целях.
Milano, которого не случилось
В 2024 году Alfa Romeo представила новый электрокроссовер. Название было почти музыкальным – Milano. Но эстетика быстро наткнулась на закон: машину собирали в Польше, а имя отсылало к Италии. И там сочли это недопустимым, заявив, что название нарушает законодательство, так как вводит в заблуждение потребителя – как будто автомобиль произведен в Милане.
Alfa Romeo Junior (2025)
Спустя всего несколько дней модель переименовали в Alfa Romeo Junior. С исторической точки зрения это тоже имя с бэкграундом – в 1960-х под таким названием выпускались младшие купе марки. Но никакой романтики тут не было – это был вынужденный шаг, чтобы уложиться в рамки закона и не схлопотать санкции.
Alfa Romeo Junior (1960)
Tesla Model E: когда корпоративная политика сильнее креатива
Некоторые “именные” автомобильные конфликты сталкивают лбами не страны и политику, а бренды. Так произошло с Tesla и Ford.
Илону Маску хотелось, чтобы линейка моделей Tesla читалась как “S-E-X-Y”, сначала Model S, а потом остальные по порядку следования букв в слове. Но на пути вдруг возникла компания Ford, которая еще в начале XX века застолбила за собой Model E.
Ford Model E (1929)
В итоге Tesla отступила – букву E “развернули”, и она превратилась в цифру 3. Так идеологическая задумка Маска споткнулась о корпоративную бюрократию, а юридический щит Ford оказался мощнее дизайнерского посыла Tesla.
Tesla Model 3
Porsche 901: лишняя цифра в чужом кармане
Porsche тоже обжегся на цифрах. В 1964 году новая модель марки должна была называться 901. Но французский автогигант Peugeot заявил, что владеет правами (или, как минимум, претендует на использование всех трехзначных индексов типа 104, 205, 306 и т.п. и активно защищает эти обозначения на ключевых рынках мира.
Peugeot 406 Coupé
Спор мог затянуться, и Porsche решил не ввязываться – 901 быстро стал 911. Так на свет появилась одна из самых культовых моделей в истории автопрома.
Porsche 911 (1964)
Jeep Cherokee: имя, за которым стоит народ
С 1974 года Jeep выпускает модели под именем Cherokee. Но в 2021 году народ чероки официально попросил прекратить использовать это имя. Мол, культура – это не товар. И здесь вопрос даже не в юридическом споре, а в вопросе национальной идентичности и самоуважения. Корпорация Stellantis, владелец бренда, тогда заявила о готовности к диалогу, но название сохранили.
Jeep Cherokee
Кстати, это не единственное название индейского племени в нейминге автомобилей. Есть еще Jeep Comanche, Mazda Navajo, Chevrolet Apache, Pontiac Aztek и другие “индейские” имена.
Trumpchi: имя, которое не выехало за границу
И напоследок еще один случай, скорее напоминающий фарс. В Китае марка Trumpchi звучит как “легендарный”. Но на международной арене звучание стало минным полем, причем практически на пустом месте. Из-за созвучия с фамилией американского президента Дональда Трампа имя вызывало прямые ассоциации с американской политикой. Поэтому на экспорт бренд пошел уже без “фамильной” нагрузки – просто как GAC Motor.
GAC MOTOR Trumpchi GS4
Еще на заре автомобильной истории названия моделей автомобилей перестали быть просто частью маркетинга. Сейчас они – часть глобального контекста и могут задеть этнические чувства, нарушить закон, навлечь дипломатический скандал или просто не пройти по лингвистическим нормам. А то, что работает в одной стране, вполне может провалиться в другой. В эпоху, когда автомобильный рынок стал по-настоящему глобальным, имя машины должно быть не просто красивым – оно должно быть выверенным и очищенным от случайных досадных и даже опасных совпадений.
Автор Владимир Фалалеев