Минск редко видит такое автомобильное разнообразие в один уикенд. Но последние августовские выходные стали уникальными – сразу три события собрали поклонников техники. На выставке “Электро-2025” говорили о будущем, электромобилях и технологиях. Шоу-фестиваль “Тачки Winline Пикник” шумел дрифтом, дымом шин и тюнингованными болидами. А Vintage Day предложил совсем другой взгляд – ретроспективу, которая соединяет автомобильные эпохи.

“Машина времени” на два дня

Именно здесь можно было пройтись мимо машин, которые строили инженеры более ста лет назад, засмотреться на глянец лака раритетных экземпляров середины прошлого века, поностальгировать рядом со знакомыми машинами советского автопрома и увидеть самоделки, собранные энтузиастами.

Vintage Day 2025

Cadillac Miller-MeteorCadillac Miller-Meteor

История и настоящее встретились под крышей столичного футбольного манежа, превратив выставку в своеобразный портал во времени.

Завсегдатаи Vintage Day (а выставка проходила уже в шестой раз) отметили, что хотя общее количество машин не изменилось, наполнение обновилось на 60–70%. На площадке встретились машины из разных регионов Беларуси, России, Латвии и Эстонии, что сделало выставку по-настоящему международной.

Vintage Day 2025

Чем отличается Vintage Day от всех остальных автоивентов Беларуси, это особенная “ламповая” атмосфера. И организаторы сделали все возможное, чтобы ее подчеркнуть и усилить. Особую роль сыграли инсталляции. Рядом с некоторыми автомобилями были настоящие мини-музеи со стопками пожелтевших книг и газет, предметами быта из времен СССР и виниловыми пластинками. А где-то образ автомобиля дополняли природные “зарисовки”. Аксессуары и оформление помогали зрителю буквально “войти” в эпоху.

Инсталляции на автовыставке Vintage Day

Инсталляции на автовыставке Vintage Day

Инсталляции на автовыставке Vintage Day

Инсталляции на автовыставке Vintage Day

Легенды на колесах

Vintage Day всегда славится тем, что дает возможность увидеть автомобили, которые выпускались ограниченными сериями или сохранились в единственном экземпляре.

Раритетные автомобили начала XX векаРаритетные автомобили начала XX века

REO Flying Cloud (1928)REO Flying Cloud (1928)

Хедлайнером выставки стал Cord 812 1937 года выпуска. Этот автомобиль занял центральное место у сцены – и неспроста. Машина, которая сегодня превратилась в музейный экспонат мировой значимости.

Cord 812 (1937)Cord 812 1937 года выпуска

Cord, который когда-то считался символом технической революции, выпускался всего несколько лет: с конца 1935-го по август 1937 года. Из выпущенных за это время 3000 авто до наших дней сохранились единицы. Каждый из них – живая легенда, а для Беларуси Cord 812 – фактически раритет национального уровня.

На выставке можно было увидеть и Holsman 1908 года выпуска – один из немногих сохранившихся в мире автомобилей этой марки. Созданный на базе гужевой повозки, Holsman фактически начинал эру перехода от конной тяги к механической. В Минск этот экспонат привезли из Санкт-Петербурга. К слову, таких авто было выпущено всего 4 экземпляра.

Holsman (1908), созданный на базе гужевой повозкиHolsman 1908 года выпуска, созданный на базе гужевой повозки

Назад в СССР: знакомые лица

Vintage Day невозможно представить без советской автомобильной школы. “Жигули”, “Москвичи”, “Запорожцы”, “Волги”… – автомобили, которые десятилетиями формировали привычный облик наших дорог.

Автомобили Жигули на автошоу Vintage Day

Автомобили Москвич на автошоу Vintage Day

Автомобили Запорожец на автошоу Vintage Day

Особое место занимала представительская “Чайка” – символ статуса и власти.

ГАЗ-13 «Чайка»ГАЗ-13 “Чайка”

А рядом стояли ее западные ровесники – американские лимузины, напоминая, что автомобильная история всегда писалась параллельными строками по обе стороны океана.

Cadillac Deville (1983)Cadillac Deville (1983)

Примечательно, что Vintage Day показывает не только лоск и глянец, но и автомобили, законсервированные в том состоянии, в котором они достались нынешним владельцам. А некоторые реставраторы, чтобы воссоздать дыхание эпохи, умышленно состаривают кузова автомобилей.

ВАЗ-2102

ГАЗ-42 (1939).JPGГАЗ-42 (1939)

От самодельного купе до белорусского драгстера

Отдельный пласт выставки – самоделки. Их присутствие напоминало о том, что в СССР существовал настоящий культ самодельного автомобилестроения.

Самый яркий экспонат – мотокупе “Ява Минск 500”, построенный в 1970 году тогда еще студентом Александром Длотовским. В основе транспортного средства – мотоцикл Jawa-250 1966 года, который инженер превратил в полноценный микроавтомобиль.

Мотокупе «Ява Минск 500»Мотокупе “Ява Минск 500”

Еще одна “самоделка”, но уже из нашего времени встречала гостей Vintage Day прямо на входе. Экспонат, похожий на детище Франкенштейна – единственный в Беларуси драгстер в классе Promod, собранный полностью вручную – будто сошёл со страниц фантастического романа. Не будем вдаваться в технические подробности конструкции, а скажем только, что в 2020 году в атмосферной компоновке этот драгстер занял первое место в драгрэйсинге на дистанции 1/8 мили. А теперь, после доработки под нагнетатель, команда готовит его к новым стартам.

Драгстер

Энтузиазм без срока давности

На Vintage Day каждый экспонат словно говорил со зрителем по-своему. Здесь были и отреставрированные до блеска легенды, которые выглядели так, будто только что сошли с конвейера, и проржавевшие автомобили, на которых время оставило свои следы.

Vintage Day 2025

Большинство машин восстановлены энтузиастами. Для многих это – дело жизни: годами они разыскивают детали, восстанавливают кузов, доводят каждую мелочь. И в итоге на выставке стоят не просто автомобили, а живые памятники человеческому упорству и любви к технике.

Самое удивительное – многие из этих машин остаются на ходу. Одни активно участвуют в ретро-пробегах, другие – выезжают только на выставки. Но в любом случае это возможность увидеть легенды автопрома не на картинках, а вживую, пройти мимо них, ощутить масштаб и рассмотреть детали.

Автор Владимир Фалалеев, фото автора