Современные китайские автомобили все больше напоминают гаджеты на колесах. Обилие электронных помощников упрощает жизнь водителю, но вместе с тем может добавить проблем – если одна из систем резко выйдет из строя. Где занимаются ремонтом подобных авто, и какой из элементов электроники сложнее всего восстановить, рассказывает директор ETS.AUTO Артур Галай.

Директор ETS.AUTO Артур Галай.jpgАртур Галай

Как устроены электронные "мозги" китайских автомобилей – и почему их сложно ремонтировать

Самое сложное в ремонте электромобилей – блоки управления. Если изношенные механические запчасти можно просто заменить, то блоки управления электромотором, распределением напряжения батареи, климатом – это микрокомпьютеры, которые, помимо замены, требуют тонкой настройки. В электромобиле их может быть от 20 до 150, иногда – даже больше. И это касается не только "электричек". В авто с ДВС количество таких блоков также зависит от степени их "навороченности".

– Если рассмотреть два автомобиля одной марки, но в разной комплектации, количество блоков будет существенно отличаться, – поясняет Артур Галай. – В максимально простой комплектации BYD E2 будет оснащен датчиками дождя, парктрониками, камерой заднего вида, сиденьями с механическими регулировками – электроники немного, поэтому и блоков управления тоже немного. У той же модели в "старшей" комплектации уже будут и подогрев сидений, и камеры кругового обзора, и система удержания в полосе. Следовательно, и блоков управления будет гораздо больше.

Автосалон ETS.AUTO_2.jpg

Блок управления: почему одна поломка может вывести из строя всё

Некоторые блоки отвечают сразу за несколько функций. Например, в блок комфорта "зашиты" управление системой обогрева сидений, обдува, регулировка и обогрев зеркал. Он предназначен для конкретной "экосистемы", и неисправность одной из функций может повлиять на работоспособность всех остальных.

– При поиске неисправности в первую очередь мы проверяем механические элементы (замки, камеры, вентиляторы и т.д.). Если с ними все в порядке – значит, проблема в электронике. И тогда наступает черед диагностики на специальном оборудовании. В данный момент у нас есть вся необходимая для ремонта электронных систем электромобилей техника, – заверил Артур.

Ремонт электронных блоков управления ETS.AUTO_2.jpgСовременное диагностическое оборудование позволяет найти неисправные элементы блоков управления

Как спасти батарею электромобиля после полной разрядки

Также одним из самых сложных компонентов электромобилей является высоковольтная батарея, состоящая из небольших ячеек.

– Частая история – владелец разряжает машину "в ноль". Делать так нельзя – это приводит к разбалансировке батареи. В этом случае ее приходится снимать, с помощью мультиметра проверять каждую ячейку, балансировать напряжение в работающих и заменять неработающие. Иногда неисправность батареи может быть связана с косвенными причинами. К примеру, как-то в наш автоцентр привезли Zeekr 001, который не заряжался ни медленной, ни быстрой зарядкой. Оказалось, проблема в том, что не зажат один из контактов ячейки, поэтому машина выдавала ошибку.

Ремонт электронных блоков управления ETS.AUTO.jpg

Что делать, если сломался лидар, и почему выход – только ремонт

Еще один “проблемный” элемент авто – лидар: он определяет расстояние до каждого объекта и используется для определения местоположения машины в реальном окружении, а также посылает эти данные другим системам.

– Официально новые блоки управления, камеры и лидары не поставляются, – комментирует директор автоцентра. – Заводы не выпускают запчасти для продажи, как это делает, например, BMW, где можно заказать любую деталь. Все электронные компоненты для ремонта – это блоки и модули, снятые с других автомобилей. Но главный вопрос – в состоянии таких запчастей.

Ремонт электронных блоков управления ETS.AUTO_3.jpgЛидары, которые привозят клиенты, могут быть в любом состоянии: от почти идеального до полностью нерабочего

– У нас были разные клиенты: один, например, привез лидар за $1500 – в хорошем состоянии, с "живой" платой, но со стеклом с трещинами. А другой нашел за $400 – в целом корпусе, но когда мы его вскрыли, внутри была вода, а металлические элементы были покрыты ржавчиной.

После замены компонентов системы безопасности – в частности, камер и лидаров – требуется калибровка, настройка и привязка блоков управления. Всё это делается через диагностическое оборудование, – поясняет наш собеседник. – На большинство популярных моделей оно у нас есть.

Автосервис ETS.AUTO_0.jpg

Рестайлинг и запчасти: любая проблема решаема 

Модели некоторых китайских брендов сменяются очень часто, что, безусловно, влияет на доступность запчастей к ним. В Китае нет рынка автомобилей с пробегом в нашем привычном понимании: люди сдают старые автомобили и покупают новые, а автопроизводители не закладывают в стратегии продвижения продажу запчастей.

– Быстрая сменяемость модельного ряда может стать проблемой. Например, у нас в салоне стоит BYD Song Plus – это уже третий рестайлинг за два года, – констатирует Артур. – Но если год-полтора назад запчасти из Китая можно было ждать 3–4 месяца, то сейчас – максимум 2-3 недели.

Автосервис ETS.AUTO_3.jpg
Автосервис ETS.AUTO_1.jpg
Автосервис ETS.AUTO_2.jpgСобственный автосервис автоцентра ETS.AUTO готов справиться с любым ремонтом. Для этого есть и оборудование, и высококвалифицированные специалисты

Как "научить" авто говорить по-русски и подключить его к сети

Автомобили, которые ввозятся в Беларусь по схеме параллельного импорта, как правило, не русифицированы. Русификация – это прошивка мультимедийной системы. По сути – как Windows, только в авто.

– Если говорить о русификации: китайские автомобили изначально "говорят" на китайском, в лучшем случае – по-английски, – комментирует директор автосалона. – А наши клиенты хотят, чтобы машина общалась по-русски. Все прошивки, которые мы устанавливаем – наши собственные разработки, и для этого у нас есть штат программистов: одни занимаются переводом, другие – системой безопасности. Мы гарантируем клиенту качество и даем годовую гарантию на прошивку. Плюс к этому – если клиент хотя бы раз у нас обслуживался, он получает несгораемую скидку 10 % на все дальнейшие ТО.

По сути, сам код прошивки не меняется. Заменяется только видимая часть символов – с китайского на русский. На это уходит неделя, реже – две. Самое сложное – не перевести, а достать файлы и залить обратно, чтобы система не "умерла", а автомобиль не "окирпичился".

Русификация прошивки ETS.AUTO.jpgКоманда ETS.AUTO имеет возможность осуществить русификацию прошивки практически любого китайского автомобиля

Проблемы пиратского софта и блокировок

– Были случаи, когда приходилось "раскирпичивать" электромобили. Проблема возникала из-за некорректного обновления или неудачного вмешательства: например, при попытке отключить китайский мастер-аккаунт, – приводит примеры Артур. – Некоторые компании, предлагая дешевую русификацию, продают краденое программное обеспечение. Известна история, когда у российского разработчика софта для китайских авто украли прошивку для Zeekr 001, и тогда обладатель прав на софт заблокировал экраны всех таких машин. На них стала выводиться надпись: "Установлена пиратская прошивка. Свяжитесь с нами". Мы пока такого не делаем, но, скажу честно, наши прошивки тоже воруют.

Детейлинг ETS.AUTO.jpgАвтоцентр ETS.AUTO также оказывает услуги по детейлингу

Какие китайские электромобили предпочитают белорусы

В автосалоне ETS.AUTO всегда в наличии десятки электромобилей. Все машины, которые есть в продаже – с минимальным пробегом и без ДТП “в анамнезе”. В основном это модели, предназначенные для китайского рынка, но под заказ компания может привезти и автомобиль из Европы – всё зависит от пожеланий клиента. 

– Один из самых популярных брендов сегодня – BYD, особенно модель Song Plus. Это недорогой и комфортный кроссовер, который полюбился белорусам. У нас есть клиенты, которые раньше ездили на Mercedes GLS за $100 000, а теперь используют Song Plus и довольны своим приобретением.

Автосалон ETS.AUTO_1.jpg
На свои услуги автосалон предоставляет скидки до 30%, а русификацию при покупке машины покупатель получит в подарок. В пакет входит не только работа с мультимедийной системой, но и обновление блоков и полная адаптация систем. 

– Но даже если клиент не покупал машину у нас, а просто обратился за русификацией, наши специалисты готовы его обслужить. Также мы готовы выехать в любую точку Беларуси, – резюмирует Артур.

Автоцентр ETS.AUTO – продажа авто в наличии и под заказ из Китая и Кореи, комплексное сервисное обслуживание авто, детейлинг.

Адрес: г. Минск, ул. Казимировская, 35

Телефоны: отдел продаж автомобилей:+375 (44) 710 33 33, сервисный центр:+375 (44) 769 33 33

Сайт: www.ets-auto.by. Аккаунты в социальных сетях и мессенджерах: телеграм @etsauto, инстаграм @ets.auto1

Автор текста и фото: Владимир Фалалеев

*Партнерский материал

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.