Когда мы слышим словосочетание “опасные грузы”, воображение рисует бензовоз или цистерну с химикатами. Кажется, что все это далеко от нашей повседневной жизни. Но если приглядеться внимательнее, становится ясно: с опасными веществами мы сталкиваемся куда чаще, чем думаем. Можно ли перевозить их в личном автомобиле? Разобрались в теме.
Бытовая и профессиональная перевозка опасных грузов: основные отличия
Вполне бытовые ситуации: водитель заехал на заправку и наполнил бензином канистру для мотоблока на даче, везет газовый баллон для плиты, купленные в строительном магазине растворитель или несколько банок эмали. Но все это – перевозка опасных грузов, хоть и в малых количествах. Получать на их транспортировку разрешение не нужно: в небольших объемах такой багаж не способен нанести существенный ущерб. Но когда речь идет о крупнотоннажных автомобильных перевозках, “правила игры” уже другие.

При транспортировке большого объема топлива, газов или химикатов перевозчик обязан соблюдать Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением МЧС Республики Беларусь № 35 от 17 мая 2021 года. Кроме того, перевозка опасных грузов регулируется положениями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ, ADR), к которому присоединилась и Беларусь.
Важно помнить, что правила касаются не только международных, но и внутренних перевозок: если компания доставляет опасные вещества по территории страны, она также обязана подчиняться этим требованиям. Исключения есть, но их немного: это перемещение опасных грузов внутри предприятия без выезда на дороги общего пользования и транспортировка ограниченного количества таких грузов.
Когда груз становится опасным?
Разница между “вещами для личного пользования” и опасными грузами – в масштабе возможных последствий. Канистра бензина в багажнике легкового автомобиля, конечно, может стать причиной пожара или даже взрыва, но такой объем не способен вызвать техногенную или экологическую катастрофу.
Совсем другое дело – цистерна с бензином или, например, с хлором. В случае аварии последствия затронут не только водителя, но и десятки, а то и сотни людей вокруг. И здесь речь уже будет идти о чрезвычайной ситуации, где одна ошибка может привести к трагедии. Именно поэтому требования к водителям, которые участвуют в перевозках опасных грузов на профессиональной основе, высокие. От них ждут не только навыков вождения, но и знаний о поведении опасных веществ, умения пользоваться средствами защиты и действовать по плану при аварийной ситуации.
Что входит в перечень опасных грузов?
В ДОПОГ закреплена единая для всех стран классификация опасных грузов. Все они разделены на 9 классов по характеру угрозы:
-
взрывчатые вещества и изделия (тротил, динамит, фейерверки и пиротехника);
-
газы – сжатые, сжиженные или растворенные (пропан-бутан, технический хлор, ацетилен);
-
легковоспламеняющиеся жидкости (нефтепродукты и растворители);
-
легковоспламеняющиеся твердые вещества и материалы, склонные к самовозгоранию, а также вещества, выделяющие горючие газы при контакте с водой (сера, фосфор, карбид кальция);
-
окисляющие вещества и органические пероксиды (нитрат аммония (аммиачная селитра), перекись водорода в высокой концентрации, перманганат калия (марганцовка);
-
токсичные и инфекционные вещества (цианиды, ртуть, медицинские отходы инфекционного характера);
-
радиоактивные материалы (уран-235 (топливо для АЭС), цезий-137 (радиоизотоп), кобальт-69);
-
коррозионные вещества (серная и азотная кислота, гидроксид натрия);
-
прочие опасные вещества и изделия, которые не вошли в предыдущие категории, но представляют угрозу (литиевые аккумуляторы, асбест и др.).

Опасность этих грузов кроется не только в очевидных рисках пожара или взрыва. Токсичные вещества могут вызвать отравления, коррозионные – разрушить металл и бетон, а радиоактивные материалы – оставить след на десятилетия.
Нужно ли водителю разрешение для перевозки опасных грузов?
Если говорить о профессиональной деятельности, то ответ однозначен: без специального свидетельства водитель не имеет права такие грузы перевозить. В Беларуси это регулируется Законом № 32-З от 6 июня 2001 года “О перевозке опасных грузов” и Правилами по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автотранспортом. В обоих документах прямо указывается, что перевозка возможна только при условии наличия у водителя соответствующих документов и допуска транспортного средства.
Речь идет о свидетельстве ADR (или ДОПОГ) – документе, который подтверждает, что водитель прошел подготовку и может работать с опасными грузами. Он действует 5 лет и признается не только в Беларуси, но и во всех странах-участницах соглашения ДОПОГ.
Наличие у водителя такого допуска – не только гарантия безопасности, но и один из аспектов, который влияет на трудоустройство. На рынке труда водитель с ADR-свидетельством имеет преимущество: работодатели готовы платить больше за рейсы по перевозке опасных, более дорогих и сложных грузов. А в ряде вакансий наличие ADR прямо указывается как требование.
Где и как получить ADR?
Получить свидетельство можно только после прохождения специального курса и экзамена в Госпромнадзоре. При этом курс включает как теоретическую часть, так и практические занятия. А тестирование можно пройти только если правильно ответить минимум на 80% вопросов.
В настоящее время такую подготовку можно пройти в нескольких аккредитованных учебных центрах. Один из них – Центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров “Развитие”.
Пакет документов традиционный: паспорт, водительское удостоверение соответствующей категории, подтверждение стажа вождения, фотография 3×4 и заявление. Если речь идет о переподготовке, потребуется еще и предыдущее свидетельство о прохождении курса.
Программы предусматривают несколько направлений. Базовый курс рассчитан на тех, кто планирует перевозить большинство опасных грузов. Он длится 5 рабочих дней и 36 академических часов. Отдельно выделена подготовка водителей, перевозящих опасные грузы в цистернах. Также есть другие программы подготовки – по перевозке отдельных классов опасных грузов. Группы формируются по мере наполняемости, что позволяет не ждать месяцами, а пройти подготовку в удобное время.
После окончания курсов и успешной сдачи внутренней оценки знаний кандидата направляют на экзамен, который проводит Госпромнадзор. Слушатели центра “Развитие” проходят компьютерное тестирование, успешная сдача которого дает право получить свидетельство, действительное на территории Беларуси и во всех странах-участницах ДОПОГ.
Кроме курсов по ADR, центр предлагает и другие программы: обучение водителей, подготовку специалистов для различных отраслей, повышение квалификации. Таким образом, “Развитие” выступает как многопрофильный образовательный центр, где можно получить востребованные на рынке труда знания и навыки.
Автор: Владимир Фалалеев
*Партнерский материал
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.