Представьте: вы уже выбрали автомобиль в автосалоне или заказали доставку авто в автохаусе. Подписываете бумаги, планируете поездку в автоцентр или ждете доставку машины, а менеджер говорит: “Цена выросла на 30%, и вам нужно доплатить. Почему? Потому что вслед за Россией в Беларуси увеличили суммы утильсбора”. Возможен ли такой ход событий в ближайшее время и повлияют изменения, запланированные в соседней стране, на цены автомобилей в Беларуси?

Ситуация, которую мы описали, чисто гипотетическая, но, кажется, белорусский автомобильный рынок ждут новые вызовы уже в обозримом будущем. Ведь с 1 ноября Россия планирует ввести новые правила: для некоторых моделей утилизационный сбор может увеличиться в десятки и сотни раз. А если учесть, что Беларусь в начале года уже подняла “утиль” для юридических лиц, сомнений почти нет: самый пессимистичный прогноз для авторынка Беларуси состоит в том, что Минск и дальше будет гармонизироваться с российской моделью. И тогда вопрос будет не в том, подорожают ли машины, а в том, на сколько и когда.

Граница России Беларуси

Гармонизация автоналогов в действии

История с утильсбором – это не только про Москву. Беларусь давно движется в унисон, налоговые и таможенные решения постепенно выравниваются: в январе этого года постановлением Совмина №50 ставки утильсбора для юридических лиц выросли, а для физических лиц прежние льготы при ввозе автомобилей до трех лет пока сохранили. Но наблюдения показывают: если Россия закручивает гайки, защищая свой автопром, Беларусь через какое-то время следует за ней.

Ведущим автопроизводителем легковых авто в нашей стране является завод “БелДжи” под Борисовом, где собирают автомобили BELGEE и Geely. Сейчас для белорусского покупателя модели локальной сборки действует множество выгодных предложений: льготные кредиты, скидки, лояльный трейд-ин и другие акции. Неплохо они продаются и в соседней России. Но если Беларусь в очередной раз пойдет по российскому пути и синхронизирует утильсбор, BELGEE X50, некоторые комплектации X70 и гибридный X80 станут существенно дороже – автопроизводитель заложит увеличенный “утиль” в цену.

Belgee

Что потеряет Беларусь из-за новых ставок утильсбора в России

Пока этого не случилось (и, надеемся, не случится), посмотрим, чем чревато для белорусов российское повышение утильсбора на авто мощностью свыше 160 л.с.

В первую очередь, это тотальное падение экспорта новых авто. Для российского покупателя собранные в Беларуси автомобили, которые не войдут в коридор до 160 л.с. – а это BELGEE X50 (177 л.с.), некоторые комплектации BELGEE X70 (177 л.с.) и BELGEE X80 (218 л.с.) – станут на 30% дороже (прибавка к цене составит $9300 – для X50 и X70, $9900 – для X80). 

То есть машины, собранные в Беларуси, подорожают не потому, что изменились производственные издержки, а потому что соседи подняли налоговую планку. В новой формуле “утиля” нет поблажек даже для “зеленых” машин: электромобили и гибриды в России тоже попадают под повышение ставок.

Машины на автовозе

Также пострадает реэкспорт автомобилей, которые раньше были “проходными на Россию”. Даже сейчас многие автосалоны, продавая машины гражданам России, вносят в договоры пункт об ответственности покупателя за легализацию и постановку на учет авто, купленных в Беларуси из-за возможных доплат в связи с разницей сумм “ввозных” платежей.

Беларусь традиционно является автомобильным хабом для покупателей из РФ, в последние годы количество предложений “проходных на Россию” автомобилей с пробегом росло.

– Автомобили, с момента выпуска которых в свободное обращение прошло 12 месяцев и более, были привлекательной инвестицией и покупкой для россиян с последующей оплатой льготного утилизационного сбора, если мы говорим об автомобилях с объемом до 3 литров, – отмечает заместитель директора компании WestMotors Максим Пархимович, – А сейчас самые популярные позиции таких автомобилей для россиян дорожают в запредельной для простого потребителя прогрессии. Способ ли это поднять продажи того же “Автоваза” или способ ограничить отток валюты в недружественные страны, вводящие санкции, или даже в дружественные страны, предлагающие схожие товары, вопрос открытый.

Но есть и положительный момент: то, что не уедет в Россию, останется на внутреннем белорусском рынке.

Автосалон Geely в России

А если в Беларуси утильсбор всё же увеличат?

Сценарий, при котором автомобили свыше 160 л.с. подорожают за счет увеличения утильсбора по примеру России, возможен, хотя и нежелателен для конечного потребителя. Если в РФ высокий “утиль” на импортные машины будет работать в пользу “своих” игроков (в частности, у “Автоваза” нет моделей с мощностью более 160 л.с.), то в Беларуси под “повышение” попадают почти все модели отечественной сборки. Как следствие, доступность автомобилей наиболее востребованного среднего класса существенно снизится.

Сейчас в Беларуси большинство новых BELGEE и Geely покупают в кредит. Белорусские банки действительно остаются лояльными и кредитуют до 100% стоимости новых машин. Но если цена автомобиля подскочит на 20-30 %, кредиты станут менее доступными: чем выше цена, тем больше ежемесячный платеж. Чтобы взять дополнительные средства на более дорогую машину, потребуется более высокий доход и те, кому раньше кредит одобряли, уже могут не пройти новые проверки платежеспособности.

Так что же получится? Даже если банковские условия останутся прежними, доступность новых автомобилей сократится. И не потому, что люди не хотят, а потому, что новые цены уже для многих окажутся неподъемными: сегодня машина стоит $30–40 тысяч, а завтра к ней могут “прикрутить” еще $8–12 тысяч сверху только за счет утильсбора.

Покупка авто в кредит невозможна

Складывается ситуация, когда Москва за счет утиля строит забор для внешних машин, но этот забор отбрасывает тень и на Минск. Подтянет ли Беларусь новые ставки следом за Россией? И готов ли наш рынок к тому, что даже автомобили с шильдиком “Made in Belarus” станут роскошью?

Автор: Владимир Фалалеев