“Пролезу или нет? Уфф, на тоненького”, – сколько раз вам, начинающему водителю, приходила в голову эта мысль, когда вы разъезжались на узкой дороге с другими автомобилями или пытались выехать со стоянки и развернуться в “узком месте”? Научиться правильно чувствовать габариты своего автомобиля – проблема для многих новичков, особенно тех, кто впервые садится за руль в мегаполисе в условиях плотного транспортного потока.

Как научиться чувствовать габариты авто 1.jpg

Выезд с парковки во дворе, обгоны и объезды препятствий, развороты и повороты, узкие проезды, в общем, любой маневр в условиях ограниченного пространства – и неопытные водители сразу же теряются. Что делать? Как проехать вплотную к другому автомобилю или какому-то ограничителю, не повредив ни свой автомобиль, ни чужое имущество? В голове только одно желание: хорошо бы такие "узкие места" просто перелететь – и поехать дальше по прямой широкой дороге. Но нет. Научиться чувствовать свой автомобиль и его габариты в любой ситуации всё же придется. Как это сделать? С этим вопросом Смартпресс обратился к инструкторам автошколы "Жокей". И собрал советы от профи.

Почему важно чувствовать габариты?

  • Безопасность на дороге. При перестроении, поворотах и маневрах нужно понимать, сколько места занимает машина, чтобы избежать столкновений с другими транспортными средствами, бордюрами или препятствиями.  

  • Уверенное парковочное мастерство. Припарковаться в узком пространстве или выполнить параллельную парковку становится гораздо проще, когда водитель ощущает размеры своего авто.  

  • Прохождение сложных участков. Узкие проезды, дворы, арки и тоннели требуют точности в оценке расстояний, чтобы не поцарапать кузов.  

  • Экономия денег. Каждое неосторожное движение — риск повредить машину, что влечет за собой расходы на ремонт.

  • Комфорт и уверенность. Когда водитель чувствует свой автомобиль, он меньше нервничает и быстрее адаптируется к разным ситуациям на дороге.  

Как научиться чувствовать габариты авто 2.jpgПри плохих погодных условиях и видимости чувствовать габариты авто особенно важно

Что советуют профи?

1. Отрегулируйте зеркала и сиденье

Настройте водительское сиденье и зеркала так, чтобы у вас был максимально широкий обзор.

Существуют некоторые правила регулировки сидения. Для начала необходимо сесть так, чтобы ваша спина полностью прилегала к спинке, при этом угол между спинкой и сиденьем должен составлять чуть более 90 градусов. Многие говорят, что такое положение им неудобно, но как только отправляешься в дальнюю поездку, то понимаешь, что при таком положении спина устает намного меньше.

Далее мы регулируем расстояние до педалей. При правильной регулировке, нажимая на педаль сцепления до упора, нога будет немного согнута в коленном суставе. Если у вас "автомат", то педаль сцепления заменяет педаль тормоза. Важно, чтобы при этом спина все также оставалась прижата к спинке сиденья. 

Как научиться чувствовать габариты авто 3.jpeg

Давайте разберем ошибки на картинке выше. Если кресло слишком близко к рулю (рис. 1), движения рук скованы и снижен угол обзора периферического зрения. Если кресло далеко (рис. 2), вы будете постоянно тянуться к рулю, а в экстренной ситуации не сможете сгруппироваться. Держась за руль снизу (рис. 3), вы сами до минимума уменьшаете амплитуду вращения руля, а значит, при любой опасной ситуации будете тратить драгоценные миллисекунды на перехват руля. 

Если вы управляете одной прямой рукой (рис. 4), циркуляция крови может ухудшиться, рука – затечь, да и вообще соскользнуть с руля в нужный момент. Если у вас руки на центральной части руля (рис. 5), то его амплитуда настолько минимальна, что рука может в экстренной ситуации застрять, а если во время ДТП сработает подушка безопасности, то и вовсе… может оторвать пальцы.

Серьезные травмы можно получить и при управлении, когда одна рука свободно лежит на руле, а вторая – в оконном проеме (рис. 6). При такой посадке свисающую руку может зацепить проезжающий автомобиль. А отсутствие полноценного контроля за рулевым управлением – спровоцировать аварию при наезде на любое препятствие, даже обычную выбоину.

После того, как разобрались с посадкой и регулировкой сиденья, пришло время настроить зеркала заднего вида. Почему сейчас? Потому что, если сперва отрегулировать их, то, когда вы переместите сиденье в удобное для вас положение, придется все настраивать заново. 

Лайфхак для новичков: не меняя положения в левом (водительском) зеркале, найдите переднюю ручку двери и отрегулируйте зеркало так, чтобы ручка была видна в правом нижнем углу. Аналогично поправьте правое зеркало заднего вида: найдите переднюю ручку двери и "переместите" ее в левый нижний угол зеркала.

Как научиться чувствовать габариты авто 4.jpg

Именно при таком положении боковых зеркал захватывается максимальный полезный обзор

Салонное зеркало заднего вида регулируется так, чтобы в него было видно полностью заднее стекло. Да, иногда из-за строения автомобиля заднее стекло бывает очень маленьким и обзор в нем не позволяет контролировать ситуацию на дороге. В таком случае водители поворачивают зеркало немного правее, чтобы контролировать обстановку в боковом окне.

2. Практикуйтесь на закрытой площадке

Найдите пустую парковку или площадку, где можно потренироваться. Некоторые автошколы предоставляют свой автодром. Используйте фишки, пластиковые бутылки или коробки, чтобы создать некие границы (например, имитировать парковочные места). 

Как научиться чувствовать габариты авто 5.jpg

Практикуйте въезд, выезд и маневры в ограниченном пространстве. Хорошим тренажером будет езда "восьмеркой" передним и задним ходом. Так хорошо усваивается траектория движения автомобиля и маневрирование. 

3. Внимание – на ориентиры

Привыкайте использовать ориентиры – лобовое стекло, капот и зеркала. Например, определите, где заканчивается капот автомобиля, ориентируясь на линии или предметы перед вами. Найдите контрольные точки, глядя на которые, можно двигаться без опасения повредить автомобиль, например, задние ручки двери, дворники, наклейки на стекле и прочее.

Как научиться чувствовать габариты авто 6.jpgНекоторые автолюбители учатся ориентироваться по дворникам, запоминая, например, в каком положении находятся их выступающие части по отношению к бордюру

Практикуйтесь медленно подъезжать к объектам (например, к бордюру), чтобы почувствовать расстояние.

Водители-новички часто не понимают, едут они по середине полосы движения или нет. Чтобы это понять, переведите взгляд в боковые зеркала и сравните расстояние от борта автомобиля до линии разметки. Если вы видите ровные линии – поздравляем, всё в порядке! Со временем навык удержания в полосе придет сам собой.

4. Используйте камеры и парктроники

Если в вашем автомобиле есть камеры заднего вида или парковочные датчики, активно ими пользуйтесь.

Как научиться чувствовать габариты авто 7.jpg

При этом старайтесь сочетать их с визуальной оценкой, чтобы научиться полагаться не только на технику. Ведь и парктроники могут быть загрязнены или неисправны, а камера заднего вида – искажать изображение. 

При движении задним ходом обязательно периодически смотрите во все зеркала. Пешеходы и велосипедисты в жилых зонах могут появляться у автомобилей неожиданно. А если вы неопытный водитель и где-то паркуетесь, можете просто забыть про такую опасность.

Что будет, если не научиться чувствовать габариты своего авто?

  • Царапины и вмятины. Частые контакты с бордюрами, столбами и другими машинами быстро превратят вашу машину из новой и красивой в потертую, с царапинами и вмятинами.

  • Повышенные расходы. Даже мелкие повреждения автомобиля – как своего, так и чужих – могут привести к значительным тратам.  

  • Страх перед узкими проездами. Неуверенность в своих силах ограничивает свободу передвижения. Вы начнете попросту бояться делать маневры в "узких" местах.

  • Конфликты на дороге. Ошибки при перестроении или парковке могут вызывать недовольство других водителей, и вы постоянно будете попадать в неприятные истории.

Как научиться чувствовать габариты авто 8.jpg

Автор: Ирина Горошко

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.