На выставке “Иннопром. Беларусь” среди промышленных образцов и передовых технологий оказался и представитель люксового класса автомобилей Aurus на водородных топливных элементах. В Минске впервые показали публике прототип автомобиля на топливных ячейках, разработанный российскими инженерами.

“Представленный Aurus – это автомобиль с топливными ячейками. То есть электромобиль, который вырабатывает электричество на борту”, – пояснил Михаил Кондратьев, начальник управления продуктов в ФГУК “НАМИ”.

Aurus Senat на водороде

Энергия из ниоткуда: как работает водородный Aurus

В отличие от привычных электромобилей, где электроэнергия поступает извне и хранится в аккумуляторах, здесь реализован иной принцип: под капотом установлен электрохимический генератор, который преобразует сжатый водород из топливных элементов в электричество прямо во время движения. Получается своеобразный “генератор на колёсах”, где источником энергии становится химическая реакция водорода и кислорода.

8 килограммов сжатого газообразного водорода, который можно “загрузить” в машину, хватает, по словам разработчиков, на 800–900 километров пробега. Разработчики постоянно совершенствуют конструкцию – на предыдущих презентациях водородного “Ауруса” речь шла о 600 км пробега на одной заправке. От водородной электроустановки запитываются три электромотора – два на задней оси и один на передней суммарной мощностью более 1000 л.с.. Разгон до “сотни” – менее 4 секунд, максимальная скорость – около 240 км/ч.

– “Да, по сути, это электромобиль. Просто электричество вырабатывается на борту. За счет этого автомобиль имеет большой запас хода”, – уточнил Кондратьев.

Мороз, жара и горы: как и где Aurus проверяют на прочность

“Это уже четвертый прототип, который мы испытали. Все научные разработки выполнены нашими силами”, – подчеркнул Михаил Кондратьев.

Разработчики отмечают: в основе машины – стандартная единая модульная платформа Aurus, та самая, что используется для бензиновых и гибридных моделей. Однако вместо привычного ДВС здесь установлены альтернативные силовые установки на водороде.

Испытания проходят в разных условиях: инженеры проверяют запас хода, работу топливных ячеек в жару и мороз, ресурс элементов при длительной нагрузке. По словам представителей НАМИ, автомобиль способен выдерживать как северные температуры до –45 °C, так и жару выше +40 °C, а также уверенно держать скорость на горных трассах.

Aurus Senat на водороде

Вне конкуренции: водородный люкс как российское ноу-хау

Представитель НАМИ подчеркнул, что на данный момент это единственный в мире водородный автомобиль класса “люкс”. Ни Rolls-Royce, ни Bentley, ни Maybach пока не предложили своих решений на водороде. Aurus ставит себе задачу – не просто догонять западные аналоги, а выстраивать собственную нишу, где технология соседствует с представительским статусом.

По сути, это заявка на то, чтобы водородные топливные элементы перестали ассоциироваться только с экспериментальными прототипами или коммерческим транспортом. Aurus продемонстрировал их в облике автомобиля, в котором пассажир привык видеть дорогую кожу, редкие породы дерева и внушительный хром, а не лабораторные датчики.

История Aurus (от латинского aurum – “золото”, rus – Россия) началась ещё в 2013 году, когда в рамках проекта “Кортеж” институт НАМИ получил задание создать линейку отечественных автомобилей представительского класса для перевозки первых лиц государства. Первый громкий выход бренда состоялся в 2018 году, когда лимузин Aurus Senat появился на инаугурации президента России. Именно тогда многие впервые услышали о новой марке, которая заявила о себе как об ответе на Rolls-Royce и Bentley. Первые работы с водородными топливными элементами начались еще до 2020 года, но тогда речь шла лишь о лабораторных экспериментах. Первый прототип на базе Aurus Senat появился в 2021 году. 

Международная промышленная выставка “Иннопром. Беларусь” проходит в Минском международном выставочном центре BELEXPO и завершится 1 октября.

Автор Владимир Фалалеев, фото автора