“Переобувшись” на зиму, многие водители остаются с мешком старых шин. Да еще и с головной болью: куда их деть, чтобы не навредить природе и не нарушить закон? В рубрике “С нуля до руля” поговорим про шесть вариантов утилизации. Спойлер: чтобы воспользоваться самым экологичным способом, понадобилось пройти мини-квест.

1-Как правильно утилизоровать автомобильные шины.jpg

Обычный контейнер для коммунальных отходов возле дома

Кажущийся самым простым, этот способ на самом деле наиболее неправильный и неэкологичный. Да еще и противозаконный. Шины практически на разлагаются и превращаются в “вечный мусор”, загрязняющий окружающую среду. 

2-Шины в мусорке.jpg

Из-за содержания токсичных веществ, отходы в виде шин отнесены к третьему классу опасности. А за их выброс в неположенном месте согласно белорусскому законодательству положен штраф: физлицам - от 5 до 30 базовых величин (1 “базовая” по состоянию на декабрь 2025 года – 42 рубля), юридическим лицам и ИП - от 200 до 1000 “базовых”.

Вывод: так делать категорически нельзя.

Площадки для сбора крупногабаритных отходов

Как вариант “мусорки для шин” многие рассматривают площадки для сбора крупногабаритных отходов. Их адреса можно узнать в своем ЖЭУ. Сюда свозят строительный мусор, мебель, старую бытовую технику. Идея привезти/отнести шины на такие площадки кажется более правильной, и она разрешена законодательно. 

3-Шины на площадке КГО.jpg

Впрочем, по мнению экологов, шины с таких площадок не всегда сортируются и отправляются на переработку, а порой попадают на те же мусорные свалки, что и другие коммунальные отходы. Только вывозятся туда другими машинами. 

Любопытно, что в России и во многих западных странах оставлять шины на таких площадках запрещено – именно с экологической точки зрения.

Вывод: можно, но с экологичностью есть нюансы.

СТО или шиномонтаж

Среди автолюбителей бытует мнение, что мастерские при шиномонтаже могут забрать старую резину. 

4-Шиномонтаж.jpg

Мы обратились в четыре случайные организации и получили идентичный ответ: “Нет, не берем шины. Привозить не надо”. Так что если и найдется тот, кто согласится принять, то это удача, не правило.

Вывод: попробовать можно, но рассчитывать на 100%-ный успех не стоит.

Использование на даче и грядках

Из шин можно делать цветники или мини-заборы, обустраивать детские площадки. Но “вредные” покрышки при этом не становятся “чистым деревом” или “натуральным камнем”. Поэтому в отдаленной перспективе такая “вторая жизнь шин” выглядит сомнительно. Особенно, если вы заботитесь об экологии.

5-Клумбы из автомобильных покрышек.jpg

Отметим, что, например, в России с 2021 года законом запрещено использовать автомобильные покрышки во дворах, на детских площадках и даже дачных участках.

Вывод: наш закон пока не запрещает, но лучше искать экологичные альтернативы.

Дать объявление на барахолке

Кто-то ненужные шины выставляет на продажу – на маркетплейсы и сайты частных объявлений типа “Куфара”. Изучили объявления: в большинстве из них цена указана “договорная”, но есть и те, по которым б/у шины продают за 50, 100 и даже 300 рублей. Их состояние по фото определить сложно. 

6-1-Объявления о продаже бэушных шин.jpg

Объявления “куплю бывшие в употреблении шины” при этом практически не встречаются.

Вывод: рабочий вариант, но не факт, что будет спрос конкретно на ваши шины.

Сдаем на вторичную переработку

Этот способ считается наиболее правильным. Однако воспользоваться им даже в Минске оказалось тем еще квестом.

7-Сдаем шины на вторичную переработку.jpg

Судя по данным в интернете, приемом шин занимаются предприятия ОАО “Белвторресурсы”, ООО “Белвторотходы”, “Минсккоопвторресурсы” и т.д. И пунктов, кажется, достаточно. Начинаем выяснять, куда везти шины – и сталкиваемся с первыми проблемами. В “Минсккоопвторресурсах” сразу говорят: “Шины? Нет-нет, в наших пунктах не принимаем”.

8-Сдаем автомобильные покрышки на вторсырье.jpg

В “Белвторресурсах” по телефону дают надежду, но уточняют:

– Да, пункты приема есть, но мы не знаем, примут ли у вас шины. Принимаем при наличии мест. О наличии мы не знаем. Телефонов пунктов нет. Общих данных о том, где есть места для шин – тоже нет. Единственный вариант – ехать самим и смотреть, спрашивать. Пункты указаны на сайте.

9-Пункт приема вторсырья в Минске.jpg

Поехали. Два пункта по указанным адресам мы не нашли, еще в двух сообщили, что шины не принимают. Так что сдать автошины по правилам, в пункт переработки, удалось с 5-й попытки, в пункте на ул. Кнорина, 59.

10-Автомобильные шины в пункте приема вторсырья.jpg

На специальной площадке уточнили количество шин (“Четыре? Тогда нормально”), их относительную чистоту и отсутствие шипов. И сказали: “Выгружайте”.

Вывод: хороший и экологичный вариант, но система, мягко говоря, не отлажена. Есть шанс потратить на утилизацию много времени.

11-Табличка-предупреждение в пункет приема вторсырья.jpg

Что важно понимать

  • Старые шины – это опасный мусор. Их нельзя бросать, где попало. Кроме нанесения ущерба экологии, за такие действия можно получить штраф.

  • Автор материала провела рандомный опрос среди знакомых водителей. Судя по ответам, самые популярные способы утилизации шин - “отдать кому-нибудь в гараж/на дачу”, оставить по договоренности на СТО и отнести на площадку для крупногабаритных отходов.

  • Самый экологичный вариант – самостоятельно сдать на переработку. Однако он пока не самый удобный: чтобы пройти этот путь до конца, нужно очень захотеть выбросить шины правильно.

Автор: Ирина Горошко

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.