Самокатчиков и велосипедистов на дорогах упрекают и автомобилисты, и пешеходы. Количество аварий с их участием постоянно растет, а ГАИ не устает объявлять рейды и акции по предотвращению ДТП. В преддверии лета напомним об этих и других преимуществах экологичного транспорта, а также напомним основные опасности, которые он себе таит.
Велосипеды, самокаты и другие средства персональной мобильности (СПМ) могут стать и постепенно становятся в условиях города популярным средством передвижения, особенно у молодежи. Они мобильны, дешевы, не зависят от пробок и занимают мало места.
Согласно официальной статистике, только в Минске и только в 2024 году в Минске с участием самокатов произошло 50 ДТП, 27 из них – с арендными самокатами. Рост числа ДТП – в 4 раза. В их результате 53 человека были ранены, один человек погиб.
Велосипед на дороге: непредсказуем и малозаметен
Сразу же признаем, что хотя самокатчики и велосипедисты и являются важными участниками дорожного движения, их присутствие на дорогах нередко создает проблемы – причем, как другим участникам дорожного движения, так и самим себе.
-
Непредсказуемые маневры. Велосипедисты и особенно самокатчики часто совершают резкие перестроения на прилегающих и дворовых территориях, а также на переездах и переходах, поворачивают без предупреждения или ездят по хаотичным траекториям. И движущимся на большой скорости автомобилистам сложно предугадать их действия, что повышает риск ДТП.
-
Езда по тротуарам. Самокаты нередко двигаются на высокой скорости по пешеходным зонам, создавая опасность для прохожих. Велосипедисты тоже иногда используют тротуары, особенно если нет велосипедных дорожек, что может приводить к столкновениям.
-
Низкая заметность. В темное время суток или в условиях недостаточной видимости самокатчиков и велосипедистов трудно заметить. Если у них нет светоотражателей или фар, они становятся практически невидимыми для водителей. А это, понятное дело, особенно опасно на дорогах с плохим освещением.
-
Пренебрежение правилами. Да, признаем: некоторые велосипедисты и самокатчики не соблюдают ПДД, игнорируют красный свет, не притормаживают перед переездами или маневрированием, даже не пытаются оценить реальную обстановку вокруг, порой мчатся навстречу потоку простых пешеходов, заставляя тех в прямом смысле уворачиваться от столкновения.
-
Недостаточная защита. Велосипедисты и самокатчики не только представляют определенную опасность, но и сами гораздо более уязвимы, чем водители автомобилей. При столкновении они рискуют получить серьезные травмы даже при небольшом ДТП.

Травмы самокатчиков и велосипедистов: от перелома черепа до смещения позвонков
Все понимают, что велосипедисты и самокатчики на дорогах подвержены риску травм, особенно если не соблюдают правила безопасности, но не все осознают, какой именно опасности они подвергаются. Перечислим самые распространенные травмы, которые они получают при авариях и падениях. Это не всегда травмы внутренних органов и сломанные ребра, как происходит при автомобильных ДТП…
-
Травмы головы: сотрясение мозга (одно из самых опасных последствий ДТП), переломы черепа (случаются при сильных ударах), рваные раны и ушибы (возможны при падении без шлема).
-
Переломы рук и ключицы: переломы запястья, пальцев и ключицы, вывихи локтя и плечевого сустава.
-
Травмы ног: переломы голени (при столкновении с автомобилем или бордюром), рваные раны (при контакте с острыми предметами - дорожными знаками, велосипедами, самокатами).
-
Повреждения позвоночника: ушибы и смещения позвонков (от сильных ударов), травмы поясницы (при неправильных падениях на спину).
-
Ссадины, порезы и ушибы: царапины, гематомы и рваные раны (особенно на асфальте), как следствие – инфекции, если не обработать повреждения вовремя.
ПДД об СПМ: скорость, внимательность, защитная экипировка
Согласно Правилам дорожного движения, к средствам персональной мобильности относятся сегвеи, моноколеса, электроскутеры, электросамокаты, гироскутеры и иной мобильный электротранспорт. Передвигаться на велосипеде и СПМ можно по велодорожке, а при ее отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине, при этом не создавая препятствий для движения других пешеходов. У всех средств передвижения должны быть исправны руль (если он есть) и тормоза.
Для пересечения проезжей части правила предписывают самокатчикам и велосипедистам воспользоваться велосипедными переездами, велосипедными дорожками либо пешеходными переходами.
Виноват? Отвечай
За нарушение правил пользования каршеринговыми самокатами и велосипедами пользователей блокируют, чтобы они впредь не могли воспользоваться услугами каршеринга.
Как сообщила на рабочей встрече в Мингорисполкоме заместитель начальника комитета экономики ведомства Ольга Леошко только с 15 марта текущего года, менее, чем за два месяца с начала сезона, были заблокированы 1460 пользователей самокатов и велосипедов в Минске, а еще 1600 получили предупреждения.
ГАИ: берегите свою жизнь, смотрите по сторонам
Начальник отдела ГАИ Первомайского РУВД столицы Александр Бабич на недавней пресс-конференции в Минске призвал участников дорожного движения думать не только о соблюдении правил ради правил, но в первую очередь о своей жизни и своем здоровье.
– Все участники дорожного движения – и велосипедисты, и пользователи электросамокатов и других СПМ, должны каждую минуту помнить о безопасном поведении на дороге. Если есть малейший риск, что на вашей траектории движения может появиться хоть кто-то, очень важно снизить скорость и обезопасить себя и других. Разгоняться стоит там, где дорогая чистая, свободная и никого другого нет, – посоветовал представитель ГАИ.
Польза для здоровья: снижает стресс и улучшает координацию
Велосипед и обычный механический самокат способствуют активному движению, улучшая работу сердечно-сосудистой системы и укрепляя мышцы. Умеренная аэробная нагрузка во время поездки помогает снизить уровень кортизола – гормона стресса – и улучшить общее самочувствие.
Доказано, что поездки на велосипеде – эффективный способ сжечь калории и ускорить метаболизм. Кроме того, движение на велосипедах и СПМ улучшают координацию и выносливость, что особенно важно для людей, ведущих сидячий образ жизни.
Экологичный вид транспорта: по примеру США, Нидерландов и Франции
Значение таких видов транспорта, как велосипеды, самокаты и другие СПМ для экологии, сложно недооценить: они не выбрасывают вредных газов, в отличие от автомобилей, и тем самым уменьшают уровень загрязнения воздуха. Кроме того, эти средства передвижения работают почти бесшумно и снижают общий уровень городского шума. Кроме того, они экономят природные ресурсы, так как не требуют дорогостоящего топлива и техобслуживания.
Все больше стран мира поддерживают идею развития велосипедного и самокатного движения и ограничивают движение автомобилей, расширяя возможности для тех, кто передвигается на велосипедах и СПМ. Лидером по количеству велосипедов на душу населения являются Нидерланды, где создана вся необходимая инфраструктура: отдельные велодорожки, велопарковки, светофоры для велосипедистов, а государство субсидирует покупку велосипедов.
В Копенгагене согласно официальной статистике более 60% жителей добираются на работу на велосипедах, в Париже много велодорожек и активно развита система аренды велосипедов и самокатов. В Германии активно развивается велотуризм, организовываются велошколы для детей, развитием городской микромобильности и широким шерингом самокатов и велосипедов могут похвастаться многие крупные города Канады и США.
На электросамокате – уже водитель?
Еще полгода назад в Беларуси активно обсуждалась тема изменений ПДД. Было предложено приравнивнять к водителям людей, управляющих электросамокатами, имеющими скорость более 25 км/ч. Таким водителям присвоят категорию "АМ", вменят им в обязанность сдавать экзамен на знание ПДД и регистрировать свои транспортные средства. Также они будут нести административную ответственность за любые нарушения правил. Каршеринговых самокатов это не коснется, так как они технически ограничены в скорости до 25 км/ч. Планировалось, что изменения вступят в силу с лета 2025 года.
Топ-советов для владельцев велосипедов и СПМ на весенне-летний период
-
Помечайте себя. Фликеры и фонари сделают вас более заметными и безопасными.
-
Не пренебрегайте ПДД, даже если уверены, что успеете проскочить и проманеврировать в толпе или на поворотах.
-
Тормозите на переходах. Спешиваться не обязательно, а вот снижать скорость необходимо всем.
-
Помните: детям до 14 лет двигаться на самокатах и других СПМ можно только в жилых зонах.
-
Не спешите. Имейте в виду, что превышать скорость 25 км/ч запрещено правилами, а в ряде мест дополнительно присутствуют и другие скоростные ограничения.
Автор Ирина Горошко
