22 июня Tesla запустила свою собственную службу такси в Остине (штат Техас): без водителей, зато с искусственным интеллектом. По заявлениям компании, это шаг в автономное будущее. Но что скрывается за громкими заявлениями, и как на перспективы Tesla влияют ее прошлые провалы? А главное, сможет ли компания совершить революцию в сфере транспорта благодаря службе роботакси, или это очередное пустое обещание? Попробовали разобраться.

Будущее без водителей: миф или реальность?

Tesla давно стала символом инноваций и прорывных технологий в автомобильной индустрии. Но за яркими успехами скрываются не только достижения, но и многочисленные провалы, которые периодически выбивают компанию из колеи: от проблем с качеством сборки до сложностей в разработке автопилота. Эти ошибки вызывают вопросы о реальной готовности Tesla реализовать свои амбициозные планы, в том числе по запуску службы роботакси. 

Роботакси Tesla

Собственно, запуск и не прошел идеально. Во-первых, за 4 дня до релиза SpaceX осветил небо Южного Техаса взрывом, который произошел во время испытаний. В самой компании это назвали “крупной аномалией”, но событие наверняка заставило людей задуматься о надежности нового проекта. 

Во-вторых, изначально Tesla обещала, что роботакси будут полностью автономными электромобилями – благодаря передовым системам автопилота и искусственного интеллекта. Но на момент запуска в каждом авто Tesla Model Y находился сотрудник компании, который следил за безопасностью и в экстренной ситуации мог взять управление на себя.

Автопилот

С одной стороны, сам Илон Маск подчеркивал, что компания "супер параноидальна" в вопросах безопасности, поэтому даже дата запуска службы могла измениться в любой момент. С другой стороны, недоверие Tesla к собственному автопилоту вызывает опасения как у общественности, так и среди экспертов отрасли. 

Конечно, есть люди, которые восхищаются технологическим прогрессом и возможностями будущего транспорта, но большая часть сомневается в безопасности и надежности таких систем. Эксперты отмечают, что путь к массовому внедрению автономных такси потребует преодоления технических, правовых и этических вопросов. 

Постоянные переносы запуска моделей Tesla

Роботакси стало не первым и, вероятно, не последним проблемным запуском в истории компании. Ведь Tesla регулярно задерживает сроки выхода своих моделей. 

Например, поставки Model X должны были стартовать еще в начале 2015 года, но случилось это только в сентябре. При этом повторные задержки начались сразу же: поставки перенесли с марта на июнь-июль. 

Под “перенос” также попала и “бюджетная” версия Model Y. В апреле 2024 года их производство отложили на 3-4 месяца из-за дефицита материалов.

Tesla Model X

Однако дело не только в просроченных дедлайнах, но и в том, что подобные ситуации размывают доверие покупателей и инвесторов. Другими словами, автоконцерн строит "будущее на колесах", но слишком часто отодвигает это "завтра". 

Неполадки и сбои функции Autopilot / Full-Self-Driving

Отдельная череда неудач Tesla связана с системами автопилота. Если коротко, то реклама раздувает ожидания потребителей, при этом система может не среагировать даже на аварийные ситуации. 

Дело в том, что продукт, который позиционируется как "автономный", полагается только на камеры и алгоритмы машинного зрения, что приводит к различным сбоям. Так, в ноябре 2024 года американский суд вынес решение по коллективному иску против Tesla из-за ложных срабатываний торможения. А в этом году суд ФРГ признал Autopilot и вовсе дефектным. 

Помимо "фантомных торможений", автопилот также может не распознать стоящие автомобили и даже пешеходов. Эти сбои, в свою очередь, могут привести к серьезным ДТП и гибели людей, несмотря на массовую рекламу возможностей автономности. 

Тем не менее недавно Tesla заявила, что впервые полностью автономно доставила свой автомобиль клиенту. Известно, что Tesla Model Y самостоятельно покинула гигафабрику в Остине, проехала по шоссе и жилым кварталам, после чего прибыла к дому своего покупателя. Это первый подобный случай.

ДТП

ДТП с участием автопилота: кто ответит?

Tesla, как и другие компании, уверяет в надежности своих систем, но уже зафиксированы реальные случаи с травмами и смертями при молчаливом участии включенной функции Autopilot/FSD. Причем многие трагедии – результат как недостатков системы (не видит впереди стоящие объекты), так и иллюзии безопасности – "машина рулит". 

В общей сложности в период с 2023 по 2024 год в ДТП попали 2,4 млн Tesla с FSD. В это число также входят аварии с летальным исходом. Все эти дела сейчас расследует Национальное управление безопасности движения на трассах в США. На фоне высоких рисков власти США обоснованно требуют отчетности и контроля над запуском.

Например, еще в 2018 году Model X на Autopilot съехала на набережную и утонула, в результате чего погиб инженер Apple. При этом Tesla заплатила компенсацию семье только в начале 2024-го. Еще один смертельный инцидент произошел в 2023 году. Тогда Model S на Autopilot вылетела с дороги и сгорела – водитель погиб.

ДТП.png

Общая ненадежность: сборка, безопасность, поддержка

Помимо проблем с автономным вождением, Tesla часто критикуют за качество сборки (неплотно закрывающиеся двери, скрипящие панели), задержки в ремонте, отсутствие запчастей и плохую коммуникацию с клиентами в спорных ситуациях. 

Но одна из главных претензий на данный момент связана с уязвимостью в системе безопасности: взломать модели Tesla можно даже удаленно. Например, в 2017 году китайские специалисты из Tencent смогли на расстоянии управлять Model S. В 2020 через телефон был взломан и угнан Model X, а в 2022 исследователи взломали Model Y, причем всего за 2 минуты. Все это снижает репутацию бренда, который пытается продаваться под лозунгом "надежные инновации". 

Компания Tesla

Tesla – безусловный лидер по ИИ-управлению и электрическим авто, но неоднократные задержки запусков, аварии с “фирменным” автопилотом, технические неполадки и маркетинговые обещания создают разрыв между амбициозной картиной будущего и реальной надежностью автомобилей и продуктов компании в целом. 

И здесь нужно учитывать, что за красивыми цифрами и агрессивным позиционированием часто скрываются структурные изъяны, которые могут обернуться проблемами как для пользователей, так для инвесторов и самой Tesla. А сможет ли компания преодолеть свои внутренние трудности на пути к будущему без водителей – мы узнаем совсем скоро. 

Автор Наталья Туникова

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции smartpress.by.