Получил права – и уже ас на дороге? Увы, так бывает только в сказках и воспоминаниях бывалых водителей. На деле же автолюбители годами “накатывают” водительский опыт, а порой, чтобы ускорить процесс адаптации за рулем, обращаются за дополнительными уроками вождения, где они в короткие сроки могут приобрести необходимые навыки безопасной парковки, поведения в экстремальных ситуациях и молниеносной реакции.
С какими проблемами обращаются опытные водители и новички?
– Новички сразу после автошкол часто совершенно не умеют перестраиваться и парковаться. При перестроении они все время пытаются смотреть в зеркала и, как результат, перестают видеть, что прямо перед ними. Молодые водители "залипают" в зеркала, вестибулярный аппарат начинает сходить ума, так как тело движется за взглядом. Пытаясь оценить расстояние в зеркалах, они совершенно упускают из виду, что происходит прямо перед ними. Предсказуемый итог – аварийная ситуация.
Двигаясь в потоке, важно смотреть вперед: на машину перед тобой, а в зеркала бросать лишь очень короткие молниеносные взгляды. Надо перестроиться? Едешь за машиной, показываешь поворот, смещаешься в край своей полосы, смотришь в зеркало. Те, кто движется по соседней полосе, должны понять, что ты попросил о перестроении, тебя пропускают, и ты перестраиваешься за машиной перед тобой с соблюдением безопасной дистанции. Это – реальный алгоритм действий, который работает в условиях пробок и плотных потоков. Если водитель, готовясь к перестроению, увлечен заглядыванием в зеркала, он теряет из-под контроля ситуацию впереди себя и врезается в авто перед собой.
Парковаться начинающие водители тоже обычно не умеют. Их учили это делать между конусами на автодроме, а задача припарковать свой автомобиль в реальном дворе между реальными машинами, многих ставит в тупик.

Опытные водители, как правило, хотят научиться безопасно управлять автомобилем на большой скорости и грамотно выходить из заносов. Однако многие совсем не знают элементарных правил безопасности на дороге. Например как вести себя при экстренном торможении: хотя это базовый навык безопасного управления машиной, владеют им единицы.
Кому нужна контраварийка: “гонщики”, айтишники и другие
– Одно время к нам обращались сплошь "гонщики", помешанные на скоростях. Потом был период, когда достаточно большой популярностью контраварийное вождение пользовалось у айтишников: они приходили не с конкретным узким запросом, а с четким планом получить все максимально возможные навыки на всех уровнях – от начального до продвинутого.
А еще есть категория сдавших на права людей, которым в автошколе говорили, что они не созданы для вождения. И такие “неспособные” водители приходят, чтобы доказать, в первую очередь, себе, что они могут водить автомобиль. И дело не в возрасте или гендере. Хотя женщинам “достается” больше, потому что они не настолько решительны за рулем, как мужчины.
Женщины-водители более эмоциональные и при этом очень аккуратные и неагрессивные, готовы много раз все перепроверить прежде, чем решиться на маневр. И это очень раздражает многих инструкторов, которые ограничены во времени и должны дать свои уроки быстро и четко согласно плану. На дороге “медленные” водители часто задерживают поток и получают недовольные комментарии от автомобилистов-”гонщиков”: как так? давай быстрее! А она не хочет быстрее, и имеет на это право. При этом осторожный подход к вождению гораздо более адекватный и безопасный: лучше лишний раз убедиться в безопасности, чтоб потом не рассказывать апостолу Павлу, что была права.
Научить водить машину безопасно можно любого человека (по понятным причинам в это число не входят те, кому нельзя водить машину по медицинским показаниям). Вопрос только в количестве времени, которое на это потребуется: кому-то нужно меньше, кому-то – больше.
Принудительная контраварийная подготовка: нужна ли и для кого?
– Занятия по контраварийному вождению не повредят никому, а вот тех, кто попал в ДТП и по этой причине лишился прав, я бы принудительно отправляла на дополнительное обучение перед получением прав после лишения. И неважно, где оно проходят и кто его организует. Заплатив за курсы контраварийного вождения, получив базовые навыки безопасного вождения и сдав практический экзамен – не тот, общепринятый при сдаче на права, а с элементами контраварийного поведения на дороге, – водители-”лишенцы”, наверняка, были бы осторожнее на дороге.
Автор: Ирина Горошко