Немецкое правительство в 2023 свернуло сразу две программы субсидирования электромобилей. Несмотря на это, Германия по-прежнему лидирует по количеству регистраций “электричек”, однако их продажи и популярность начали ощутимо снижаться. Готовы ли немцы отказаться от традиционных автомобилей в пользу экологически чистых альтернатив и что вообще сейчас происходит на рынке электромобилей в самой “зеленой” стране ЕС?
Зарядная станция для электромобилей. Германия, 2024. Фото - Смартпресс
Как отмена субсидий повлияла на продажи?
С 2016 года в Германии покупка как гибридных, так и полностью электрических автомобилей частично субсидировалась государством. Это делалось с очевидной целью: облегчить и ускорить переход автомобильного транспорта с дизельного и бензинового на более экологичный - электрический. Так, за 7 лет сумма выданных субсидий составила более 10 млрд евро, и ими воспользовались более 2 млн новых автовладельцев.
В январе 2023 прекратилась программа субсидий частным покупателям на гибридные автомобили (PHEV). А в декабре 2023 - для бизнеса на полностью электрические (BEV). В результате, продажи электромобилей за 2023 просели впервые за 7 лет и составили 25% от всех новых проданных автомобилей, по сравнению с 31% в 2022 году (хотя это все равно высокий уровень). Несмотря на то, что некоторые автопроизводители предложили скидки, чтобы компенсировать покупателям потерянные субсидии, полностью перекрыть эти потери не удалось.
Электрический полноприводный Jeep Avenger. Марбург, 2024. Фото - Смартпресс
При этом в 2023 полностью электрические авто “взяли” на себя 75% рынка “электричек”, оставив гибридным только 25%. В целом ожидается, что гибриды продолжат терять популярность в будущем, все больше уступая свою долю автомобилям с полностью аккумуляторными батареями.
Кто-то уже дает заднюю?
Каршеринги и прокат автомобилей все меньше полагаются на элеткрокары. Так, берлинская каршеринговая компания Miles отчиталась, что на конец 2023 доля электрокаров в их автопарке упала до 17%. Еще в середине 2023 эта цифра составляла 25%. Они также заявили, что будущее пополнение автопарка будет преимущественно состоять не из “электричек”. Крупнейший немецкий автопрокатчик Sixt высказался более сдержанно, подчеркнув, что этот вопрос остается “гибким”. Хотя ничто не указывает на то, что компании хотят полностью отказаться от электрокаров, активные закупки пока приостановились.
Электрический Renault Zoe (слева) - самый популярный автомобиль в своей категории, используемый каршеринговым сервисом Scouter. Марбург, 2024. Фото - Смартпресс
Причины этой негативной динамики - дороговизна закупки без субсидий и частота зарядки. Электроавтомобили стоят в среднем чуть дороже и заряжать их надо чуть чаще, чем заправлять обычные автомобили с двигателем внутреннего сгорания.
Социологические опросы показывают, что индивидуальный интерес к электромобилям пока стабилен, но теперь немцы подумают дважды перед тем, как купить “электричку”.
А какой вообще был план?
В планах немецкого правительства было сделать так, чтобы к 2030 году на дорогах Германии было 15 млн электромобилей. То есть, чтобы уложиться в план, в следующие 6 лет в стране должно регистрироваться чуть больше, чем по полмиллиона новых “электричек” ежегодно. Учитывая, что в 2023 году эта цифра была достигнута, прогноз в целом позитивный, хотя отмена субсидий однозначно негативно скажется на динамике продаж в ближайшем будущем.
Электрический Mini Cooper SE на зарядной станции. Германия, 2024. Фото - Смартпресс
Посмотрим и сравним цифры
На данный момент Германия лидирует в Европе по количеству зарегистрированных “электричек” - суммарно их там 2,5 млн, из которых 1,5 млн полностью аккумуляторные (BEV), а остальные - гибридные. Разрыв со вторым местом колоссальный - во Франции суммарно зарегистрировано 1,5 млн электрокаров.
Ради интереса мы решили сравнить немецкие и белорусские цифры:
*В таблице указаны данные на март 2024.
Несмотря на то, что в Беларуси доля “электричек” гораздо меньше, темпы их роста бьют все рекорды. В 2023 году прирост составил почти 90% по сравнению с 2022 годом.
Какие электромобили предпочитают немцы?
В 2023 году самой популярной моделью с огромным отрывом стала Tesla Model Y. Вслед за ней идут VW ID.4, Skoda Enyaq, Fiat 500e, VW ID.3 и Audi Q4 e-Tron. Это означает, что весь пьедестал заняли кроссоверы. Но, несмотря на популярность Tesla в прошлом году, за лидерство на рынке в целом борьба идет между VW и Mercedes-Benz. И уже за третье место Tesla борется с BMW.
Tesla Model 3. Германия, 2024. Фото - Смартпресс
Аргументы "за" и "против" электромобилей
Одна из главных “экологических” претензий к электромобилям - это технология производства и утилизации их аккумуляторов. В среднем при производстве одного электромобиля выделяется в два раза больше CO2, чем при производстве дизельной машины. Все потому, что аккумулятор содержит множество металлов, которые энергозатратно добываются, а потом энергозатратно переплавляются при высоких температурах. Но технологические разработки должны решить эти проблемы, может быть, даже в ближайшем будущем. Множество компаний участвует в негласной гонке за инновации - кто-то ищет замену литию, кто-то пытается уменьшить размер батареи, при этом еще и увеличив ее мощность. А если и вовсе использовать зеленую энергию для производства аккумуляторов (в процессе добычи металлов и их сплава), как это уже делается в Швеции, то претензия теряет свою актуальность.
Частная домашняя зарядная станция. Германия, 2024. Фото - Смартпресс
Другая претензия - практическая. Ограниченность заряда аккумулятора вынуждает довольно часто заряжать автомобиль. Хотя в Германии это сложно назвать проблемой - в стране уже более 110 тыс. зарядных станций. К 2030 году немецкое правительство намерено увеличить эту цифру в 10 раз - до 1 млн.
Главное преимущество электромобилей, конечно, в отсутствии выбросов выхлопных газов в атмосферу. Они также экономичнее и безопаснее бензиновых и дизельных автомобилей. Еще в них меньше деталей, которые способны сломаться, поэтому “электрички” считаются в среднем надежнее.
Прогнозы на будущее электрокаров
Несмотря ни на что, прогнозы на 2025-й положительные, потому что немецкие премиальные производители все-таки выходят на массовое производство электромобилей. Это включает в себя целую новую линейку BMW Neue Klasse, Mercedes-Benz CLA EV, Audi A4 e-Tron и Volkswagen (VW) ID.2.
Зарядные станции на парковке в Марбурге, 2024. Фото - Смартпресс
Более того, в Евросоюзе был ратифицирован мандат, что к 2035 году все автопроизводители должны выпускать исключительно электромобили. Звучит, кажется, чересчур оптимистично, и, вероятно, реальность окажется где-то посередине. Однако, когда продажи электромобилей пробили потолок в 10% от всех автопродаж в мире, стало очевидно, что автомобильный рынок изменился навсегда и “электрички” становятся неотъемлемой его частью.
Автор: Мария Орсич
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.