1 октября 1960 года в Запорожье случилось событие, которое смело можно назвать советской автомобилестроительной революцией. С конвейера завода “Коммунар” сошел первый серийный “Запорожец” ЗАЗ-965 – машина, которую одни называли “народным автомобилем”, другие – “позором на колесах”, а третьи – просто “горбатым”.

Зачем в СССР придумали “Запорожец”?
История началась вовсе не с желания удивить мир автомобилем-карликом. В конце 1950-х в СССР встал вопрос о массовой автомобилизации. Москвич и “Победа” были машинами серьезными, но слишком дорогими для рядового инженера или врача. Мотороллеры и мотоциклы решали вопрос мобильности, но не семейного комфорта. Нужен был маленький, дешевый и ремонтопригодный автомобиль для народа.
Подобные идеи витали не только в Москве. В Европе в это время набирали популярность микролитражки – итальянский Fiat 500, немецкий Volkswagen Käfer. Советским инженерам понравилась сама концепция: простая машинка, которая может доехать куда надо.
Легендарный Fiat 500
Volkswagen Käfer
Почему “горбатый”?
В народной памяти “Запорожец” закрепился прежде всего как “горбатый”. И прозвище это было не случайным. Если взглянуть сбоку, сразу видно: линия крыши плавно идет к корме, а над задними колесами – характерный “горб” моторного отсека.
В 1970-х, когда уже выпускался “ушастый” ЗАЗ-966, слово “горбатый” окончательно стало нарицательным. А после фильма “Место встречи изменить нельзя” (1979), где звучала фраза про “горбатого”, закрепилось окончательно.
Прототипы и первые попытки
Еще в 1950-х НАМИ разработал несколько экспериментальных автомобилей: НАМИ-031, НАМИ-048 “Белка” и другие проекты. Они были тесными, смешными, но стали важными пробами пера.
Прототип НАМИ-031
Прототип НАМИ-048 “Белка”
Когда выбор пал на завод в Запорожье, ориентиром стала итальянская “шестисотка” – Fiat 600. Не копия, но вдохновение было очевидным: заднемоторная компоновка, компактный кузов, простота сборки.
Fiat 600
Конструкторы понимали: чудес от этой машины ждать не стоит. Задача была другая – дать стране миллионы дешевых автомобилей, которые можно чинить “на коленке” в гараже, иногда молотком и всегда с добрым словом.
День рождения “горбатого”
1 октября 1960 года с конвейера завода “Коммунар” в Запорожье сошел первый серийный “Запорожец” ЗАЗ-965. Дата эта вошла в историю как своеобразный “момент истины” – с этого дня в СССР появился настоящий “народный автомобиль”.
ЗАЗ-965 “Запорожец”
Первые машины выглядели чуть не игрушками – коренастые, с короткой базой, со смешными боковыми воздухозаборниками, которые народ сразу прозвал “жабрами”. Но на конвейере в Запорожье всё это выглядело очень серьёзно: страна получала автомобиль, доступный простым гражданам.
Сколько стоил “Запорожец”
Цена на ЗАЗ-965 в начале продаж составляла 18 тысяч рублей – по тем временам это меньше, чем “Москвич” и вдвое дешевле “Волги”. Запись в очередь, распределение через организации, но сам факт появления относительно дешевого авто для инженера или врача был прорывом. В народе цену “Запорожца” часто пересчитывали в “бутылки водки” – получалось, что за машину нужно было “отдать” около 9 тысяч бутылок.
Простота и утилитарность ЗАЗ-965
Конструкция ЗАЗ-965 была простейшая: несущий кузов, длина всего 3 метра. Из-за заднемоторной компоновки передний багажник был настолько скромным, что чемодан приходилось класть наискосок. Зато туда прекрасно помещался мешок картошки, что для советского человека было куда важнее.
Мотор был сзади: четырехцилиндровый V-образный двигатель объемом 746 “кубиков” разработали на базе авиационного (!) двигателя, отсюда и характер – тарахтящий, с сильными вибрациями, но весьма живучий. 23 лошадиные силы мощности сегодня звучат смешно, но их хватало, чтобы разогнаться до 90 км/ч – правда, ехать на такой скорости можно было только по прямой, с молитвой и без встречного ветра.
Конвейер, где собирали ЗАЗ-965
Воздушное охлаждение и “жабры”
Охлаждение двигателя было воздушным. Для этого на бортах кузова сделали характерные прорези-“жабры”. Они моментально стали фирменным знаком “Запорожца”.
Проблема была в том, что летом мотор всё равно перегревался. Водители находили простое решение: открывали крышку моторного отсека и привязывали её к бамперу в полуоткрытом состоянии.
На ухабах пассажиры подпрыгивали, словно на батуте. Зато благодаря весу (всего 665 кг) машина могла проползти там, где другие застревали.
Эволюция “горбатого”: “Ялта” и грузовой фургон
Первые три года – с 1960 по 1963 – выпускали базовый ЗАЗ-965. Потом на конвейере появился 965А – чуть более современный вариант.
На экспорт в соцстраны выпускали особые версии – 965Э и 965АЭ под именем “Ялта” с улучшенной шумоизоляцией, декоративными молдингами, более мягкими сиденьями и… наружным зеркалом заднего вида с водительской стороны, которого не было в базовой версии. В ГДР и Польше “Ялта” воспринималась почти как Fiat, хотя и с “восточной спецификой”.
Экспортный ЗАЗ-965 “Ялта” в финском автосалоне
Была еще одна экзотическая версия – праворульный почтовый фургон 965С и 965АС. Сегодня такие “горбатые фургоны” – настоящая редкость.
Праворульный почтовый фургон ЗАЗ-965С
Вечно юный “пенсионер”
Машина продержалась на конвейере всего девять лет – до 1969 года. Срок по меркам автомобильной истории короткий, почти “юношеский”. За годы производства выпустили более 322 тысяч автомобилей ЗАЗ-965 всех модификаций. По сегодняшним меркам – немного, но для Советского Союза это был серьезный вклад в автомобилизацию.
ЗАЗ-965 на автошоу Vintage Day
Можно сказать, что “Запорожец” вышел на пенсию еще в 1969 году – его место заняли новые модели. Но сегодня, в 2025-м, ему исполнилось 65 лет – настоящий пенсионный возраст.
Учитывая, что в каждой машине сидела целая семья, “горбатый” перевез миллионы пассажиров – на дачи, курорты, свадьбы и похороны. Он стал свидетелем целой эпохи, когда собственный автомобиль еще считался роскошью, а не привычным средством передвижения.
Автор: Владимир Фалалеев