Когда мы слышим словосочетание “опасные грузы”, воображение рисует бензовоз или цистерну с химикатами. Кажется, что все это далеко от нашей повседневной жизни. Но если приглядеться внимательнее, становится ясно: с опасными веществами мы сталкиваемся куда чаще, чем думаем. Можно ли перевозить их в личном автомобиле? Разобрались в теме.

Бытовая и профессиональная перевозка опасных грузов: основные отличия

Вполне бытовые ситуации: водитель заехал на заправку и наполнил бензином канистру для мотоблока на даче, везет газовый баллон для плиты, купленные в строительном магазине растворитель или несколько банок эмали. Но все это – перевозка опасных грузов, хоть и в малых количествах. Получать на их транспортировку разрешение не нужно: в небольших объемах такой багаж не способен нанести существенный ущерб. Но когда речь идет о крупнотоннажных автомобильных перевозках, “правила игры” уже другие.

бытовой баллон 50 литров в багажнике.jpg
При транспортировке большого объема топлива, газов или химикатов перевозчик обязан соблюдать Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением МЧС Республики Беларусь № 35 от 17 мая 2021 года. Кроме того, перевозка опасных грузов регулируется положениями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ, ADR), к которому присоединилась и Беларусь.

Важно помнить, что правила касаются не только международных, но и внутренних перевозок: если компания доставляет опасные вещества по территории страны, она также обязана подчиняться этим требованиям. Исключения есть, но их немного: это перемещение опасных грузов внутри предприятия без выезда на дороги общего пользования и транспортировка ограниченного количества таких грузов.

бензин в багажнике автомобиля.jpg

Когда груз становится опасным?

Разница между “вещами для личного пользования” и опасными грузами – в масштабе возможных последствий. Канистра бензина в багажнике легкового автомобиля, конечно, может стать причиной пожара или даже взрыва, но такой объем не способен вызвать техногенную или экологическую катастрофу.

Совсем другое дело – цистерна с бензином или, например, с хлором. В случае аварии последствия затронут не только водителя, но и десятки, а то и сотни людей вокруг. И здесь речь уже будет идти о чрезвычайной ситуации, где одна ошибка может привести к трагедии. Именно поэтому требования к водителям, которые участвуют в перевозках опасных грузов на профессиональной основе, высокие. От них ждут не только навыков вождения, но и знаний о поведении опасных веществ, умения пользоваться средствами защиты и действовать по плану при аварийной ситуации.

перевозка опасных грузов

Что входит в перечень опасных грузов?

В ДОПОГ закреплена единая для всех стран классификация опасных грузов. Все они разделены на 9 классов по характеру угрозы:

  • взрывчатые вещества и изделия (тротил, динамит, фейерверки и пиротехника);

  • газы – сжатые, сжиженные или растворенные (пропан-бутан, технический хлор, ацетилен);

  • легковоспламеняющиеся жидкости (нефтепродукты и растворители);

  • легковоспламеняющиеся твердые вещества и материалы, склонные к самовозгоранию, а также вещества, выделяющие горючие газы при контакте с водой (сера, фосфор, карбид кальция);

  • окисляющие вещества и органические пероксиды (нитрат аммония (аммиачная селитра), перекись водорода в высокой концентрации, перманганат калия (марганцовка);

  • токсичные и инфекционные вещества (цианиды, ртуть, медицинские отходы инфекционного характера);

  • радиоактивные материалы (уран-235 (топливо для АЭС), цезий-137 (радиоизотоп), кобальт-69);

  • коррозионные вещества (серная и азотная кислота, гидроксид натрия);

  • прочие опасные вещества и изделия, которые не вошли в предыдущие категории, но представляют угрозу (литиевые аккумуляторы, асбест и др.).

Классификация опасных грузов
Опасность этих грузов кроется не только в очевидных рисках пожара или взрыва. Токсичные вещества могут вызвать отравления, коррозионные – разрушить металл и бетон, а радиоактивные материалы – оставить след на десятилетия.

Нужно ли водителю разрешение для перевозки опасных грузов?

Если говорить о профессиональной деятельности, то ответ однозначен: без специального свидетельства водитель не имеет права такие грузы перевозить. В Беларуси это регулируется Законом № 32-З от 6 июня 2001 года “О перевозке опасных грузов” и Правилами по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автотранспортом. В обоих документах прямо указывается, что перевозка возможна только при условии наличия у водителя соответствующих документов и допуска транспортного средства.

Речь идет о свидетельстве ADR (или ДОПОГ) – документе, который подтверждает, что водитель прошел подготовку и может работать с опасными грузами. Он действует 5 лет и признается не только в Беларуси, но и во всех странах-участницах соглашения ДОПОГ.

Наличие у водителя такого допуска – не только гарантия безопасности, но и один из аспектов, который влияет на трудоустройство. На рынке труда водитель с ADR-свидетельством имеет преимущество: работодатели готовы платить больше за рейсы по перевозке опасных, более дорогих и сложных грузов. А в ряде вакансий наличие ADR прямо указывается как требование.

перевозка опасных грузов

Где и как получить ADR?

Получить свидетельство можно только после прохождения специального курса и экзамена в Госпромнадзоре. При этом курс включает как теоретическую часть, так и практические занятия. А тестирование можно пройти только если правильно ответить минимум на 80% вопросов.

В настоящее время такую подготовку можно пройти в нескольких аккредитованных учебных центрах. Один из них – Центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров “Развитие”.

Пакет документов традиционный: паспорт, водительское удостоверение соответствующей категории, подтверждение стажа вождения, фотография 3×4 и заявление. Если речь идет о переподготовке, потребуется еще и предыдущее свидетельство о прохождении курса.

Программы предусматривают несколько направлений. Базовый курс рассчитан на тех, кто планирует перевозить большинство опасных грузов. Он длится 5 рабочих дней и 36 академических часов. Отдельно выделена подготовка водителей, перевозящих опасные грузы в цистернах. Также есть другие программы подготовки – по перевозке отдельных классов опасных грузов. Группы формируются по мере наполняемости, что позволяет не ждать месяцами, а пройти подготовку в удобное время.

Центр Развитие
После окончания курсов и успешной сдачи внутренней оценки знаний кандидата направляют на экзамен, который проводит Госпромнадзор. Слушатели центра “Развитие” проходят компьютерное тестирование, успешная сдача которого дает право получить свидетельство, действительное на территории Беларуси и во всех странах-участницах ДОПОГ.

Кроме курсов по ADR, центр предлагает и другие программы: обучение водителей, подготовку специалистов для различных отраслей, повышение квалификации. Таким образом, “Развитие” выступает как многопрофильный образовательный центр, где можно получить востребованные на рынке труда знания и навыки.

Автор: Владимир Фалалеев

*Партнерский материал

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.