Формулу-1 считают не только самым популярным видом автоспорта, но и самым неэкологичным. Критикуют чемпионат уже который год – даже несмотря на то, что организаторы соревнований и команды-участницы предпринимают максимум усилий по минимизации вредных выбросов. Рассказываем об амбициозных планах Формулы-1 выйти на "нулевой углеродный след" уже к 2030 году.
Пелотон Формулы-1
Проблема – не в болидах
В 2019 году Формула-1 заявила о курсе на экологичность и устойчивое развитие. Тогда же организаторы гонок обнародовали данные за 2018 год – по ущербу, который наносит Ф1 экологии. Согласно им, за сезон выбросы СО2 составляют более 256 тысяч тонн.
Как ни странно, сами гонки причиняют окружающей среде наименьший вред. За время проведения чемпионата 20 болидов генерируют всего 0,7% от общего объема выбросов. Примерно столько же, сколько один четырехмоторный "Боинг" за 10 часов полета.
А вот логистика Королевских гонок влияет значительно. Гран-при проходят по всему миру – в Австралии и Южной Америке, Азии и Европе, Северной Америке и на Ближнем Востоке. Вес перемещаемого оборудования Формулы-1 (болиды, запчасти и многое другое) составляет около 1400 тонн. Это сотни трансконтинентальных авиарейсов, тысячи автоперевозок – и 45% от общего количества вредных выбросов Ф1.
Так иногда перевозят болиды Формулы-1
Решение по снижению выбросов СО2 одно: уменьшение перелетов между континентами. Как достичь этого без снижения количества Гран-при? Оптимизировать календарь чемпионата – чтобы все гонки на одном континенте проводились подряд.
В Европе для перевозки оборудования с одного Гран-при на другое сейчас задействуют около 300 грузовиков. Недавно Формула-1 начала использовать фуры на биотопливе. В 2023 году это, согласно отчету организаторов чемпионата, позволило снизить выбросы углерода при логистике на 83%. В целом же в 2023 году Формула-1 сократила свой углеродный след на 13% (по сравнению с 2018 годом). Теперь стремится достичь нулевого уровня выбросов к 2030 году. Для этого разработана стратегия Net Zero 2030.
Каждой команде нужно несколько грузовиков для перевозки техники и оборудования
Что касается непосредственно гонок, то с 2026-го года болиды Формулы-1 кардинально изменятся. Новым будет и внешний вид, и, что самое важное, двигатели машин. Болиды станут на 45% электрическими, и в них будет на 100% использоваться синтетическое (то есть экологически чистое) топливо. Сейчас силовые установки автомобилей Ф1 работают на горючем Е10, которое на 10% состоит из возобновляемого топлива.
Так изменится внешний вид болидов к 2026 году
Red Bull: пересаживаются на велосипеды и строят новый двигатель
Многие команды, участвующие в чемпионате Формулы-1, не только следуют требованиям, которые устанавливают организаторы гонок, но и сами прилагают усилия для минимизации углеродного следа. Среди лидеров в этом вопросе (равно как и на трассе) – команда Red Bull Racing.
Несколько лет назад Red Bull Racing запустила экологическую программу NO BULL. И в первую очередь она коснулась штаб-квартиры команды, которая находится в британском городе Милтон-Кинс.
Головное здание штаб-квартиры Red Bull Racing в Милтон-Кинс
Как именно? Кампус команды полностью перешел на электроэнергию из возобновляемых источников, стал использовать политику нулевого захоронения отходов производства (когда все отходы отправляются на переработку – Прим.редакции). Также команда начала стимулировать передвижение пешком и на велосипедах внутри кампуса и сократила использование одноразового пластика – как в штаб-квартире, так и на соревнованиях.
В паддоке Red Bull Racing
К сезону 2026 года команда Red Bull в сотрудничестве с "Фордом" готовит силовую установку нового поколения – двигатель под названием Red Bull Ford Powertrain, который полностью работает на возобновляемом топливе. Уже известно, что новинку будут использовать команды Red Bull Racing и Scuderia AlphaTauri. Более того, силовой установкой заинтересовались и McLaren. Таким образом, Red Bull составит серьезную конкуренцию традиционным мотористам Формулы-1 – таким как Mercedes, Ferrari и Renault. И это при том, что раньше компания разработками не занималась. "По сути, мы стали стартапом по производству собственных двигателей для Формулы-1", – заявил глава команды Кристиан Хорнер.
Нельзя отказаться – можно компенсировать
Несмотря на все усилия, чтобы стать максимально экологичной, команде Red Bull Racing потребуется не один год. Как, впрочем, и всей Формуле-1. Но, хоть полностью убрать вредные выбросы прямо сейчас не получится, их можно компенсировать – в других местах. Так, с 2020 года Red Bull Racing активно сотрудничает с Gold Standard – некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на стимулирование действий по борьбе с изменением климата.
Участвуя в проектах Gold Standard по всему миру, Red Bull Racing компенсирует тот ущерб, который наносит климату чемпионат Формулы-1.
Речь о проектах по внедрению кухонных плит с экологически чистым сжиганием (вместо устаревших, с огромным выбросом CO2в Сомали, Уганде, Мадагаскаре и Гондурасе – . Кроме того, Red Bull поддерживает инициативу по развитию ветроэнергетики в Индии – с одновременным отключением электростанций, работающих на ископаемом топливе. По оценкам Gold Standard, благодаря этому проекту удастся уменьшить выбросы парниковых газов примерно на 813 тысяч тонн CO2 в эквиваленте. Это в три с лишним раза больше, чем "генерирует" вся Формула-1.
Проект ветроэнергетики в Индии, который поддерживает Red Bull Racing, позволит уменьшить выбросы CO2 на 813 тысяч тонн в год
Стремление Ф1 к нулевому углеродному следу, а также усилия флагманских команд (таких как Red Bull Racing) по части компенсации выбросов могут привести к чуду. Весьма вероятно, что в будущем Королевские гонки станут не только экологически нейтральным видом спорта, но и помогут уменьшить негативное влияние человечества на климат. И все это – без ущерба зрелищности и популярности.
Компания А1 вместе с A1 Group, европейским подразделением транснационального холдинга América Móvil, одного из крупнейших мировых провайдеров телекоммуникационных услуг с штаб-квартирой в Мексике, продолжает выступать партнером команды Формулы-1 Oracle Red Bull Racing. Это сотрудничество подчеркивает стремление А1 к высоким результатам и поддержке инноваций в сфере технологий, как и в Формуле-1.
Автор: Сергей Лобко
*Партнерский материал
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.