Современные китайские автомобили все больше напоминают гаджеты на колесах. Обилие электронных помощников упрощает жизнь водителю, но вместе с тем может добавить проблем – если одна из систем резко выйдет из строя. Где занимаются ремонтом подобных авто, и какой из элементов электроники сложнее всего восстановить, рассказывает директор ETS.AUTO Артур Галай.
Артур Галай
Как устроены электронные "мозги" китайских автомобилей – и почему их сложно ремонтировать
Самое сложное в ремонте электромобилей – блоки управления. Если изношенные механические запчасти можно просто заменить, то блоки управления электромотором, распределением напряжения батареи, климатом – это микрокомпьютеры, которые, помимо замены, требуют тонкой настройки. В электромобиле их может быть от 20 до 150, иногда – даже больше. И это касается не только "электричек". В авто с ДВС количество таких блоков также зависит от степени их "навороченности".
– Если рассмотреть два автомобиля одной марки, но в разной комплектации, количество блоков будет существенно отличаться, – поясняет Артур Галай. – В максимально простой комплектации BYD E2 будет оснащен датчиками дождя, парктрониками, камерой заднего вида, сиденьями с механическими регулировками – электроники немного, поэтому и блоков управления тоже немного. У той же модели в "старшей" комплектации уже будут и подогрев сидений, и камеры кругового обзора, и система удержания в полосе. Следовательно, и блоков управления будет гораздо больше.
Блок управления: почему одна поломка может вывести из строя всё
Некоторые блоки отвечают сразу за несколько функций. Например, в блок комфорта "зашиты" управление системой обогрева сидений, обдува, регулировка и обогрев зеркал. Он предназначен для конкретной "экосистемы", и неисправность одной из функций может повлиять на работоспособность всех остальных.
– При поиске неисправности в первую очередь мы проверяем механические элементы (замки, камеры, вентиляторы и т.д.). Если с ними все в порядке – значит, проблема в электронике. И тогда наступает черед диагностики на специальном оборудовании. В данный момент у нас есть вся необходимая для ремонта электронных систем электромобилей техника, – заверил Артур.
Современное диагностическое оборудование позволяет найти неисправные элементы блоков управления
Как спасти батарею электромобиля после полной разрядки
Также одним из самых сложных компонентов электромобилей является высоковольтная батарея, состоящая из небольших ячеек.
– Частая история – владелец разряжает машину "в ноль". Делать так нельзя – это приводит к разбалансировке батареи. В этом случае ее приходится снимать, с помощью мультиметра проверять каждую ячейку, балансировать напряжение в работающих и заменять неработающие. Иногда неисправность батареи может быть связана с косвенными причинами. К примеру, как-то в наш автоцентр привезли Zeekr 001, который не заряжался ни медленной, ни быстрой зарядкой. Оказалось, проблема в том, что не зажат один из контактов ячейки, поэтому машина выдавала ошибку.
Что делать, если сломался лидар, и почему выход – только ремонт
Еще один “проблемный” элемент авто – лидар: он определяет расстояние до каждого объекта и используется для определения местоположения машины в реальном окружении, а также посылает эти данные другим системам.
– Официально новые блоки управления, камеры и лидары не поставляются, – комментирует директор автоцентра. – Заводы не выпускают запчасти для продажи, как это делает, например, BMW, где можно заказать любую деталь. Все электронные компоненты для ремонта – это блоки и модули, снятые с других автомобилей. Но главный вопрос – в состоянии таких запчастей.
Лидары, которые привозят клиенты, могут быть в любом состоянии: от почти идеального до полностью нерабочего
– У нас были разные клиенты: один, например, привез лидар за $1500 – в хорошем состоянии, с "живой" платой, но со стеклом с трещинами. А другой нашел за $400 – в целом корпусе, но когда мы его вскрыли, внутри была вода, а металлические элементы были покрыты ржавчиной.
После замены компонентов системы безопасности – в частности, камер и лидаров – требуется калибровка, настройка и привязка блоков управления. Всё это делается через диагностическое оборудование, – поясняет наш собеседник. – На большинство популярных моделей оно у нас есть.
Рестайлинг и запчасти: любая проблема решаема
Модели некоторых китайских брендов сменяются очень часто, что, безусловно, влияет на доступность запчастей к ним. В Китае нет рынка автомобилей с пробегом в нашем привычном понимании: люди сдают старые автомобили и покупают новые, а автопроизводители не закладывают в стратегии продвижения продажу запчастей.
– Быстрая сменяемость модельного ряда может стать проблемой. Например, у нас в салоне стоит BYD Song Plus – это уже третий рестайлинг за два года, – констатирует Артур. – Но если год-полтора назад запчасти из Китая можно было ждать 3–4 месяца, то сейчас – максимум 2-3 недели.


Собственный автосервис автоцентра ETS.AUTO готов справиться с любым ремонтом. Для этого есть и оборудование, и высококвалифицированные специалисты
Как "научить" авто говорить по-русски и подключить его к сети
Автомобили, которые ввозятся в Беларусь по схеме параллельного импорта, как правило, не русифицированы. Русификация – это прошивка мультимедийной системы. По сути – как Windows, только в авто.
– Если говорить о русификации: китайские автомобили изначально "говорят" на китайском, в лучшем случае – по-английски, – комментирует директор автосалона. – А наши клиенты хотят, чтобы машина общалась по-русски. Все прошивки, которые мы устанавливаем – наши собственные разработки, и для этого у нас есть штат программистов: одни занимаются переводом, другие – системой безопасности. Мы гарантируем клиенту качество и даем годовую гарантию на прошивку. Плюс к этому – если клиент хотя бы раз у нас обслуживался, он получает несгораемую скидку 10 % на все дальнейшие ТО.
По сути, сам код прошивки не меняется. Заменяется только видимая часть символов – с китайского на русский. На это уходит неделя, реже – две. Самое сложное – не перевести, а достать файлы и залить обратно, чтобы система не "умерла", а автомобиль не "окирпичился".
Команда ETS.AUTO имеет возможность осуществить русификацию прошивки практически любого китайского автомобиля
Проблемы пиратского софта и блокировок
– Были случаи, когда приходилось "раскирпичивать" электромобили. Проблема возникала из-за некорректного обновления или неудачного вмешательства: например, при попытке отключить китайский мастер-аккаунт, – приводит примеры Артур. – Некоторые компании, предлагая дешевую русификацию, продают краденое программное обеспечение. Известна история, когда у российского разработчика софта для китайских авто украли прошивку для Zeekr 001, и тогда обладатель прав на софт заблокировал экраны всех таких машин. На них стала выводиться надпись: "Установлена пиратская прошивка. Свяжитесь с нами". Мы пока такого не делаем, но, скажу честно, наши прошивки тоже воруют.
Автоцентр ETS.AUTO также оказывает услуги по детейлингу
Какие китайские электромобили предпочитают белорусы
В автосалоне ETS.AUTO всегда в наличии десятки электромобилей. Все машины, которые есть в продаже – с минимальным пробегом и без ДТП “в анамнезе”. В основном это модели, предназначенные для китайского рынка, но под заказ компания может привезти и автомобиль из Европы – всё зависит от пожеланий клиента.
– Один из самых популярных брендов сегодня – BYD, особенно модель Song Plus. Это недорогой и комфортный кроссовер, который полюбился белорусам. У нас есть клиенты, которые раньше ездили на Mercedes GLS за $100 000, а теперь используют Song Plus и довольны своим приобретением.

На свои услуги автосалон предоставляет скидки до 30%, а русификацию при покупке машины покупатель получит в подарок. В пакет входит не только работа с мультимедийной системой, но и обновление блоков и полная адаптация систем.
– Но даже если клиент не покупал машину у нас, а просто обратился за русификацией, наши специалисты готовы его обслужить. Также мы готовы выехать в любую точку Беларуси, – резюмирует Артур.
Автоцентр ETS.AUTO – продажа авто в наличии и под заказ из Китая и Кореи, комплексное сервисное обслуживание авто, детейлинг.
Адрес: г. Минск, ул. Казимировская, 35
Телефоны: отдел продаж автомобилей:+375 (44) 710 33 33, сервисный центр:+375 (44) 769 33 33
Сайт: www.ets-auto.by. Аккаунты в социальных сетях и мессенджерах: телеграм @etsauto, инстаграм @ets.auto1.
Автор текста и фото: Владимир Фалалеев
*Партнерский материал
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.