Когда автопроизводители говорят о будущем, обычно это красивые презентации: концепт-кары, рендеры новых элементов, 3D-модели и обещания “через пять лет всё будет вот так”. Но Toyota решила пойти дальше обещаний и создать реальную тестовую среду для своих разработок. Так в Японии появился проект Woven City – настоящий город-лаборатория, где компания тестирует технологии будущего в реальных условиях.

Woven City CourtyardОдин из кварталов Woven City

Сегодня Toyota позиционирует себя не только как автопроизводителя, а как технологическую компанию. В стратегии бренда всё чаще звучит слово “mobility”, термин, относящийся не только к машинам, а к любой форме передвижения и к комфортной жизни. И Woven City – это проверка этой идеи в реальных условиях. “Это как гигантская тестовая площадка, но не для автомобилей, а для всего образа жизни”, – объяснил концепцию проекта генеральный директор Woven by Toyota Джеймс Каффнер.

От ткацкого станка к “тканому городу”

Название Woven City (“Тканый город”) отсылает к истокам компании Toyota. В 1890 году Сакити Тойода, основатель компании, изобрел ручной деревянный ткацкий станок. Позже, в 1924-м, появился уже станок-автомат Toyoda Type G, который стал символом японской инженерной мысли, а философия компании – создавать технологии, которые упрощают жизнь и труд человека – до сих пор актуальна.

Идея Woven City впервые прозвучала 7 января 2020 года в Лас-Вегасе на международной выставке потребительской электроники и технологий Consumer Electronics Show. Тогда Toyota представила концепцию города будущего, где транспорт, здания и жители образуют единую экосистему. А уже 23 февраля 2021 года Toyota официально заложила первый камень в строительство Woven City у подножия горы Фудзи на месте бывшего завода Higashi-Fuji, выпускавшего автомобильные двигатели.

Toyota Woven CityToyota Woven City у подножия горы Фудзи (Япония)

С самого начала создания город будущего основывается на трех принципах:

  • строится вокруг человека, а не технологий ради технологий (Human-Centered);
  • представляет собой живую лабораторию, где все решения проверяются в реальной среде (Living Lab);
  • находится в бесконечном развитии, никогда не будет завершен окончательно” и остается экспериментальной площадкой (Ever-Evolving).

Архитектура будущего: переплетение улиц и технологий

За архитектуру Woven City отвечает знаменитый датский архитектор Бьярке Ингельс – автор здания нового кампуса Google в Калифорнии и Нового Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Его главная идея – переплетение трех типов улиц, которые и образуют “тканую” инфраструктуру:

  • отдельных трасс для транспорта общего пользования и беспилотников;
  • улиц для велосипедов и средств персональной мобильности;
  • зеленых пешеходных зон.
Woven City Official Launch

Технологии, которые тестируют в Woven City

То, что уже сейчас реализовано в “Тканом городе”, больше похоже на сценарий научно-фантастического фильма, но, как оказывается, эти технологии вполне реальны уже сейчас.

Витрина водородной экономики

Toyota давно развивает технологию топливных элементов (FCEV) – одним из первых коммерческих серийных водородных автомобилей стал именно Toyota Mirai, который начали выпускать еще в 2015 году, когда электромобили в качестве массовой альтернативы ДВС не рассматривали в принципе.

Но энергия нужна не только для транспорта: в Woven City построены компактные установки на водородных топливных элементах, которые обеспечивают электричеством также жилые дома и лаборатории.

Toyota MiraiToyota Mirai

Умные дома и медицина будущего

Система умного дома для Toyota гораздо шире того, что мы понимаем под этим термином. Помимо управления всеми системами дома, в здания Woven City встроены сенсоры, которые следят за здоровьем жителей, качеством воздуха и энергопотреблением.

Каждый жилой дом в Woven City – это фактически мини-клиника. Сенсоры в полу отслеживают походку жильца и фиксируют первые признаки возможных заболеваний, умные зеркала анализируют кожу и глаза, системы очистки воздуха делают упор на борьбу с аллергией и пыльцой. Все данные передаются в облако Toyota, где ИИ анализирует изменения и рекомендует профилактику. Это первый пример цифровой медицины в масштабе города.

Роботизированная доставка и логистика

Woven City задумывался и как полигон для сервисной робототехники. Доставка продуктов, вывоз мусора и транспорт внутри района полностью роботизированы. Но это не просто автономные машинки на тротуаре, а часть встроенной инфраструктуры города, работающей в том числе в подземных коридорах.

Самоходные роботы транспортируют автомобили к зонам каршеринга или стоянкам, по улицам города движутся роботы-доставщики, а пожилым и людям с ограниченными возможностями помогают роботы-компаньоны Cocomo.

Woven City Summon ShareРобот-доставщик Toyota Guide Mobi

Беспилотный транспорт: e-Palette и MaaS

Одно из первых решений, внедренных в Woven City, – электрический беспилотный мини-автобус Toyota e-Palette, вмещающий до 20 человек. Благодаря модульной компоновке сегодня салон может быть оборудован как маршрутное такси, а завтра – как мобильный магазин или офис. Toyota рассматривает его как основу для практической реализации концепции Mobility as a Service (MaaS) – не владение транспортом, а использование его по подписке.

Toyota e-PaletteБеспилотник Toyota e-Palette

Операционная система и цифровая копия города

Для нормальной работы всей инфраструктуры внедрены сети передачи данных не ниже 5G для беспилотников и медицинских сервисов, установлены десятки тысяч сенсоров, фиксирующих всё, от освещенности до движения, и передающих информацию в облако.

Реализована и полная виртуальная копия города, благодаря которой разработчики могут сначала отработать проект в цифровой модели, и только потом внедрить в реальную среду. 

Именно поэтому Toyota называет Woven City “живой лабораторией”, и это не преувеличение. В отличие от обычных технопарков или кампусов, где новые решения тестируют в демонстрационном режиме, здесь всё работает в реальной жизни.

Toyota Woven CityПарк в Toyota Woven City

Кто такие Weavers – жители-испытатели технологий

Первыми жителями стали 300 сотрудников Toyota и членов их семей, а также ученые и стартаперы, приглашенные для тестов. Они не просто жильцы, а weavers (“ткачи”) – активные участники, включенные в процесс тестирования и обратной связи. В будущем планируется, что в Woven City будет проживать около 2000 человек разного возраста и социальных групп: пенсионеры и студенты, одинокие люди и семьи, представители разных профессий, поскольку технологии должны быть удобны не для “среднего пользователя”, а для разных групп и категорий населения.

Songdo, Masdar, Quayside: “тканый город” не повторяет чужих ошибок

Попытки построить умный город предпринимались уже не раз. 

В Южной Корее в начале 2000-х начали строить Сонгдо (Songdo) – город, напичканный сенсорами и автоматизированными системами, но технологии оказались слишком сложными и непрактичными для жителей. К настоящему времени Сонгдо из “города будущего” он превратился в обычный хорошо спланированный урбанистический район с элементами smart-инфраструктуры – его “умная” составляющая стала гораздо менее амбициозной, чем предполагалось изначально.

Умный город Сонгдо в Южной КорееУмный город Сонгдо в Южной Корее

В 17 км от столицы ОАЭ также в начале 2000-х началось строительство Масдар Сити (Masdar City), который задумывался как экогород, существующий только на возобновляемой энергии, однако впоследствии сроки реализации проекта замедлились: часть города функционирует, но некоторые идеи остались лишь на бумаге.

Масдар Сити в Абу-ДабиЭкогород Масдар Сити в Абу-Даби

В 2017 году был анонсирован умный город Кисайд (Quayside). Проект должны были реализовать в канадском Торонто. Google планировал интегрировать в этот район собственные сервисы – от анализа данных до городской “операционной системы”, но в 2020 году проект закрыли из-за критики в области защиты персональных данных.

Умный город Кисайд в КанадеУмный город Кисайд в Канаде (рендер)

Живой бета-тест: что делает Woven City уникальным

Мировые СМИ отметили уникальность проекта Woven City, назвав его тестовой площадкой для будущей мобильности и подчеркнув, что, в отличие от Songdo и Quayside, здесь ставка сделана на реальную жизнь. Сильными сторонами проекта считают постепенность роста, гибкость и возможность постоянных изменений, а также реалистичность без попыток сразу построить утопический мир. В свою очередь Toyota убеждена, что Woven City будет жить в режиме постоянного бета-тестирования.

Автор: Владимир Фалалеев