В 2023 году на автомобильном рынке Беларуси происходили "тектонические изменения": кардинально сменился топ марок, продаваемых официальными дилерами, а число моделей сократилось почти вдвое. Но при этом удалось частично компенсировать падение после самого провального 2022 года. Об итогах работы автомобильной отрасли страны в 2023 году рассказали в Белорусской автомобильной ассоциации (БАА).
Продажи росли, цены были стабильны
Как рассказал в ходе пресс-конференции директор УП "БАА-Консалт" Дмитрий Ярота, члены БАА в 2023 году продали 25,4 тыс. легковых автомобилей и легкой коммерческой техники, это на 47,5% больше, чем в 2022 году.
Однако, несмотря на существенный рост, этот показатель один из худших за последние 10 лет, меньше было продано только в 2014 и 2022 годах.
Инфографика здесь и далее предоставлена БАА
На долю легковых авто пришлось 85,5% продаж (21 тыс. 761 автомобилей), легких коммерческих – 14,4% (3 тыс. 647).
- 2023 год показал высокую способность адаптации наших автомобильных дилеров к негативным процессам, происходящим на автомобильном рынке, отметил в свою очередь председатель правления БАА Сергей Варивода. При этом он констатировал, что 2023 год прошел "в принципе под знаком стабильных цен в дилерских салонах".
– И это один из факторов со стороны предложения, который позволил нарастить продажи дилеров почти в 1,5 раза, считает Варивода.
"Китайцы" подъехали
Число моделей автомобилей, проданных дилерами в 2023 году, составило всего 78, в то время как в 2022 году их было 142. Количество марок, которые были представлены на рынке, сократилось с 28 до 20.
– И это притом, что 6-7 новых марок появилось среди членов БАА", заметил Ярота.
По его данным, замена происходит за счет прихода на рынок китайских брендов. Так, если в 2022 году на белорусском рынке было всего четыре китайский бренда (включая Geely), то в 2023 году уже 11.
– Происходит кардинальное изменение структуры продаж ассоциации, - констатировал представитель БАА.
В 2022 году продажи китайских автомобилей составляла 31,7% всего рынка (в том числе на Geely приходились почти все продажи – 92%), а в 2023 году – 82%. При этом Geely в этом объеме удалось сохранить свою долю – она составила около 90%.
Топ-10 брендов 2023 года
Такие бренды как Kia, Renault, Hyundai, Toyota, Nissan из Топ-10 ушли. И из низа таблицы поднялись те бренды, которые пришли на белоурсский рынок в 2022 году, а также новые бренды. При этом Geely и Lada уверенно занимают первое и второе места.
"Зеленые" более заметны
Топ-3 продаж авто на электродвигателях у дилеров в 2023 году составили Voyah Free, Geely Geometry C и FAW Bestune NAT. Суммарно 422 единицы с ростом в 6,7 раза. Причем свыше половины продаж пришлось на Voyah Free.
В 2022 году были совсем другие игроки, констатировал Ярота. Тогда было официально продано 55 электромобилей, топ-3 выглядел следующим образом Geely Geometry С, Audi e-Tron и Porsche Taycan.
В текущем году, по прогнозам дилеров, рост продаж "зеленых" автомобилей продолжится. Члены БАА ожидают, что продадут не менее 1,9 тыс. единиц (это семикратный рост по сравнению с 2023 годом).
Ожидания-2024
Как рассказал Сергей Варивода, исходя из субъективных оценок компаний-членов БАА, в текущем году они прогнозируют рост продаж легковых автомобилей на 25% по сравнению с 2023 годом, до 28,85 тыс. авто, по легким коммерческим автомобилям – до 4,5 тыс. (также рост на четверть).
Достичь этих результатов, как полагают дилеры, позволит пополнение модельного ряда (ожидается вывод на рынок не менее 28 новых моделей) и достаточно стабильный уровень цен. Повлиять на будущие продажи могут инфляция, темпы роста реальных доходов населения, доступность кредитов, регуляторная среда, а также то, как будут использовать недобросовестные предприниматели льготы для инвалидов и многодетных семей, предоставленные в соответствии с указом №140.