Современный автомобиль напичкан электронными “ассистентами”, которые облегчают процесс вождения, а также значительно повышают уровень безопасности. Какими аббревиатурами они обозначаются и как работают, рассказываем в нашем материале.
ABS - антиблокировочная система тормозов
Система появилась еще в конце 1970-х, однако долгие годы была привилегией премиальных моделей, причем предлагалась за солидную доплату. До бюджетных авто система добралась к середине 2000-х, тоже в качестве опции. Причем если стоимость самого авто составляла условные $6 тыс., то за ABS могли просить $600-800 дополнительно. Но уже больше 10 лет назад она стала обязательной для всех новых авто.
Для чего нужен ABS? Если вы едете на авто, где системы нет, и резко нажмете на тормоз до упора, колеса могут заблокироваться, и возникнет риск заноса. К тому же, с заблокированными колесами авто не управляется - оно просто скользит по направлению движения.
ABS как раз и не дает колесам заблокироваться: система примерно по 20 раз в секунду, оценивает разницу во вращении колес, и перераспределяет тормозную жидкость по их контурам. Это позволяет тормозить эффективно, и при этом маневрировать, для избежания ДТП.
Момент работы ABS водитель ощущает в виде высокоскоростной микровибрации на педали тормоза и характерного “стрекочущего” звука. Кстати, если для всех последующих систем, описанных в нашем материале, производители могут использовать свои аббревиатуры, но в случае с ABS, как правило, используется только данное обозначение.
Brake Assist (BA) - ассистент при торможении (другие обозначения – EBV, REF)
Является “надстройкой” над ABS. Система появилась как раз из-за описанных выше ощущений водителя - вибраций на педали и резкого звука в салоне при торможении. Автопроизводители выяснили, что во время экстренного торможения водитель пугался, и, вопреки инстинкту самосохранения, слегка отпускал педаль тормоза, увеличивая тормозной путь.
Ассистент распознает паническое торможение, когда водитель резко и сильно нажимает на тормоза, и поднимает давление в тормозной системе до максимума. Прочувствовать срабатывание BA сложно, но можно - если на высокой скорости сильно и резко ударить по педали тормоза, и также резко убрать ногу, можно почувствовать, что несколько секунд авто еще будет тормозить. Впрочем, экспериментировать таким образом на дорогах общего пользования не рекомендуем.
Противобуксовочная система (Traction control system, обозначения – TCS, TRC, Dynamic Traction Control, DTC)
Данный “ассистент” также является неотъемлемой частью ABS, поскольку использует в работе ее датчики и механизмы. Принцип работы обратный: инженеры поняли, что с помощью ABS контролировать можно не только блокировку, но и пробуксовку колес. Поясним это на примере старого заднеприводного авто: если на скользкой поверхности резко нажать на газ, авто может занести, поскольку задние колеса начнут вращаться быстрее передних. Ассистент же уравнивает скорость вращения колес на обеих осях, притормаживая задние колеса и ограничивая обороты двигателя до того момента, пока обе скорости не уравняются.
Как это ощущает водитель? На панели приборов начинает мигать желтая пиктограмма с изображением профиля автомобиля и извилистыми линиями. И если дорога скользкая, водителю начинает казаться, что машина плохо тянет - ведь электроника на моноприводном авто будет ограничивать тягу двигателя.
Еще одним плюсом системы стало улучшение проходимости на скользком покрытии. Представим: зимой вы остановились на обочине, на подъеме, и правые колеса оказались на льду. При трогании на переднем приводе правое переднее колесо без электроники начнет буксовать - такова особенность трансмиссии. На заднем приводе, соответственно, буксовать будет заднее правое, на полном - оба правых.
Но электроника решает эту проблему: она “видит” разницу во вращении колес и начинает подтормаживать самое быстрое, то есть - буксующее. Из-за этого крутящий момент перекидывается на другое ведущее колесо (в нашем случае - на левое, стоящее на асфальте), и авто легко трогается. На полноприводных авто это позволяет еще и иметь отличные возможности на бездорожье.
Отличие “трэкшн контроля” от вышеперечисленных систем - его можно отключить клавишей на панели. Иногда это нужно для улучшения проходимости. Например, при движении по рыхлому снегу.
Важный момент: кнопкой можно именно отключить, а не включить функцию. Многие водители уверены: если нажал на кнопку, и загорелась лампочка на панели, то система “включена”. Но все современные системы безопасности работают по обратному алгоритму: они активированы по умолчанию, но при этом некоторые можно отключить.
ESP - электронная система стабилизации (может обозначаться как PSM, MASC, VDA, VSA, DSC, IVD)
Это, если хотите, “венец” всей гаммы электронных ассистентов, использующий их возможности, и предлагающий кардинально иную степень контроля над автомобилем. Блок управления ESP несколько раз в секунду получает всю информацию - скорость, включенная передача, угол поворота руля, скорость поворота авто вокруг своей оси и т.д.
ESP предохраняет и от сносов передней оси, и от заноса автомобиля. Допустим, на высокой скорости вы правыми колесами влетели в глубокую лужу или снежный перемет - обычно это требует от водителя почти экстремальных навыков вождения, но при помощи ESP вы наверняка даже не заметите опасной ситуации. Электроника просто не даст авто уйти в занос, стабилизируя его при помощи контроля тяги и тормозов.
ESP также можно отключать. Но в зависимости от производителя, могут быть нюансы настроек. У некоторых электроника лишь ослабляет контроль, и все равно остается на страже. У других - полностью отключается, но лишь на скорости до 50 км/ч. Ну а те бренды, которые изначально настраивают свои модели под возможность спортивного вождения, предлагают возможность и полного отключения.
Адаптивный круиз-контроль (ACC)
Обычный “круиз” установлен практически в каждом более-менее новом авто. Его принцип прост: зафиксировал скорость, и можно убирать ногу с педали газа. Весьма удобно при длительных загородных поездках. Но есть нюанс: если на пути попадается более медленный авто, приходится либо менять скорость в настройке, либо использовать педаль тормоза, а затем включать круиз заново.
С адаптивным круиз-контролем эта проблема почти исчезает: с помощью датчиков и сенсоров он определяет дистанцию до впереди едущего авто, и снижает скорость, сохраняя безопасную дистанцию. Если данное авто свернет в другую полосу или ускорится, ваша скорость снова повысится до заданного значения. Остается только следить за ограничениями скорости.
Плюсом системы является функция экстренного торможения - при резком сближении она сначала оповестит водителя громким тревожным сигналом, а затем начнет тормозить. Активируется адаптивный круиз также как и обычный - клавишами на руле либо на подрулевых рычажках, в зависимости от модели.
Ассистент удержания в полосе
Как понятно из названия, этот помощник контролирует положение авто в полосе. Контроль может быть пассивным: при наезде колесом разметку будет звучать зуммер, либо на руле или сиденье появляется вибрация, привлекая внимание. Активная система сама помогает водителю - при незначительных отклонениях руля она будет с небольшим усилием “крутить” его обратно. Активный ассистент, как правило, работает вместе с адаптивным круиз-контролем, и превращается в некий аналог автопилота: держит авто в полосе, контролирует дистанцию, тормозит и возвращается до заданной скорости.
Автор: Павел Козловский, фото из архива автора
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.